Физическая культура 5 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №31

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО
Кудряшова С.Н.

Заместитель директора по УВР
Якушева Я.С.

Директор МОУ СОШ №31
Беляева Т.В.

Протокол №1 от «30» августа Протокол №1 от «31» августа
2023 г.
2023 г.

Приказ № 157/23 от «31» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3425236)
учебного предмета «Физическая культура» (базовый уровень)
5 А,Б,В,Г,Д класс
(68 часов, 2часа в неделю)

Составители:
Ложникова Мария Борисовна
учитель высшей квалификационной категории
Чекменева Елена Алексеевна
учитель высшей квалификационной категории
Черкесатова Анастасия Александровна
учитель первой квалификационной категории

Подольск 2023

Рабочая программа по физической культуре для 5 класса разработана на основе
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» входящей
в состав образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа соответствует
планируемым результатам освоения предмета, современным целям основного общего
образования, представленным во ФГОС ООО, а также планируемым результатам духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение физической культуры на
базовом уровне отводиться 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с «Годовым
календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа
составлена на 68 часов ( 2 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре.
Физическая культура на уровне основного общего образования: задачи, содержание
и формы организации занятий. Система дополнительного обучения физической культуре,
организация спортивной работы в общеобразовательной организации.
Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристика основных форм
занятий физической культурой, их связь с укреплением здоровья, организацией отдыха и
досуга.
Исторические сведения об Олимпийских играх Древней Греции, характеристика их
содержания и правил спортивной борьбы. Расцвет и завершение истории Олимпийских игр
древности.
Способы самостоятельной деятельности.
Режим дня и его значение для обучающихся, связь с умственной
работоспособностью. Составление индивидуального режима дня, определение основных
индивидуальных видов деятельности, их временных диапазонов и последовательности в
выполнении.
Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения. Осанка как
показатель физического развития, правила предупреждения её нарушений в условиях
учебной и бытовой деятельности. Способы измерения и оценивания осанки. Составление
комплексов физических упражнений с коррекционной направленностью и правил их
самостоятельного проведения.
Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на открытых
площадках и в домашних условиях, подготовка мест занятий, выбор одежды и обуви,
предупреждение травматизма.
Оценивание состояния организма в покое и после физической нагрузки в процессе
самостоятельных занятий физической культуры и спортом.
Составление дневника физической культуры.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в здоровом образе
жизни современного человека. Упражнения утренней зарядки и физкультминуток,

дыхательной и зрительной гимнастики в процессе учебных занятий, закаливающие
процедуры после занятий утренней зарядкой. Упражнения на развитие гибкости и
подвижности суставов, развитие координации; формирование телосложения с
использованием внешних отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом образе жизни
современного человека.
Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперёд и назад в группировке, кувырки вперёд ноги «скрестно», кувырки
назад из стойки на лопатках (мальчики). Опорные прыжки через гимнастического козла
ноги врозь (мальчики), опорные прыжки на гимнастического козла с последующим
спрыгиванием (девочки).
Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвижение ходьбой с поворотами
кругом и на 90°, лёгкие подпрыгивания, подпрыгивания толчком двумя ногами,
передвижение приставным шагом (девочки). Упражнения на гимнастической лестнице:
перелезание приставным шагом правым и левым боком, лазанье разноимённым способом
по диагонали и одноимённым способом вверх. Расхождение на гимнастической скамейке
правым и левым боком способом «удерживая за плечи».
Модуль «Лёгкая атлетика».
Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с высокого
старта, бег на короткие дистанции с максимальной скоростью передвижения. Прыжки в
длину с разбега способом «согнув ноги», прыжки в высоту с прямого разбега.
Метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень, метание малого
мяча на дальность с трёх шагов разбега.
Модуль «Зимние виды спорта».
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, повороты на лыжах
переступанием на месте и в движении по учебной дистанции, подъём по пологому склону
способом «лесенка» и спуск в основной стойке, преодоление небольших бугров и впадин
при спуске с пологого склона.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в движении, ведение
мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и «змейкой», бросок мяча в корзину
двумя руками от груди с места, ранее разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прямая нижняя подача мяча, приём и передача мяча двумя руками снизу и
сверху на месте и в движении, ранее разученные технические действия с мячом.
Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с небольшого
разбега, остановка катящегося мяча способом «наступания», ведение мяча «по прямой»,
«по кругу» и «змейкой», обводка мячом ориентиров (конусов).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и акробатических
упражнений, упражнений лёгкой атлетики и зимних видов спорта, технических действий
спортивных игр.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
В результате изучения физической культуры на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в
Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменоволимпийцев;
готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных
соревнований, уважать традиции и принципы современных Олимпийских игр и
олимпийского движения;
готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного
взаимодействия при организации, планировании и проведении совместных занятий
физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного
отдыха и досуга;
готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных
занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях;
готовность оказывать первую медицинскую помощь при травмах и ушибах,
соблюдать правила техники безопасности во время совместных занятий физической
культурой и спортом;
стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения
и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на
основе научных представлений о закономерностях физического развития и физической
подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей;
осознание здоровья как базовой ценности человека, признание объективной
необходимости в его укреплении и длительном сохранении посредством занятий
физической культурой и спортом;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства
профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и
социальное здоровье человека;
способность
адаптироваться
к
стрессовым
ситуациям,
осуществлять
профилактические мероприятия по регулированию эмоциональных напряжений,
активному восстановлению организма после значительных умственных и физических
нагрузок;
готовность соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой
и спортом, проводить гигиенические и профилактические мероприятия по организации
мест занятий, выбору спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
готовность соблюдать правила и требования к организации бивуака во время
туристских походов, противостоять действиям и поступкам, приносящим вред
окружающей среде;
освоение опыта взаимодействия со сверстниками, форм общения и поведения при
выполнении учебных заданий на уроках физической культуры, игровой и соревновательной
деятельности;
повышение компетентности в организации самостоятельных занятий физической
культурой, планировании их содержания и направленности в зависимости от
индивидуальных интересов и потребностей;

формирование представлений об основных понятиях и терминах физического
воспитания и спортивной тренировки, умений руководствоваться ими в познавательной и
практической деятельности, общении со сверстниками, публичных выступлениях и
дискуссиях.

Метапредметные результаты
В результате изучения физической культуры на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные
учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные
регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные познавательные
учебные действия:
проводить сравнение соревновательных упражнений Олимпийских игр древности и
современных Олимпийских игр, выявлять их общность и различия;
осмысливать Олимпийскую хартию как основополагающий документ современного
олимпийского движения, приводить примеры её гуманистической направленности;
анализировать влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание
положительных качеств личности, устанавливать возможность профилактики вредных
привычек;
характеризовать туристские походы как форму активного отдыха, выявлять их
целевое предназначение в сохранении и укреплении здоровья, руководствоваться
требованиями техники безопасности во время передвижения по маршруту и организации
бивуака;
устанавливать причинно-следственную связь между планированием режима дня и
изменениями показателей работоспособности;
устанавливать связь негативного влияния нарушения осанки на состояние здоровья и
выявлять причины нарушений, измерять индивидуальную форму и составлять комплексы
упражнений по профилактике и коррекции выявляемых нарушений;
устанавливать причинно-следственную связь между уровнем развития физических
качеств, состоянием здоровья и функциональными возможностями основных систем
организма;
устанавливать причинно-следственную связь между качеством владения техникой
физического упражнения и возможностью возникновения травм и ушибов во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
устанавливать причинно-следственную связь между подготовкой мест занятий на
открытых площадках и правилами предупреждения травматизма.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
универсальные
коммуникативные учебные действия:
выбирать, анализировать и систематизировать информацию из разных источников об
образцах техники выполнения разучиваемых упражнений, правилах планирования
самостоятельных занятий физической и технической подготовкой;
вести наблюдения за развитием физических качеств, сравнивать их показатели с
данными возрастно-половых стандартов, составлять планы занятий на основе
определённых правил и регулировать нагрузку по частоте пульса и внешним признакам
утомления;

описывать и анализировать технику разучиваемого упражнения, выделять фазы и
элементы движений, подбирать подготовительные упражнения;
и планировать последовательность решения задач обучения, оценивать
эффективность обучения посредством сравнения с эталонным образцом;
наблюдать, анализировать и контролировать технику выполнения физических
упражнений другими обучающимися, сравнивать её с эталонным образцом, выявлять
ошибки и предлагать способы их устранения;
изучать и коллективно обсуждать технику «иллюстративного образца»
разучиваемого упражнения, рассматривать и моделировать появление ошибок,
анализировать возможные причины их появления, выяснять способы их устранения.
У обучающегося будут сформированы следующие универсальные регулятивные
учебные действия:
составлять и выполнять индивидуальные комплексы физических упражнений с
разной функциональной направленностью, выявлять особенности их воздействия на
состояние организма, развитие его резервных возможностей с помощью процедур контроля
и функциональных проб;
составлять и выполнять акробатические и гимнастические комплексы упражнений,
самостоятельно разучивать сложно-координированные упражнения на спортивных
снарядах;
активно взаимодействовать в условиях учебной и игровой деятельности,
ориентироваться на указания учителя и правила игры при возникновении конфликтных и
нестандартных ситуаций, признавать своё право и право других на ошибку, право на её
совместное исправление;
разучивать и выполнять технические действия в игровых видах спорта, активно
взаимодействуют при совместных тактических действиях в защите и нападении, терпимо
относится к ошибкам игроков своей команды и команды соперников;
организовывать оказание первой помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физической культурой и спортом, применять способы и приёмы
помощи в зависимости от характера и признаков полученной травмы.

Предметные результаты
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
выполнять требования безопасности на уроках физической культуры, на
самостоятельных занятиях физическими упражнениями в условиях активного отдыха и
досуга;
проводить измерение индивидуальной осанки и сравнивать её показатели со
стандартами, составлять комплексы упражнений по коррекции и профилактике её
нарушения, планировать их выполнение в режиме дня;
составлять дневник физической культуры и вести в нём наблюдение за показателями
физического развития и физической подготовленности, планировать содержание и
регулярность проведения самостоятельных занятий;
осуществлять профилактику утомления во время учебной деятельности, выполнять
комплексы упражнений физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики;
выполнять комплексы упражнений оздоровительной физической культуры на
развитие гибкости, координации и формирование телосложения;

выполнять опорный прыжок с разбега способом «ноги врозь» (мальчики) и способом
«напрыгивания с последующим спрыгиванием» (девочки);
выполнять упражнения в висах и упорах на низкой гимнастической перекладине
(мальчики), в передвижениях по гимнастическому бревну ходьбой и приставным шагом с
поворотами, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением (девочки);
передвигаться по гимнастической стенке приставным шагом, лазать разноимённым
способом вверх и по диагонали;
выполнять бег с равномерной скоростью с высокого старта по учебной дистанции;
демонстрировать технику прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»;
передвигаться на лыжах попеременным двухшажным ходом (для бесснежных
районов – имитация передвижения);
тренироваться в упражнениях общефизической и специальной физической
подготовки с учётом индивидуальных и возрастно-половых особенностей;
демонстрировать технические действия в спортивных играх:
баскетбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях, приём и
передача мяча двумя руками от груди с места и в движении);
волейбол (приём и передача мяча двумя руками снизу и сверху с места и в движении,
прямая нижняя подача);
футбол (ведение мяча с равномерной скоростью в разных направлениях, приём и
передача мяча, удар по неподвижному мячу с небольшого разбега).

Тематическое планирование учебного предмета
№
П.П

1.
2.

3.

4.

4.1

4.2

4.3
4.5
4.6
4.7

Тема раздела курса

Количество
часов
по
образовательной
программе
3

Количество
часов по
рабочей
программе

5

5

6

6

54

54

8

8

Модуль
«Лёгкая атлетика»

8

8

Модуль
«Зимние виды спорта»
Спортивные игры.
Волейбол
Спортивные игры.
Баскетбол
Спортивные игры.
Футбол

10

10

12

12

10

10

6

6

Итого

68

68

Знание о физической
культуре
Способы
самостоятельной
деятельности
Физкультурнооздоровительная
деятельность
Спортивнооздоровительная
деятельность
Модуль
«Гимнастика»

3

Методы и формы организации
обучения. Характеристика
деятельности (с учетом
рабочей программы
воспитания)
Характеризуют Олимпийские
игры как
яркое культурное событие
Древнего мира
Режим дня и его значение для
обучающихся, связь с
умственной
работоспособностью.
Разучивают упражнения
дыхательной
и зрительной гимнастики
для профилактики утомления
во время
учебных занятий.
Роль и значение спортивнооздоровительной
деятельности
в здоровом образе жизни
современного человека.
Описывают технику
выполнения акробатических
элементов в гимнастике
Закрепляют и совершенствуют
технику
бега, анализируют и уточняют
детали
элементы техники.
Закрепляют и совершенствуют
технику
передвижения на лыжах,
изучают и анализируют
технику подъёма
на лыжах в горку
Закрепляют и совершенствуют
технику
подачи мяча.
Рассматривают, обсуждают и
анализируют
образец техники учителя в
передаче мяча
двумя руками от груди, стоя
на месте,
анализируют фазы и элементы
техники
Знакомятся с рекомендациями
учителя
по использованию
подготовительных
и подводящих упражнений
для освоения
технических действий игры
футбол.

Электронные
(цифровые)
Образовательные
ресурсы
Сайт
«ФизкультУра»
http://www.fizkultura.ru/
Единая колекция
цифровых
образовательных
ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов
http://fcior.edu.ru/
Сайт «Я иду на
урок физкультуры»
https://spo.1sept.ru/u
rok/
Фрагменты
видеоуроков по
спортивным играм
https://videouroki.net
/
Образовательные
сайты для учителей
физической
культуры
http://metodsovet.su/
dir/fiz_kultura/9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».