Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» (базовый уровень) 11 Б класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Зуева Ольга Владимировна (учитель высшей квалификационной категории) 2023 г 11 Рабочая программа по информатике для 11 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Информатика», входящей в состав образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31». По образовательной программе школы на изучение информатики на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа включает профориентационное содержание, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. По образовательной программе предусмотрен резерв 7 часов. Два часа выделено на раздел «Основы информатики» и три часа на раздел «Информационно-коммуникационные технологии». Два часа выделены на раздел «Повторение». Предусмотрено выполнение 7 практических работ. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: У ученика будут сформированы: мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; У ученика могут быть сформированы: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: Ученик научится: - умению использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этиче ских норм, норм информационной безопасности; 12 Ученик получит возможность научиться:составлять план и последовательность действий, сравнивать действия с эталоном; осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; Регулятивные: Ученик научится: самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; Ученик получит возможность научиться: владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: Ученик научится: владению навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных ме тодов познания; готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; Ученик получит возможность научиться: умению определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Предметные результаты: Ученик научится: алгоритмическому мышлению как необходимому условию профессиональной деятельности в современном обществе; пониманию сущности алгоритма и его свойств; создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, 13 C++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений; умение разбивать задачи на подзадачи, использовать константы, переменные и выражения различных типов (числовых, логических, символьных); анализировать предложенный алгоритм, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; записать на изучаемом языке программирования алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа, поиск максимумов, минимумов, суммы числовой последовательности; владеть умениями и навыками использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и анализа различных видов информации, навыками создания личного информационного пространства; владеть умениями пользования цифровыми сервисами государственных услуг, цифровыми образовательными сервисами; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, умение обеспечивать личную безопасность при использовании ресурсов сети Интернет, в том числе умение защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учетом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода); умению распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). Ученик получит возможность научиться: владению опытом построения и использования компьютерно - математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформировывать представления о способах хранения и простейшей обработке данных; умению пользоваться базами данных и справочными системами; владению основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними. 14 Содержание учебного предмета Информация и информационные процессы (5 часов) Передача данных. Скорость передачи данных. Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления. Информационное общество. Информационные технологии. Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура. Стандарты в сфере информационных технологий. Практическая работа №1 «Использование архиватора» Моделирование (6 часов) Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Модели мышления. Искусственный интеллект. Адекватность. Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов. Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель ограниченного роста. Открой своё будущее в IT профессиях. Базы данных (5 часов) Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей. Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Составление базы данных «Мой родной город». Связи между таблицами. Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора. Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц. Формы. Простая форма. Отчёты. Простые отчёты. Практическая работа №2 «Операции с таблицей». Практическая работа №3 «Создание таблицы». Создание веб - сайтов (6 часов) Веб - сайты и веб - страницы. Провести опрос среди одноклассников какими сайтами они пользуются. Создать график в excel. Статические и динамические веб - страницы. Веб - программирование. Системы управления сайтом. Текстовые веб-страницы. Простейшая веб - страница. Заголовки. Абзацы. Специальные символы. Списки. Гиперссылки. Оформление веб - страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы. Стили для элементов. Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки. Мультимедиа. Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки. Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы. Пробую профессию в сфере информатики, прохожу тесты, анализирую анкету. Мои ориентиры в IT - профессиях. Обработка изображений (5 часов) Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты. Сканирование. Кадрирование. Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска. Исправление «эффекта красных глаз». Фильтры. Многослойные изображения. Текстовые слои. Анимация. Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание, распределение. Группировка. Практическая работа №4 «Оформление текстовой веб - страницы». Трёхмерная графика (5 часов) 15 Понятие 3D-графики. Проекции. Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов. Сеточные модели. Редактирование сетки. Материалы и текстуры. Рендеринг. Источники света. Камеры. Практическая работа №5 «Использование CSS». Практическая работа № 6 «Рисунки на веб-страницах». Практическая работа №7 «Использование таблиц». Повторение (2 часа) Повторение за курс 11 класса. Итоговое тестирование. Тестирование «Выбор профессии. Какая профессия тебе подходит». 16 Тематическое планирование учебного предмета № п/п Название раздела Количество часов по образовательной программе Количество часов по рабочей программе 1. Основы информатики 3 5 1.1 Информация и информационные процессы 3 5 2. Информационно- коммуникационные технологии 24 27 2.1 Моделирование 3 6 2.2 Базы данных 5 5 2.3 Создание веб-сайтов 6 6 2.4 Графика и анимация 5 5 2.5 3D- моделирование и анимация 5 5 3. Резерв Повторение Итого 7 Согласовано на заседании ШМО протокол № 1 «30» августа2023г. Согласовано зам. директора по УВР Я.С.Якушева «31» августа 2023г. 34 часа Профориентационный минимум Реализация программ ы воспитания 3 2 1 2 34 часа 4 часа 2 часа