Информатика 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»Г. о.
Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика» (базовый уровень)9 А, Б, В,
Г, Д класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Зуева Ольга Владимировна
(учитель высшей квалификационной категории),
Карначева Юлия Михайловна
(учитель без квалификационной категории).

2023 г

2

Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Информатика», входящей в состав
образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым
результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31».
Рабочая
программа
включает
профориентационное
содержание,
где
рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности.
По образовательной программе школы на изучение информатики на базовом уровне
отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1
час в неделю).
Предусмотрено выполнение практических работ – 19
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
 ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
У ученика могут быть сформированы:

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Ученик научится:
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
Ученик получит возможность научиться:
 составлять план и последовательность действий, сравнивать действия с
эталоном;
 осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем,
комбинировать известные средства для нового решения проблем;

3

Регулятивные:
Ученик научится:
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
Ученик получит возможность научиться:
 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
Коммуникативные:
Ученик научится:
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Познавательные:
Ученик научится:
 создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
Ученик получит возможность научиться:
 применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и
прикидкой при практических расчётах.
Предметные результаты:
Ученик научится:
 называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

4



владеть понятиями: высказывание, логическая операция, логическое выражение;
умение записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если
известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы
истинности для логических выражений; записывать логические выражения на
изучаемом языке программирования;
 создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования
(Python, C++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие
несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и
ветвлений; умение разбивать задачи на подзадачи, использовать константы,
переменные и выражения различных типов (числовых, логических, символьных);
анализировать предложенный алгоритм, определять, какие результаты возможны
при заданном множестве исходных значений;
 записать на изучаемом языке программирования алгоритмы проверки делимости
одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту,
выделения цифр из натурального числа, поиск максимумов, минимумов, суммы
числовойпоследовательности;
 формировать представления о назначении основных компонентов компьютера;
использование различных программных систем и сервисов компьютера,
программного обеспечения; соотносить информацию о характеристиках
персонального компьютера с решаемыми задачами
 владеть умениями и навыками использования информационных и
коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и
анализа различных видов информации, навыками создания личного
информационного пространства; владеть умениями пользования цифровыми
сервисами государственных услуг, цифровыми образовательными сервисами;
 выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
(таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих
программных средств обработки данных; формализовать и структурировать
информацию, используя электронные таблицы для обработки, анализа и
визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и
упорядочиванием (сортировкой) его элементов; применять в электронных
таблицах формулы для расчетов с использованием встроенных функций,
абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные
таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных
областей;
 формировать представления о сферах профессиональной деятельности, связанных
с информатикой, программированием и современными информационнокоммуникационными технологиями, основанными на достижениях науки и IТотрасли;
 соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств
информационно-коммуникационных технологий;
Ученик получит возможность:
 научиться систематизировать знания о принципах организации файловой
системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах
организациииндивидуального информационного пространства;
 научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного
обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер
человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
 закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены,
5

эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий.











создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы,
формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;
хранить, анализировать и представлять данные в электронных таблицах.
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы,
формулы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального
исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального
исполнителя сзаданной системой команд;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы
обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива;
суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование
элементовмассива, с заданными свойствами; определение количества элементов
массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов
массива и др.).

6

Содержание учебного предмета
Цифровая грамотность (6 ч.)
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней (3 ч.)
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет.
Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности
при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной
аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии
поведения всети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные
формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.).
Работа в информационном пространстве (3 ч.)
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные
сервисы (почтовая служба, видеоконференцсвязь и т. п.); справочные службы (карты,
расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и
др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной
разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис:
онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
Открой своё будущее в IT профессиях.
Теоретические основы информатики (8 ч.)
Моделирование как метод познания (8 ч.)
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей.
Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные
модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели
моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина
(вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск
оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом
графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева.
Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и
от словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
математической модели, программная реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Пробую профессию в сфере информатики, прохожу тесты, анализирую анкету. Мои
ориентиры в IT - профессиях.
7

Алгоритмы и программирование (8 ч)
Разработка алгоритмов и программ (6ч.)
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием
ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот
или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка
программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов,
на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в
соответствиис формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива;
линейный по-иск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива,
удовлетворяющих задан- ному условию; нахождение минимального (максимального)
элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического,
минимального
и
максимального
значения
элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Управление (2 ч.)
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков
(касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной
связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том
числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление
отопления
дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.).

Информационные технологии (12 ч)
Электронные таблицы (10 ч.)
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы.
Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума,
минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном
диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма).
Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и
смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений,
отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное
моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе (2 ч.)
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона.
Открытые образовательные ресурсы.
8

Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: вебдизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор
программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.
Тестирование «Выбор профессии. Какая профессия тебе подходит».

9

Тематическое планирование учебного предмета
№
п/п

Название раздела

Количество
часов по
образователь
ной
программе
6

Количество
часов
по рабочей
программе

1.

Цифровая грамотность

1.1.

Глобальная сеть Интернет
и стратегии безопасного
поведения в ней
Работа в информационном
пространстве
Теоретические основы
информатики
Моделирование как метод
познания
Алгоритмы и
программирование

3

3

3

3

8

8

8

8

8

8

Разработка алгоритмов и
программ
Управление

6

6

2

2

4.

Информационные
технологии

12

12

4.1

Электронные таблицы

10

10

4.2

Информационные
технологии в современном
обществе

2

2

34

34

1.2.
2.
2.1.
3.
3.1.
3.2.

Итого
Согласовано
на заседании ШМО
протокол № 1
«30» августа2023г.
Согласовано
зам. директора по УВР
Я.С.Якушева
«31» августа 2023г.

6

Профориентационный
минимум

Реализация
программы
воспитания

1

2

1

1

4

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».