Электив Основы финансовой грамотности 11класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы финансовой грамотности» 11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Каргина Татьяна Федоровна
учитель высшей квалификационной категории

2023 г.

Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для 11 класса
составлена на основе авторской программы авторов Ю.В. Бреховой, А.П. Алмосова, Д.Ю. Завьялова
«Финансовая грамотность. 10-11 класс», М.: ВАКО, 2018 г.
Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
По основной образовательной программе школы на изучение курса отводится 34 часов (1 час
в неделю). В соответствии с «Годовым календарным учебным графиком СОШ № 31» рабочая
программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).
Задачи курса: формирование основ финансовой грамотности среди обучающихся посредством
освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций,
способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью
достижения финансового благосостояния.
Методы работы с учащимися:
1. Исследовательский.
2. Эвристический.
3. Объяснительно-иллюстративный.
Основные виды учебной работы:
1. Индивидуальный.
2. Фронтальный.
3. Групповой.
4. Коллективный.
Формы организации учебных занятий:
1. Проблемные лекции.
2. Анализ источников.
3. Деловые, ролевые, сюжетные игры.
4. Презентации.
5. Уроки-дискуссии.
6. Семинары.
7. Урок – виртуальная экскурсия.
8. Логические цепочки.
Формы контроля (защита творческих работ):
1. Кроссворды.
2. Викторины.
3. Представление мультимедийных презентаций.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета.
Обучающийся научиться:
- строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;
- признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их
изменения;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал,
имеющий отношение к своим интересам;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;

- самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни
и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью;
- оценивать поведение с точки зрения финансовой грамотности и жизненные ситуации с точки
зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- осознавать потребность к самообразованию, в том числе, самостоятельной деятельности вне
школы;
- понимать права и обязанности в сфере управления личными финансами;
- самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
- аргументированно вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по
вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания;
Обучающийся получит возможность научиться:
- убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального финансового
поведения;
- оценивать риск различных финансовых операций;
- использовать финансовое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве
одной из ценностных установок;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
- сознательному, активному и ответственному поведению на финансовом рынке: поведению
личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в
процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- готовности и способности к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни,
сознательному отношению к непрерывному финансовому самообразованию как условию
достижения финансового благополучия;
- осознанию необходимости поддержания гражданского мира и своей ответственности за судьбу
страны.
Метапредметные резельтаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
- выдвигать версии решения проблемы;
- определять последовательность промежуточных целей c учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности.
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
- излагать полученную финансовую информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям
на основе изученного на различных предметах учебного материала, осуществлять логическую
операцию установления родо-видовых отношений, обобщать понятия – осуществлять логическую
операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, схемы);
- ориентироваться в различных источниках информациифинансового характера, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять методы информационного поиска, в том числе c помощью компьютерных средств.
- проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной
литературе, библиотеках и музеях.
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;
- добывать недостающую информацию c помощью вопросов;
- самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
- отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, формировать готовность к сотрудничеству c
соучениками, коллективной работе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника;
- принимать позицию собеседника, различать в его речи мнение, доказательства (аргументы),
факты; гипотезы, теории;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов.
Предметные результаты :
Обучающийся научится:
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;

- давать определения ряда ключевых финансовых понятий и объяснять с их помощью явлений
социально-экономической действительности;
- анализировать реальные финансовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и
модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- основам рационального управления личными финансами;
- понимать основные принципы экономической жизни общества, роли денег в семье и обществе, о
причинах и последствиях изменения доходов и расходов, о роли государства в экономике семьи;
- приёмам работы с экономической информацией, её осмысления; проведению простых финансовых
расчётов, применению полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
семейной экономики;
- делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций,
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- приводить примеры различных финансовых операций с анализом их сущности и возможных
последствий для финансового благополучия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- методам развития кругозора в области экономической жизни общества и формирования
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;
- владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в финансовой практике;
- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
- сознательно выполнять основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
- анализу и интерпретации финансовой информации из различных источников.

Содержание элективного курса
Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.
Управление личными финансами и выбор банка. Личные финансы, сбережения, заёмщик,
кредитор (заимодавец). Механизм взаимодействия коммерческих банков и Центрального банка,
ключевых банковских операций с населением.
Цели сбережений, возможности и ограничения использования заёмных средств. Сущность
посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки. Отличия между
пассивными операциями банка с населением. Отличия банков от прочих кредитно-финансовых
посредников. Особенности отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее
выгодных условий проведения финансовых операций. Анализ информации с сайтов коммерческих
банков при выборе коммерческого банка, банковских продуктов.
Виды депозитов по срокам размещения средств, способам размещения средств во вклады.
Механизм защиты интересов вкладчиков Агентством по страхованию вкладов. Мотивы
сбережений. Природы банковского процента как платы за пользование чужими деньгами.
Взаимосвязи доходности и надёжности финансовыхактивов. Различные способы сбережения и
виды сберегательных продуктов. Государственная система страхования вкладов. Информация о
банковских вкладах на сайтах коммерческих банков. Поиск и интерпретация рейтингов банков.
Оценка надёжности банка и пользы открытия вклада для повышения благосостояния семьи.
Принцип хранения денег на банковском счёте и способы начисления процентов по вкладам.
Отличие условий депозита до востребования и условий срочного вклада. Отличия в начислении
процентов по вкладу по формуле простых и по формуле сложных процентов и расчёты с
использованием формул простыхи сложных процентов. Сравнение условий по депозитам для
выбора наиболее оптимального варианта. Анализ договора банковского вклада.
Драгоценные металлы как один из альтернативных вариантов размещения личных
сбережений. Риски и возможности при инвестировании личных сбережений в драгоценные
металлы. Порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами на сайтах
коммерческих банков. Расходы, связанные с вложением денежных средствв драгоценные металлы.
Анализ актуальности инвестирования сбереженийв драгоценные металлы в сравнении с прочими
направлениями инвестирования.
Сущность кредита и способов оценки актуальности его привлечения для заёмщика.
Достоинства и недостатки различных способов привлечения ссуд.Способ оценки рисков
использования кредитов. Выгоды и рисков, связанных с различными способами кредитования.
Сравнение условий кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями.
Анализ финансовой нагрузки на личный бюджет, связанный с получением кредита.
Виды кредитов и условий их предоставления, основные элементы кредитного договора.
Этапы предоставления кредита коммерческими банками. Обязанности и ответственность,
возникающие при получении кредита. Кредитная история и ее влияние на решения банков о выдаче
кредита в будущем. Механизм расчёта полной стоимости кредита. Банковские карты, механизмы
выпуска и их обращения, защиты от мошенников в процессе использования. Возможности
использования банковских карт в повседневной жизни. Различия между дебетовой и кредитной
картой. Преимущества использования банковских карт в повседневной жизни. Необходимость
использования защиты от рисков несанкционированного доступа к средствам на банковской карте.
Анализ карточных продуктов различных коммерческихбанков.
Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.
Финансовые риски и стратегии инвестирования. Нестабильность ситуации на финансовых
рынках. Необходимость финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных
жизненных ситуаций. Соотношение рисков и доходности при выборе инструментов
инвестирования. Ключевые характеристики выбора стратегии инвестирования. Взвешенные
финансовые решения – основа личного материального благополучия.
Виды ценных бумаг и их отличия друг от друга. Риски инвестирования в ценные бумаги.
Способы оценки доходности ценных бумаг. Механизм функционирования рынка ценных бумаг и
финансового рынка. Механизм формирования доходности ценных бумаг.

Сущность долговых и долевых ценных бумаг и возможные последствия для семейного
бюджета от инвестирования в них. Предварительные расчёты доходности инвестиций в ценные
бумаги. Наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях.
Стратегии инвестирования на рынке ценных бумаг. Формирования инвестиционного портфеля и
сущность его диверсификации. Принципы анализа рынка ценных бумаг, способов инвестирования
на фондовом рынке. Котировки акций во времени. Выбор брокера для осуществления
самостоятельной деятельности на рынке ценных бумаг.
Способы коллективных инвестиций в России и механизм их функционирования, риски,
преимущества и недостатки. Инвестирование в ПИФы. Виды ПИФов. Особенности работы граждан
с отдельными инструментами фондового рынка. Работа с информационными потоками для
принятия оптимальных финансовых решений на рынке коллективных инвестиций.
Раздел 3. Налоги: почему их надо платить.
Налоговая система России и ее устройство. Общие принципы работы налоговой службы.
Случаи, когда необходимо подавать налоговую декларацию. Способ получения ИНН. Возможные
налоговые правонарушения и наказания за их совершение. Статьи бюджета, на которые идут те или
иные налоги в государстве. Права и обязанности налогоплательщика. Получение актуальной
информации о начисленных налогах и задолженности на сайте налоговой службы. Заполнение
налоговой декларации. Заплати налоги и спи спокойно.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России. Основания для взимания
налогов с граждан России, способы расчёта сумм налогов к уплате. Оценка влияние налоговой
нагрузки на семейный бюджет и планирование расходов на уплату налогов.
Налоговые вычеты и видов налоговых льгот и вычетов, их влияния на величину семейного
бюджета. Случаи и способы получения налогового вычета. Оформление заявления на получение
налогового вычета.
Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.
Структура и особенностей страхового рынка в России. Основные участники страховых
отношений. Жизненные ситуации, при которых страхование может дать положительный эффект.
Алгоритм действия при наступлении страховых случаев. Принципы организации страховых
отношений,функции и обязанности их основных участников. Основания отказа страховщиком в
страховых выплатах. Организация страхования имущества в России. Способы экономии на
стоимости страхового полисаи целесообразности их применения. Правила страхования имущества.
Роль имущественного страхования в сохранении семейного бюджета. Сущность страхования
имущества и его возможности. Основные параметры договора страхования имущества и умение
оценивать степень их влияния на размер страховойпремии. Основания отказа в страховых выплатах.
Основы личного страхования как способа защиты от непредвиденных трат личного бюджета.
Условия пользования медицинским страхованием. Принципы организации личного страхования в
России. Механизм добровольного медицинского страхования и его преимуществ по сравнению с
обязательным медицинским страхованием. Подходы к выбору оптимального страхового продукта
для каждого конкретного страхователя. Последовательность действий при возникновении
страхового случая.
Основы страхования ответственности и особенностей данного вида страхования. Суть
страхования гражданской ответственности и его возможности. Организация страхования
гражданской ответственности в России. Особенности договора страхования гражданской
ответственности. Особенности осуществления страховой выплаты по договору страхования
ответственности. Страховые продукты в рамках страхованиягражданской ответственности.
Последовательность действий для получения страховой выплаты.
Основы правильного выбора страховой компании посредством оценки параметров её
деятельности. Показатели, характеризующие надёжность страховой компании. Алгоритм действий
страхователя при необоснованном отказе в страховой выплате.
Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять.
Преимущества и недостатки предприятий различных организационно-правовых форм.
Правила создания нового бизнеса. Программы, направленные на поддержку и развитие молодых
предпринимателей. Службы юридической помощи в случае открытия собственного дела. Условия,

при которых можно стать стартапером. Сложности и ответственность занятия бизнесом. Факторы
достижения предпринимательского успеха, возможные цели при начале нового бизнеса. Механизм
регистрации бизнеса.
Основные элементы бизнес-плана и последовательность его составления. Роль бизнес-плана
в успешной реализации бизнес-идеи. Сущность маркетинга как инструмента развития бизнеса. Сбор
необходимой информации для выявления востребованной бизнес-идеи. Анализ сильных и слабых
сторонбизнес-идеи. Оценка угрозы и возможности реализации бизнес-идеи.
Виды финансовых ресурсов компании, способов формирования капитала компании,
механизма формирования прибыли организации. Необходимостьучёта доходов и расходов в
процессе ведения бизнеса. Затраты на производство продукции и способы её снижения. Механизм
формирования чистой прибыли и её влияниена благосостояние собственника. Источники средств
на развитие фирмы и их влияния на устойчивость бизнеса.
Виды режимов налогообложения бизнеса и обязательства при выборе одного из них.
Влияние режима налогообложения на величину прибыли. Механизм исчисления уплачиваемых
бизнесом налогов. Расчет налоговой нагрузки на бизнес в рамках выбранного режима
налогообложения. Поиск актуальной информации о порядке расчёта и уплаты налогов на
официальных сайтах министерств и ведомств в сети Интернет. Анализ информации, касающейся
изменений режимовналогообложения бизнеса. Ответственность за неуплату налогов.
Финансовые риски бизнеса и их источники. Способы нейтрализации финансовых рисков.
Методыи инструментыуправления предпринимательскими рисками в целях снижения финансовых
потерь, возникающих вследствие открытия собственного бизнеса. Анализ влияния рисков на
финансовые результаты деятельности компании.
Раздел 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой.
Финансовая пирамида как вид финансового мошенничества. Признаки и механизм
функционирования, возможные последствия вовлечения в неё. Службы, куда можно обращаться в
случае финансового мошенничества. Причины вовлечения населения в финансовую пирамиду.
Юридическая ответственность за организацию финансовых пирамид.
Возможные финансовые мошенничества, с которымиможно столкнуться в сети Интернет.
Сущность виртуальных мошенничеств и механизмов их функционирования. Последствия
вовлечения в интернет ловушки и способы сохранения личного бюджета от интернет-мошенников.
Раздел 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.
Основы функционирования пенсионной системы и принципы её построения в Российской
Федерации.Виды пенсий и условия их получения. Способы формирования будущей пенсии.
Факторы, определяющие размер будущей пенсии гражданина. Личная ответственность в
пенсионном обеспечении. Факторы, влияющие на размер будущей пенсии индивидуума.
Формирование страховой пенсии по старости и накопительной пенсии. Способы увеличения
будущей собственной пенсии и сопряжённых с ними рисков. Поиск актуальной информации на
сайте Пенсионного фонда Российской Федерации. Условный расчёт будущей пенсии. Позаботься
о будущей пенсии смолоду.
Распоряжение своими пенсионными накоплениями. Формирования будущей пенсии
гражданина посредством управления накопительной пенсией. Риски, присущие различным
программам пенсионного обеспечения. Существующие программы пенсионного обеспечения.
Способы управления накопительной пенсией.
Негосударственные пенсионные фонды: надёжность, доходность от инвестирования
пенсионных накоплений, срок функционирования. Основы функционирования негосударственных
пенсионных фондов, критериев выбора в пользу одного из них. Риски, сопряжённые с выбором
негосударственного пенсионного фонда. Критерии выбора негосударственного пенсионного фонда.
Критическийвзгляд на рекламные предложения по увеличению будущей пенсии. Анализ
информации о деятельности негосударственных пенсионных фондов.
учебная программа
Раздел 8. Итоговый контроль по курсу
Презентации учебных достижений по модулям 1–7. Создание проектов по тематике
финансовой грамотности. Мини-исследования по тематике финансовой грамотности.

Тематическое планирование учебного предмета
Наименование раздела

Количество Количество Реализация
часов
часов по
программы
по ОП
рабочей
воспитания
программе
Раздел 1. Налоги: почему их надо платить. Взвешенные
14
14
2
финансовые решения – основа личного
материального благополучия. Игра
«Заплати налоги и спи спокойно»
Раздел 2. Страхование: что и как надо страховать,
чтобы не попасть в беду. Взвешенные финансовые
11
11
решения – основа личного материального
благополучия.
Раздел 3. Страховой рынок, основные участники
страхового рынка. Игра
3
3
«Заплати налоги и спи спокойно»
Раздел 4. Условия осуществления различных видов
1
3
3
страхования.
Раздел 5. Итоговый контроль по курсу Принципы
страхования, приобретение страховых услуг.
3
3
Выбор страховых продуктов.
Итого
34
34
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».