Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» _____________ Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Основные вопросы биологии» 11 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Составитель: Кудряшова Ирина Анатольевна (учитель высшей квалификационной категории) 2023 г Программа элективного курса «Основные вопросы биологии» для 11 класса разработана на основе образовательной программы МОУ СОШ №31. Элективный курс позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по биологии. В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая программа составлена на 68 часов в год (2 часа в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину - чувство гордости за российскую биологическую науку; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональной траектории образования - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий - формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества - формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия - понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; Метапредметные результаты Познавательные УУД Обучающийся научится: - выделять существенные признаки биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); - приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; - объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости; - выявлять изменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - уметь самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать 2 новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; - обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; - определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; - выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - определять возможные роли в совместной деятельности; - играть определенную роль в совместной деятельности; - принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); - критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Предметные результаты Обучающийся научится: - выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов; - аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; - аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; - осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования; 3 объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов - сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; - знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; - описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах; - находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем; - анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека; - находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы); - создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников; - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы 4 Содержание учебного предмета ВВЕДЕНИЕ (2 часа) Бионика – наука, изучающая принципы строения и работы биологических систем. Применение научных знаний для усовершенствования технических систем. Целесообразность устройства организмов природы. «Секреты» действия живых систем и создание принципиально новых машин. Арматура листовой пластинки. Принцип тургора и пневматически напряженные строительные конструкции. Цилиндрический свод и строительный купол архитектурных сооружений. Паутинные нити и их особенности. Электрические заряды и летательные аппаратика паучков. Полет насекомых и экономичность работы организма. Птеростигмы насекомых и конструкции крыла самолета. Акустические приборы медуз ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ (18 часов) Клетка как основная структурная и функциональная единица строения растительного организма. Современные методы исследования клетки. Специфические особенности строения и физиологии растительной клетки. Протопласт и цитозоль. Структура и функции плазмалеммы. Растительная клетка как результат симбиоза. Метаболические взаимодействия клеточных структур. Основные физико-химические свойства цитоплазмы. Влияние ионов кальция и калия на вязкость цитоплазмы. Формы внешней энергии для организмов. Упорядоченность биологических систем и обмен энергией с окружающей средой. Понятие макроэнергетической связи. Роль трансмембранного электрохимического градиента. Открытие фотосинтеза и история представлений о механизме фотосинтеза Пигментные системы листа как первичные фоторецепторы. Методы исследования химических, оптических и физических свойств пигментов. Фотосинтез и урожай. Пути повышения интенсивности фотосинтеза. Значение дыхания в жизни растительного организма. Связь дыхания и фотосинтеза. Взаимодействие митохондрий и хлоропластов в приспособлении интенсивности дыхания к действию внутренних и внешних факторов. Пути и механизмы транспорта по сосудистой системе растений. Влияние внешних и внутренних факторов на водный обмен растений Элементарный состав растений: макро- и микроэлементы. Химический состав золы разных видов растений. Значение растений в циркуляции разных элементов в биосфере. Выращивание растений без почвы. Питательные смеси. Гидропоника. Микориза. Рост и развитие – наиболее сложные процессы в жизнедеятельности растений, тесно связанные с питанием, водным режимом, транспортом веществ, фотосинтезом, дыханием. Особенности роста растений (корреляция, полярность, регенерация, неравномерность роста, покой). Гормональная система растений (стимуляторы, ингибиторы роста). Взаимодействие фитогормонов. Использование фитогормонов и их синтетических заменителей в растениеводстве. Процессы раздражимости и возбудимости растений. Ростовые движения. Тропизмы, настии, круговые нутации, их значение. Влияние внешних условий на зацветание. Гормональная теория зацветания растений. Использование культуры тканей и клеток в биотехнологии. Методы выращивания изолированных клеток и тканей в биотехнологии. Тотипотентность растительных клеток. Создание условий для повышения фотосинтеза с использованием комнатных растений ГЕОГРАФИЯ РАСТЕНИЙ (12 часов) Предмет ботанической географии, ее задачи и объекты. Основные разделы географии растений. Связь ботанической географии с другими наука ми. 5 Представление о методах ботанико - географических исследований. Практическое значение географии растений. История развития ботанической географии как науки. Выдающиеся ботанико- географы ХVIII—ХХ веков: А. Гумбольдт, Ч. Дарвин, Е. Варминг и др. Вклад русских ботаникогеографов ХVIII— ХХ веков в развитие ботанической географии: П. С. Паллас, В. Л. Комаров, Н. И. Вавилов, А. И. Краснов, М. Г. Попов и др. Современное развитие ботанической географии в нашей стране и за рубежом. Ареал как фундаментальное понятие географии растений. Ареалы таксонов разных рангов — вида, рода, семейства. Распространение вида в пределах ареала. Размеры ареалов. «Космополиты». Особенностьи таксонов, обладающих обширными ареалами. Эндемики. Палео и неоэндемики. Эндемизм островных и горных флор. Формы ареалов: сплошные, разъединенные (дизъюнктивные), ленточные и пр. Границы ареалов и факторы, их обусловливающие: физические (механические), климатические, эдафические, биотические, исторические. Формы дизъюнкций. Географические типы дизъюнкций. Гипотезы, объясняющие особенности флор отдельных территорий Земли: изменение климата, «мосты суши», «дрейф континентов», современная «миграция» растений, «расселение» растений человеком. Формирование и динамика ареалов. Центр раз нообразия, центр происхождения. Реликтовые ареалы. Типы реликтов. Возраст реликтов. Значение природоохранных мероприятий для сохранения фонда реликтовых растительных сообществ. Ареалы близкородственных видов. Географический и экологический викаризм. Возникновение викарных ареалов. Способы изображения ареалов на картах: точечный, контурный, комбинированный и др. Их достоинства и недостатки. Понятие о флорах. Флора как территориальная совокупность таксонов и как природная система. Важнейшие типологические признаки флоры: богатство, таксономическая структура, биоморфологический, экологический и фитоценотический спектры, географические элементы. Принципы флористического разделения земного шара. Основные единицы классификации: царства (подцарства) — области — провинции — округа — районы. Качественные и количественные критерии выделения и разграничения территорий различных рангов. Голарктическое флористическое царство: территория, границы, особенности флоры. Палеотропическое царство: флористические особенности. Неотропическое царство: особенности флоры. Австралийское царство: особенности климата и флоры. Голантарктическое царство: особенности флоры. Капское царство: особенности флоры. Характерные виды культурных и полезных растений. Воспитание интереса к природным явлениям ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНОВ РАСТЕНИЙ (23 часа) Возникновение многоклеточности. Дифференцировка клеток, образование тканей. Классификация растительных тканей: образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные. Особенности строения и функций разных видов тканей. Эволюция тканей. Происхождение корня. Функции корня. Виды корней: главный, боковые, придаточные. Типы корневых систем: стержневая, мочковатая, ветвистая. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания и проведения. Ткани корня. Анатомическое строение корня: первичное и вторичное. Видоизменения корней в связи с их функциями: запасающие, воздушные, корниподпорки, ходульные, дыхательные, досковидные, гаустории, втягивающие, закрепляющие. Строение побега: стебель, почки, листья, узлы и междоузлия. Побеги удлиненные и укороченные. Виды удлиненных побегов: прямостоячие, стелющиеся, ползучие, вьющиеся. Ветвление побега: дихотомическое, дихоподиальное, клубнелуковица, луковица, столоны, колючки. Функции стебля. Особенности строения 6 стебля у разных отделов споровых растений. Строение стебля многолетнего древесного хвойного растения. Строение стебля однодольного травянистого растения. Строение стебля двудольных травянистых растений. Строение стебля древесного растения. Первичное строение двудольных растений: центральный осевой цилиндр, первичная кора, первичная покровная ткань. Вторичное строение многолетних двудольных растений: сердцевина, ксилема, камбий, вторичная кора, вторичная и третичная покровная ткань. Происхождение листа. Функции листа. Особенности строения листьев у разных отделов растений. Внешнее строение листа: листовая пластинка, листовое влагалище, черешок и прилистники. Формы листьев: сложные и простые листья, цельные и рассеченные. Форма листовой пластинки. Форма края листовой пластинки. Жилкование листьев. Листорасположение: очередное или спиральное, супротивное, мутовчатое. Анатомическое строение листа: эпидермис, мезофилл и сосудистой волокнистый пучок. Ткани листа. Видоизменения листьев: чешуи, колючки, усики, ловчие аппараты. Спора. Равноспоровость, изоспоры. Разноспоровость: мегаспора и микроспора, микро и мегаспорангии. Мужской и женский гаметофиты. Антеридии и архегонии. Семя. Строение семени голосеменных и покрытосеменных растений. Чередование поколений: спорофит и гаметофит. Эволюция гаметофитного и спорофитного поколений. Репродуктивные (генеративные) органы у растений разных отделов. Строение цветка. Функции частей цветка. Формирование и строение мужского и женского гаметофитов. Типы цветков: правильные, неправильные, асимметричные; тычиночные и пестичные. Происхождение цветка. Части цветка листового и стеблевого происхождения. Эволюция генеративных органов. Образование гамет у растений разных отделов. Типы половых процессов: гологамия, конъюгация, апогамия, изогамия, гетерогамия, оогамия. Эволюция полового процесса у растений. Эволюция жизненных циклов. Овладение учащимися техникой исследования ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ (12 часов) Экология растений: раздел науки и учебный предмет. Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет. Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв. 7 Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений различных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений и Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществахвлияние на них климата и погоды. Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности Воспитание любви к природе и необходимости ее разнообразия Творческое задание «Что я могу сделать для сохранения биоразнообразия?» Заключение (1ч) Учебно-тематический план № П.п. 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела Количество часов по рабочей программе Реализация программы воспитания Введение Физиология растений География растений Эволюция органов растений Экология растений Заключение ИТОГО 2 18 12 23 1 1 1 12 1 68 2 5 8