Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Рассмотрено Согласовано Заместитель директора по Заместитель директора по УВР ВР Духанина О.А. Кудряшова И.А. Протокол № 1 Протокол № 1 от «30» августа 2023г. от «30» августа 2023г Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т. В. Беляева Приказ №156/7 «30» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Токовенко Надежда Андреевна 2023 год Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-7 класс. Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых федеральной общеобразовательной программой к результатам освоения основной образовательной программы, которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе. На изучение учебного предмета ОБЖ в 7 классе предусматривается по 1 часу в неделю. В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Формы организации учебной деятельности: коллективная форма обучения; групповая форма обучения; парная форма работы; индивидуальная форма работы Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: - осознание важности здорового образа жизни; - соблюдение правил здорового образа жизни; - соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках и способность оценивать своё поведение в разных жизненных ситуациях с точки зрения безопасности; - способности предвидеть опасные ситуации и избегать их; - готовность к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности. - понятия о правилах индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; -ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; У обучающихся могут быть сформированы: - антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; - коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; - готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Обучающийся получит возможность научиться: - создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - приемам действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим. Регулятивные: Обучающийся научится: - самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; - основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Коммуникативные: Обучающийся научится: - формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; - формировать умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Обучающийся получит возможность научиться: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Предметные: Обучающийся научится: - современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - убеждениям в необходимости безопасного и здорового образа жизни; - понимать личную и общественную значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности; - понимать роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; - предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников; - понимать необходимость подготовки граждан к военной службе; -понимать роль государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; - формировать антиэкстремистские и антитеррористические личностные позиции; - определять основные опасные и чрезвычайные ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; Обучающийся получит возможность научиться: - современной культуре безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - делать установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; - понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; - применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; - оказать первую помощь пострадавшим; - принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Содержание внеурочной деятельности На природе Умеете ли вы ориентироваться? Что такое ориентир. Ориентирование по компасу, солнцу, часам, Полярной звезде и местным признакам. Измерение расстояния на местности. Если вы заблудились в лесу. Как подавать сигналы о помощи. Чрезвычайные ситуации природного характера. Виды и характеристика природных чрезвычайных ситуаций. Правила безопасного поведения в таких ситуациях. Природа полна неожиданностей! Опасности, которые могут встретиться в природе. Общие правила поведения в лесу и на водоёме. Правила поведения в экстремальных ситуациях (потеря ориентиров на незнакомой местности и др.). Правила поведения при встрече с опасными животными (насекомые, змеи, другие дикие животные). Первая помощь при укусе насекомых и змей. Опасности, которые таит вода. Выбор места для купания и его оценка. Правила безопасного поведения на воде при купании и катании на лодке. Оценка состояния льда в холодное время года. Правила безопасного поведения на льду. Переправа через водные препятствия. Предусмотрительность и осторожность во время преодоления водных препятствий. Первая помощь при судороге, солнечном ударе. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Туристский поход: радость без неприятностей Перед походом. Правила организации безопасного туристского похода. Подбор снаряжения и продуктов питания. Одежда и обувь для похода. Правила укладки рюкзака. Спальный мешок. Первая помощь при потёртости, мозоли. Походная аптечка. В походе... Режим дня в многодневном походе. Правила организации режима дня туриста: время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр. Походная еда, правила её приготовления. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами и получении ожогов. Когда человек сам себе враг Алкоголь наносит удары по организму. Вред алкоголя для здоровья, умственной деятельности и поведения человека. Особая опасность приёма алкоголя в подростковом возрасте. Курение убивает. Вред табакокурения для здоровья человека. Особая опасность курения в подростковом возрасте. Тематическое планирование внеурочной деятельности № п/п 1 2 3 Наименование раздела Количество часов по программе Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Электронные (цифровые) образовательные ресурсы На природе Туристский̆ поход: радость без неприятностей̆ Когда человек сам себе враг 13 14 Практикум, игротека, познавательная беседа, диалог, групповая работа. работа в группах, сопоставление. Мотивация к познанию и обучению Готовность обучающихся к саморазвитию. Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» - http://catalog.iot.ru Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://schoolcollection.edu.ru https://uchi.ru https://resh.edu.ru ИТОГО 34 7