Электив История в деталях 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«История в деталях» 11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Каргина Татьяна Федоровна
учитель высшей квалификационной категории

2023 г.

Рабочая программа элективного курса «История в деталях» для 11 класса разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, основных образовательных программ среднего общего образования МОУ
СОШ № 31 с опорой на методические пособия:
1.Горинова М.М. – Опыт проектной деятельности. Элективный курс «История в деталях»
для 11 класса, 2020.
2. В. А. Шестакова «История России». Опыт проведения научных исследований., 2020.
3. А. А. Данилова, М. Ю. Морукова, А. Я. Токаревой, И. С. Семененко, В. Н. Хаустова, О.
В. «История России», 2020, содержание которых соответствует требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Курс предназначен для изучения в 11 классах и рассчитан на 34 часа из расчета 1час в
неделю. В рабочей программе курса реализуется программа воспитания МОУ СОШ №31.
Обучающиеся приобретают опыт проведения научных исследований, опыт проектной
деятельности
Методы работы с учащимися:
1. Исследовательский.
2. Эвристический.
3. Объяснительно-иллюстративный.
Основные виды учебной работы:
1. Индивидуальный.
2. Фронтальный.
3. Групповой.
4. Коллективный.
Формы организации учебных занятий:
1. Проблемные лекции.
2. Анализ источников.
3. Деловые, ролевые, сюжетные игры.
4. Презентации.
5. Уроки-дискуссии.
6. Семинары.
7. Самостоятельные работы по датам и терминам.
8. Урок – виртуальная экскурсия.
9. Тексты с историческими ошибками.
10. Логические цепочки.
Формы контроля (защита творческих работ):
1. Кроссворды.
2. Викторины.
3. Представление мультимедийных презентаций.

Планируемы результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное
принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей страны;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
- уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России
и человечества;
-мотивация к творческому труду, труду на результат;
-ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков
окружающих людей;
-бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
У обучающегося могут быть сформированы:
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей
предшествующих эпох;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской
народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-уважение к творцам…науки и техники;
-готовность и способность вести диалог со сверстниками,другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Обучающийся научится:
- знать основные события исторического развития России и крупнейших деятелей Отечественной истории с древнейших времён до начала XXI века;
знать хронологию основных исторических событий;
-знать альтернативные версии и некоторые точки зрения по ведущим темам данного
исторического периода,
-знать основную терминологию и понятия курса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся получит возможность научиться:
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных
и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для
решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и
находить средства для их устранения;

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- формировать и развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
- использовать полученные знания для решения тестовых заданий, написания рефератов,
выбора тем для более глубокого изучения материала;
- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- владеть комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об
общем и особенном в мировом историческом процессе;
- применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности,
поликультурном общении;
- владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с
привлечением различных источников;
- владеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
- уметь оценивать различные исторические версии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- иметь представление о современной исторической науке, её специфике, методах
исторического познания;

- умению вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической
тематике;
- формировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин,
представлений об историографии

Содержание предмета (элективного курса)
Введение (1 час).
Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические
темпы развития России.
Раздел I. Начало Руси. (2 часа)
Появление славян. Дискуссия в исторической науке о прародине славян. Религия восточных
славян. Языческие праздники и обряды восточных славян. Основные занятия. Путь «из
варяг в греки». Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская
теория, её роль в русской истории. Создание русского государства Русь. Олег. Укрепление
Киевского государства при князе Игоре. Правление княгини Ольги. Создание системы
налогообложения. Правление Святослава – Александра Македонского Восточной Европы.
Правление Владимира Святославовича. Историческое значение крещения Руси.
Дискуссии: «Версии происхождения славян», «Норманнская теория: «за» и «против».
Семинар: «Первые русские князья». Беседа: «Деятельность как средство реализации
личного потенциала».
Раздел II. Русь в XI1– XIII вв. (2часа)
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» как юридический памятник
раннефеодальной Европы. Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Правда
Ярославичей – новый свод законов. Приход к власти Владимира Мономаха. «Поучение
детям» и «Устав». Политическая раздробленность Руси. Причины распада единого
государства. Русские княжества в период раздробленности. Юрий Долгорукий. Андрей
Боголюбский. «Повесть временных лет». «Слово о полку Игореве».
Дискуссия: «Съезд князей в Любече: стремление к объединению или к раздробленности».
Раздел III. Русь в XIV – XVI вв. (4 часа).
Нашествие Батыя на Русь. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище.
Ордынское владычество на Руси. Установление ордынского ига на Руси. Начало собирания
земель. Возвышение Москвы. Личность Ивана Калиты. Московско-Владимирская Русь при
Дмитрии Донском. Битва на Куликовом поле. Политическое первенство Москвы при
Василии I и при Василии II Тёмном. Усиление Руси при Иване III. Судебник 1497 г. Разрыв
с Ордой – стояние на Угре. Иконопись и фрески: Андрей Рублёв, Феофан Грек. Правление
Василия III. Россия при Иване Грозном. Реформы Ивана IV. Внешняя политика: взятие
Казанского и Астраханского ханств. Начало присоединения Сибири, поход Ермака.
Опричнина. Ливонская война. Иван Грозный, его сторонники и противники. Дискуссия о
характере опричнины. Правление Фёдора Ивановича. Гибель царевича Дмитрия в Угличе.
Крепостнические законы (заповедные годы, урочные лета). Культура и быт конца XV – XVI
веков.
Урок группами: «Монголо-татарское нашествие на русские земли».
Блеф клуб: «От Александра Невского до Василия III».
Дискуссия: «Куликовская битва – почему не конец ига?»
Урок суд: «Иван Грозный: тиран и «дегегнерат» или великий политический деятель?».
Раздел IV. Россия в XVII в. (2 часов)
Борис Годунов. Голодные годы и бунты. Первый самозванец. Личность Лжедмитрия I.
Восстание И.И. Болотникова – кульминация гражданской войны. Царь Василий Шуйский

и второй самозванец. Польская и шведская интервенция. Семибоярщина и договор с
польским королём Сигизмундом. Первое ополчение. Второе ополчение. К.М. Минин и Д.И.
Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова
на царство. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Окончание Смуты. Первые
Романовы Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума.
Земские соборы. Соборное уложение 1649 г. «Священство» и «царство». Церковная
реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Преследование старообрядцев. Хозяйство
и сословия. Новые явления в сельском хозяйстве и промышленности. «Бунташный век».
Внешняя политика России. Правление Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Реформы
при царе Фёдоре Алексеевиче. Софья-регентша. Духовная жизнь общества.
Урок игра: «Смутное время. Самозванцы».
Дискуссии: «Смутное время. Что могло бы ожидать Россию при ином исходе событий?»,
«Церковный раскол: кардинальные перемены или незначительные изменения?» Уважение
чувств верующих- одно из условий внутренней стабильности общества».
Раздел V. Россия в XVIII в. (2 часа)
Пётр и его «кумпания». Азовские походы. Великое посольство Петра I в Западную Европу.
Первые петровские нововведения 1699-1700 гг. Северная война и преобразования.
Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов. Эпоха Екатерины II. Уложенная
комиссия 1767-1768 гг. «Наказ» Екатерины II. Крестьянская война 1773-1775 гг. под
предводительством Е.И. Пугачёва. Русско-турецкие войны. П.А. Румянцев, А.В. Суворов,
Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потёмкин. Великие победы русского оружия. Итальянский и
Швейцарский походы Суворова. Русская церковь XVIII века. Павел I. Культура и духовная
жизнь и быт в XVIII веке.
Круглый стол: «Эпоха дворцовых переворотов: тайны и загадки царского двора».
Дискуссии: «Пётр I: проводник реформ или последователь?», «Павел I: реформы или
сумасбродство?». «Современное искусство: проблемы восприятия».
Раздел VI. Россия в XIX веке.
Указ Александра I «о вольных хлебопашцах». Проект реформ Сперанского. Отечественная
война 1812 г. Восстание декабристов. Крымская война. Александр II. Либеральные
реформы Александра II. Русско-турецкая война. Правление Александра III.
Раздел VII. Россия в XX в. (14 часов)
Русско-японская война. Первая русская революция. Начало реформ Столыпина.
Присоединение России к Антанте. Россия в Первой мировой войне. Голод в Поволжье.
Создание СССР. Принятие Конституции СССР. СССР в Великой Отечественной войне.
Снятие блокады Ленинграда в 1944 г. Освобождение стран Восточной Европы от
фашизма. Крымская конференция 1945г. Капитуляция Германии. Реформы Косыгина
1965-1970 г.г. ОСВ-1 и ПРО. ОСВ-2. Ю.В. Андропов. К.У. Черненко. Избрание М.С.
Горбачева Президентом СССР. Избрание Президентом России Б.Н. Ельцина (1991).
Запрещение КПСС. Принятие Конституции РФ (1993). Избрание Президентом РФ В.В.
Путина.
Итоговое повторение (2 часа). Тестирование в формате ЕГЭ.

Тематическое планирование элективного курса
№
раздела

Наименование
раздела

1.
2.

Введение.
Русь в X-XI веках.
Опыт проектной
деятельности.
Русь в XII – XIII
веках.
Русь в XIV-XVI
веках.
Россия в XVII веке.
Россия в XVIII веке.
Опыт изучения,
защиты и
восстановление
культурного наследия
человечества.
Россия в XIX веке.
Россия в XX веке.
Итоговое повторение.
Тестирование в
формате ЕГЭ.
ИТОГО:

3.
4.
5
6.

7.
8.
9.

Количество
часов по
образовательной
программе
(программе
курса)
1
2

Количество
часов по
рабочей
программе

Реализация
программы
воспитания

1
2

1

2

2

-

4

-

2
2

2
2

1

2
17
2

2
17
2

1

34

34

3

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».