Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31»Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» (базовый уровень)9 А, Б, В, Г, Д класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Зуева Ольга Владимировна (учитель высшей квалификационной категории), Карначева Юлия Михайловна (учитель без квалификационной категории). 2023 г 2 Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Информатика», входящей в состав образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31». Рабочая программа включает профориентационное содержание, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. По образовательной программе школы на изучение информатики на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Предусмотрено выполнение практических работ – 19 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: У ученика будут сформированы: ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; У ученика могут быть сформированы: коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: Ученик научится: использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; Ученик получит возможность научиться: составлять план и последовательность действий, сравнивать действия с эталоном; осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; 3 Регулятивные: Ученик научится: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Ученик получит возможность научиться: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Коммуникативные: Ученик научится: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Ученик получит возможность научиться: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Познавательные: Ученик научится: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Ученик получит возможность научиться: применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах. Предметные результаты: Ученик научится: называть функции и характеристики основных устройств компьютера; 4 владеть понятиями: высказывание, логическая операция, логическое выражение; умение записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; записывать логические выражения на изучаемом языке программирования; создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, С#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений; умение разбивать задачи на подзадачи, использовать константы, переменные и выражения различных типов (числовых, логических, символьных); анализировать предложенный алгоритм, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; записать на изучаемом языке программирования алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа, поиск максимумов, минимумов, суммы числовойпоследовательности; формировать представления о назначении основных компонентов компьютера; использование различных программных систем и сервисов компьютера, программного обеспечения; соотносить информацию о характеристиках персонального компьютера с решаемыми задачами владеть умениями и навыками использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и анализа различных видов информации, навыками создания личного информационного пространства; владеть умениями пользования цифровыми сервисами государственных услуг, цифровыми образовательными сервисами; выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формализовать и структурировать информацию, используя электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; применять в электронных таблицах формулы для расчетов с использованием встроенных функций, абсолютной, относительной, смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей; формировать представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и современными информационнокоммуникационными технологиями, основанными на достижениях науки и IТотрасли; соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; Ученик получит возможность: научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организациииндивидуального информационного пространства; научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий; закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, 5 эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий. создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; хранить, анализировать и представлять данные в электронных таблицах. создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд; определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя сзаданной системой команд; исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементовмассива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.). 6 Содержание учебного предмета Цифровая грамотность (6 ч.) Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней (3 ч.) Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения всети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.). Работа в информационном пространстве (3 ч.) Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видеоконференцсвязь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. Открой своё будущее в IT профессиях. Теоретические основы информатики (8 ч.) Моделирование как метод познания (8 ч.) Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Пробую профессию в сфере информатики, прохожу тесты, анализирую анкету. Мои ориентиры в IT - профессиях. 7 Алгоритмы и программирование (8 ч) Разработка алгоритмов и программ (6ч.) Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствиис формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный по-иск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих задан- ному условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива. Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. Управление (2 ч.) Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.). Информационные технологии (12 ч) Электронные таблицы (10 ч.) Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах. Информационные технологии в современном обществе (2 ч.) Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. 8 Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: вебдизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. Тестирование «Выбор профессии. Какая профессия тебе подходит». 9 Тематическое планирование учебного предмета № п/п Название раздела Количество часов по образователь ной программе 6 Количество часов по рабочей программе 1. Цифровая грамотность 1.1. Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Работа в информационном пространстве Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания Алгоритмы и программирование 3 3 3 3 8 8 8 8 8 8 Разработка алгоритмов и программ Управление 6 6 2 2 4. Информационные технологии 12 12 4.1 Электронные таблицы 10 10 4.2 Информационные технологии в современном обществе 2 2 34 34 1.2. 2. 2.1. 3. 3.1. 3.2. Итого Согласовано на заседании ШМО протокол № 1 «30» августа2023г. Согласовано зам. директора по УВР Я.С.Якушева «31» августа 2023г. 6 Профориентационный минимум Реализация программы воспитания 1 2 1 1 4 1