Электив Основы современных экономических знаний 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы современных экономических знаний» 11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Каргина Татьяна Федоровна
учитель высшей квалификационной категории

2023 г.

Рабочая программа элективного курса «Основы современных экономических знаний» для
11 класса составлена на основе предметной программы, входящей в состав основной
образовательной программы основного общего образования СОШ № 31. Реализуется УМК
предметной линии учебников «Вентана-Граф» авторов Г.Э. Королевой и Т.В. Бурмистровой
«Экономика. 10 -11 класс», 2019 г.
Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Программа курса рассчитана на 34 часа. По рабочей программе на изучение курса
отводится 34 часа (1 час в неделю и только в 10 классе) в связи с «Годовым календарным учебным
графиком школы» и учебным планом школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
- гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистическиеи
демократические ценности;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития экономической науки и
практики, осознание своего места в поликультурном мире;
- основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- этические чувства –стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимания
чувства других людей и сопереживания им;
- мотивация к творческому труду, работа на результат;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.
У обучающегося могут быть сформированы:
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- готовность и способность к экономическому образованию и самообразованию во взрослой
жизни, сознательное отношение к непрерывному самообразованию как условию достижения
финансового благополучия;
- навыки сотрудничества в образовательной, общественной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности экономического содержания;
- осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности
за судьбу страны;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- этические чувства –стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимания
чувства других людей и сопереживания им;
- мотивация к творческому труду, работа на результат;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности
обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе
сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- излагать полученную информациюэкономического характера, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, схемы);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему).
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять методы информационного поиска, в том числе c помощью компьютерных средств.
- проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной
литературе, библиотеках и музеях.
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- добывать недостающую информацию c помощью вопросов;
- самостоятельному поиску методов решения экономических проблем.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- выдвигать версии решения проблемы;
- определять последовательность промежуточных целей c учетом конечного результата,
составлять план последовательности действий.
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:

- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
- отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству c
соучениками, коллективной работе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку
зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, теории;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
- давать определения ряда ключевых финансовых понятий и объяснять с их помощью явления
социально-экономической действительности;
- анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и
модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- основамрационального управления личными финансами;
- понимать основных принципов экономической жизни общества, представлению о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов, о роли государства в
экономике семьи;
- приёмам работы с экономической информацией, её осмысления; проведению простых
экономических расчётов, применению полученных знаний и умений для решения типичных задач
в области семейной экономики;
- делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций,
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их
решения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- методам развития кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;
- основам экономического мышления, умению принимать рациональные решения в условиях
относительнойограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в экономической практике;
- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
- сознательно выполнять основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- анализу и интерпретации финансовой информации из различных источников

Содержание элективного курса
Тема 1. Основные вопросы экономики. (4 часов).
Что изучает экономика. Экономика: наука и хозяйство. Предмет науки экономики,
экономический анализ и экономические модели. Микроэкономика и макроэкономика: предметы
изучения. Виды потребностей. Потребности и блага: свободные и экономические. Товары
(комплементарные (комплементы) и субституты) и услуги. Производство материальных благ как
основы хозяйственной жизни. Факторы производства и факторные доходы. Производственные
возможности. Графическая интерпретация производственных возможностей.
Ограниченность ресурсов как главная проблема экономики. Главные вопросы экономики.
Проблема выбора. Рациональное поведение людей вэкономике. Альтернативная стоимость.
Определение альтернативной стоимости конкретных экономических решений. Экономическая
система. Типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная. Смешанная
экономическая система. Основные черты, возможности и недостатки различных систем
хозяйствования. Необходимость смешанной экономической системы как наиболее полно
отвечающей современным экономическим реалиям.
Тема 2. Рыночный механизм (4 часа).
Функционирование рынка. Субъекты рыночной экономики. Домашние хозяйства, фирмы,
государство. Кругооборот доходов. Спрос. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Факторы,
влияющие на потребительский спрос. Эффект дохода. Эффект замещения. Убывание предельной
полезности товара. Товары Гиффена. Факторы спроса. Нормальные блага, товары первой
необходимости и товары роскоши. Заменяющие и дополняющие товары.
Предложение. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Факторы,
влияющие на предложение товаров и услуг. Рыночное равновесие. Равновесная цена и
равновесное количество. Роль равновесной цены как результата взаимодействия законов спроса и
предложения. Нарушение рыночного равновесия. Равновесная выручка. Дефицитный спрос и
избыточное предложение. Связанные рынки. Реакция рынка на изменения спроса и
предложения. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Государственное регулирование
цен и рыночное равновесие.
Экономическая конкуренция: виды и роль. Совершенная конкуренция. Монополистическая
конкуренция. Олигополия. Монополия. Монопсония. Характеристика рынков с различной
степенью концентрации производства. Рыночная власть продавцов на рынках конкретных товаров
и услуг.
Государственная политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство на
примере российского антимонопольного законодательства.
Особенности рынка труда. Заработная плата. Производительность труда. Урок финансовой
грамотности.
Тема 3. Экономика фирмы (8 часов).
Понятие предпринимательства. Виды и мотивы предпринимательства, степень риска.
Выбор формы бизнеса в конкретных ситуациях. Организационно-правовые формы организации
бизнеса: индивидуальная деятельность, хозяйственные товарищества и общества, акционерное
общество. Преимущества и недостатки отдельных форм организации бизнеса. Финансовые
показатели фирмы. Виды издержек фирмы. Средние издержки. Графическая интерпретация
издержек фирмы.
Источники финансирования фирмы. Внутренние и внешние источники финансирования.
Надёжность собственных и заёмных источников финансирования. Взаимосвязь между
экономическими показателями фирмы: выпуск продукции, выручка, издержки, прибыль,
рентабельность. Долевые и долговые ценные бумаги: акции обыкновенные, акции
привилегированные, облигации, векселя. Надёжность и доходность ценных бумаг.
Менеджмент. Основные принципы менеджмента. Организационная структура управления
предприятием. Экономические цели предприятия. Функции управления. Организационная
структура управления предприятием. Маркетинг. Основные элементы маркетинга и различные
маркетинговые стратегии. Реклама: достоинства и недостатки. Виды рекламных стратегий.

Достоинства и недостатки различных рекламных стратегий. Роль этики предпринимателя.
Элементы бизнес-плана малого предприятия. Защита проекта «Свое дело».
Тема 4. Финансы семьи (5 часов).
Особенности рынка труда. Человеческий капитал. Производный характер спроса фирмы на
труд в зависимости от спроса на товар (услугу). Заработная плата и факторы, влияющие на неё.
Виды заработной платы: номинальная и реальная;
повременная и сдельная. Особенности этики трудовых отношений. Роль профсоюзов на рынке
труда. Производительность труда. Факторы повышения производительности труда.
Экономическая роль производительности труда как главного источника повышения прибыли.
Расчет показателя производительности труда
Финансы семьи. Структура доходов и расходов семьи с опорой на закон Энгеля.
Составление индивидуального и семейного бюджетов. Графическая интерпретация и построение
кривой Лоренца. Анализ и сравнение индекса Джини разных стран.
Анализ информации по структуре доходов и расходов семьи в России и в отдельных регионах, в
различные периоды и в сравнении с другими странами. Потребительский кредит.
Неравномерность распределения доходов.
Тема 5. Экономика страны (5 часов).
Предмет
макроэкономики.
Круг
вопросов,
изучаемых
макроэкономикой.
Макроэкономические агенты и их цели. Макроэкономические рынки. Экономический
кругооборот. Валовой внутренний продукт: номинальный и реальный. Компоненты, включаемые в
состав ВВП. Расчет уровня благосостояния граждан страны как ВВП на душу населения.
Прочие показатели, характеризующие уровень развития общества: продолжительность
жизни, бедность, расходы на образование, структура экономики и др. Экономический рост.
Факторы и темпы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
Порядок определения темпа экономического роста. Анализ факторов экстенсивного и
интенсивного экономического роста.
Экономический цикл. Изменение макроэкономических показателей в отдельных фазах
экономического цикла. Виды и причины экономических циклов. Графическая интерпретация
экономического цикла и его фаз. Динамика макроэкономических показателей вотдельных фазах
экономического цикла. Анализ и оценка современных циклических процессов экономической
активностив России и за рубежом.
Тема 6. Денежное обращение (5 часов).
Деньги. Функции денег. Формы и качества современных денег. Уравнение обмена для
анализа инфляционных процессов. Количество денег, необходимых для обращения в стране.
Темпы и виды инфляции. Стагфляция. Дефляция. Причины инфляции в России. Социальноэкономические последствия инфляции в России. Систематизация и оценка информации об уровне
инфляции и её социально-экономических последствиях в России и других странах.
Банковская система в России. Роль банков в экономике. Функции коммерческого банка.
Функции Банка России. Денежно-кредитная политика Банка России. Страховые организации.
Паевые инвестиционные фонды. Негосударственные пенсионные фонды. Особенности
финансовых организаций, функционирующих в России. Семинар «Основы денежного
механизма».
Тема 7. Мировая экономика (3 часа).
Экономические цели и экономические функции государства. Общественные блага.
Противоречивость экономических целей государства. Бюджетно-налоговая политика государства.
Государственный бюджет. Структура доходов и расходов госбюджета. Цели и инструменты
бюджетно-налоговой политики государства. Оценка статистических данных из различных
источников по бюджету РФ и регионов.
Налоги и их функции. Экономическая сущность налогов. Налоги прямые и косвенные.
Системы налогообложения: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная. Особенности
системы налогов в России. Роль налогов и трансфертов в снижении неравномерности
распределения доходов населения с графической интерпретацией на кривого Лоренца.

Рабочая сила. Занятые и безработные. Основные виды безработицы и меры борьбы с ними.
Уровень безработицы. Определение уровня безработицы.
Современные тенденции развития мирового хозяйства: экономическая интеграция,
выравнивание уровней экономического развития, сохранение противоречий. Абсолютное и
сравнительное преимущество в мировой торговле. Глобализация в экономической сфере и
обострение глобальных экономических проблем. Формы экономической интеграции: зона
свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Участие России в
международном разделении труда.
Валютный рынок. Валютный курс. Виды валютного курса: фиксированный, регулируемый,
плавающий. Государственная политика в области внешней торговли. Свободная торговля и
протекционизм. Причины протекционизма. Виды торговых барьеров. Последствия применения
торговых барьеров

Тематическое планирование элективного курса
№
п/п

Наименование раздела

Количество
часов по
образовательной
программе
(программа
курса)

Количество
часов по
рабочей
программе

Реализация
программы
воспитания

1

Тема 1. Основные вопросы
экономики

4

4

-

2.

Тема 2. Рыночный
механизм. Урок
финансовой грамотности.

4

4

1

3.

Тема 3. Экономика фирмы.
Защита проекта «Свое
дело».

8

8

1

4.

Финансы семьи.

5

5

-

5.

Экономика страны.

4

4

-

6.

Денежное обращение.
Семинар «Основы
денежного механизма».

5

5

1

7.

Мировая экономика.

3

3

-

ИТОГО:

34

34

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».