Электив Основные вопросы биологии 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
_____________ Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Основные вопросы биологии»
11 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Кудряшова Ирина Анатольевна
(учитель высшей квалификационной категории)

2023 г

Программа элективного курса «Основные вопросы биологии» для 11 класса
разработана на основе образовательной программы МОУ СОШ №31. Элективный курс
позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся и начать целенаправленную
подготовку к сдаче итогового экзамена по биологии.
В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» рабочая
программа составлена на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувство гордости за свою Родину
- чувство гордости за российскую биологическую науку;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональной траектории
образования
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий
- формирование личностных представлений о целостности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия
- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов (обмен
веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах);
- приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки,
зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека
в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных; роли
различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости;
- выявлять изменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- уметь самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
2

новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. определять необходимые действие(я) в соответствии с
учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов);
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе
сопоставления особенностей их строения и функционирования;
3

объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию
о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях
нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии,
биотехнологии, медицины и
охраны окружающей среды,
планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы

4

Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (2 часа)
Бионика – наука, изучающая принципы строения и работы биологических
систем. Применение научных знаний для усовершенствования технических систем.
Целесообразность устройства организмов природы. «Секреты» действия живых систем и
создание принципиально новых машин. Арматура листовой пластинки. Принцип тургора
и пневматически напряженные строительные конструкции. Цилиндрический свод и
строительный купол архитектурных сооружений. Паутинные нити и их особенности.
Электрические заряды и летательные аппаратика паучков. Полет насекомых и
экономичность работы организма. Птеростигмы насекомых и конструкции крыла
самолета. Акустические приборы медуз
ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ (18 часов)
Клетка как основная структурная и функциональная единица строения
растительного организма. Современные методы исследования клетки. Специфические
особенности строения и физиологии растительной клетки. Протопласт и цитозоль.
Структура и функции плазмалеммы. Растительная клетка как результат симбиоза.
Метаболические взаимодействия клеточных структур. Основные физико-химические
свойства цитоплазмы. Влияние ионов кальция и калия на вязкость цитоплазмы.
Формы внешней энергии для организмов. Упорядоченность биологических систем и
обмен энергией с окружающей средой. Понятие макроэнергетической связи. Роль
трансмембранного электрохимического градиента.
Открытие фотосинтеза и история представлений о механизме фотосинтеза
Пигментные системы листа как первичные фоторецепторы. Методы исследования
химических, оптических и физических свойств пигментов. Фотосинтез и урожай. Пути
повышения интенсивности фотосинтеза.
Значение дыхания в жизни растительного организма. Связь дыхания и
фотосинтеза. Взаимодействие митохондрий и хлоропластов в приспособлении
интенсивности дыхания к действию внутренних и внешних факторов.
Пути и механизмы транспорта по сосудистой системе растений. Влияние внешних и
внутренних факторов на водный обмен растений
Элементарный состав растений: макро- и микроэлементы. Химический
состав золы разных видов растений. Значение растений в циркуляции разных элементов в
биосфере.
Выращивание растений без почвы. Питательные смеси. Гидропоника. Микориза.
Рост и развитие – наиболее сложные процессы в жизнедеятельности
растений, тесно связанные с питанием, водным режимом, транспортом веществ,
фотосинтезом, дыханием. Особенности роста растений (корреляция, полярность,
регенерация, неравномерность роста, покой). Гормональная система растений
(стимуляторы, ингибиторы роста). Взаимодействие фитогормонов. Использование
фитогормонов и их синтетических заменителей в растениеводстве. Процессы
раздражимости и возбудимости растений. Ростовые движения. Тропизмы, настии,
круговые нутации, их значение. Влияние внешних условий на зацветание. Гормональная
теория зацветания растений.
Использование культуры тканей и клеток в биотехнологии. Методы
выращивания изолированных клеток и тканей в биотехнологии. Тотипотентность
растительных клеток.
Создание условий для повышения фотосинтеза с использованием комнатных растений
ГЕОГРАФИЯ РАСТЕНИЙ (12 часов)
Предмет ботанической географии, ее задачи и объекты. Основные
разделы географии растений. Связь ботанической географии с другими наука ми.
5

Представление о методах ботанико - географических исследований. Практическое
значение географии растений.
История развития ботанической географии как науки. Выдающиеся ботанико- географы
ХVIII—ХХ веков: А. Гумбольдт, Ч. Дарвин, Е. Варминг и др. Вклад русских
ботаникогеографов ХVIII— ХХ веков в развитие ботанической географии: П. С. Паллас,
В. Л. Комаров, Н. И. Вавилов, А. И. Краснов, М. Г. Попов и др. Современное развитие
ботанической географии в нашей стране и за рубежом.
Ареал как фундаментальное понятие географии растений. Ареалы
таксонов разных рангов — вида, рода, семейства. Распространение вида в пределах
ареала. Размеры ареалов. «Космополиты». Особенностьи таксонов, обладающих
обширными ареалами. Эндемики. Палео и неоэндемики. Эндемизм островных и горных
флор. Формы ареалов: сплошные, разъединенные (дизъюнктивные), ленточные и пр.
Границы ареалов и факторы, их обусловливающие: физические (механические),
климатические, эдафические, биотические, исторические. Формы дизъюнкций.
Географические типы дизъюнкций. Гипотезы, объясняющие особенности флор отдельных
территорий Земли: изменение климата, «мосты суши», «дрейф континентов», современная
«миграция» растений, «расселение» растений человеком. Формирование и динамика
ареалов. Центр раз нообразия, центр происхождения. Реликтовые ареалы. Типы реликтов.
Возраст реликтов. Значение природоохранных мероприятий для сохранения фонда
реликтовых растительных сообществ. Ареалы близкородственных видов. Географический
и экологический викаризм. Возникновение викарных ареалов. Способы изображения
ареалов на картах: точечный, контурный, комбинированный и др. Их достоинства и
недостатки.
Понятие о флорах. Флора как территориальная совокупность таксонов и
как природная система.
Важнейшие типологические признаки флоры: богатство,
таксономическая структура, биоморфологический, экологический и фитоценотический
спектры, географические элементы. Принципы флористического разделения земного
шара. Основные единицы классификации: царства (подцарства) — области — провинции
— округа — районы. Качественные и количественные критерии выделения и
разграничения территорий различных рангов. Голарктическое флористическое царство:
территория, границы, особенности флоры. Палеотропическое царство: флористические
особенности.
Неотропическое царство: особенности флоры. Австралийское царство: особенности
климата и флоры. Голантарктическое царство: особенности флоры. Капское царство:
особенности флоры. Характерные виды культурных и полезных растений.
Воспитание интереса к природным явлениям
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНОВ РАСТЕНИЙ (23 часа)
Возникновение
многоклеточности.
Дифференцировка
клеток,
образование тканей. Классификация растительных тканей: образовательные, покровные,
основные, механические, проводящие, выделительные. Особенности строения и функций
разных видов тканей. Эволюция тканей.
Происхождение корня. Функции корня. Виды корней: главный,
боковые, придаточные. Типы корневых систем: стержневая, мочковатая, ветвистая. Зоны
корня:
деления,
растяжения,
всасывания
и
проведения.
Ткани
корня.
Анатомическое строение корня: первичное и вторичное. Видоизменения корней в связи с
их функциями: запасающие, воздушные, корниподпорки, ходульные, дыхательные,
досковидные, гаустории, втягивающие, закрепляющие.
Строение побега: стебель, почки, листья, узлы и междоузлия. Побеги
удлиненные и укороченные. Виды удлиненных побегов: прямостоячие, стелющиеся,
ползучие,
вьющиеся.
Ветвление
побега:
дихотомическое,
дихоподиальное,
клубнелуковица, луковица, столоны, колючки. Функции стебля. Особенности строения
6

стебля у разных отделов споровых растений. Строение стебля многолетнего древесного
хвойного растения. Строение стебля однодольного травянистого растения. Строение
стебля двудольных травянистых растений. Строение стебля древесного растения.
Первичное строение двудольных растений: центральный осевой цилиндр, первичная кора,
первичная покровная ткань. Вторичное строение многолетних двудольных растений:
сердцевина, ксилема, камбий, вторичная кора, вторичная и третичная покровная ткань.
Происхождение листа. Функции листа. Особенности строения листьев у
разных отделов растений. Внешнее строение листа: листовая пластинка, листовое
влагалище, черешок и прилистники. Формы листьев: сложные и простые листья, цельные
и рассеченные. Форма листовой пластинки. Форма края листовой пластинки. Жилкование
листьев. Листорасположение: очередное или спиральное, супротивное, мутовчатое.
Анатомическое строение листа: эпидермис, мезофилл и сосудистой волокнистый пучок.
Ткани листа. Видоизменения листьев: чешуи, колючки, усики, ловчие аппараты.
Спора. Равноспоровость, изоспоры. Разноспоровость: мегаспора и
микроспора, микро и мегаспорангии. Мужской и женский гаметофиты. Антеридии и
архегонии. Семя. Строение семени
голосеменных и покрытосеменных растений.
Чередование поколений: спорофит и гаметофит. Эволюция гаметофитного и
спорофитного поколений.
Репродуктивные (генеративные) органы у растений разных отделов.
Строение цветка. Функции частей цветка. Формирование и строение мужского и женского
гаметофитов. Типы цветков: правильные, неправильные, асимметричные; тычиночные и
пестичные. Происхождение цветка. Части цветка листового и стеблевого происхождения.
Эволюция генеративных органов.
Образование гамет у растений разных отделов. Типы половых
процессов: гологамия, конъюгация, апогамия, изогамия, гетерогамия, оогамия. Эволюция
полового процесса у растений. Эволюция жизненных циклов.
Овладение учащимися техникой исследования
ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ (12 часов)
Экология растений: раздел науки и учебный предмет. Экология как
наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды.
Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология
растений и животных как учебный предмет.
Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян,
роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие
температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу.
Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями.
Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.
Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения,
расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как
экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.
Приспособление растений к различным условиям влажности
Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в
жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.
Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.
Приспособление растений к опылению и распространению ветром
Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие
почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

7

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и
распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники
Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы
взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к
различным экологическим факторам
Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в
жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой.
Фенологические фазы
Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических
факторов для растений различных периодов жизни и возрастных состояний. Причины
покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений и
Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные
растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние
растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном
сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная
расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществахвлияние на
них климата и погоды.
Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые
растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности
Воспитание любви к природе и необходимости ее разнообразия
Творческое задание «Что я могу сделать для сохранения биоразнообразия?»
Заключение (1ч)

Учебно-тематический план
№
П.п.
1
2
3
4
5
6
7

Наименование раздела

Количество часов по
рабочей программе

Реализация программы
воспитания

Введение
Физиология растений
География растений
Эволюция
органов
растений
Экология растений
Заключение
ИТОГО

2
18
12
23

1
1
1

12
1
68

2
5

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».