Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Аналитическое познание физики» 11 класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Талибова Кафъяханум Гамбаровна ( учитель высшей квалификационной категории) 2023 год Программа элективного курса 11 класса «Аналитическое познание физики» разработана на основании образовательной программы МОУ «СОШ №31», рассчитана на 34 часа (по 1часу в неделю) в соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №31» на 2022-2023 учебный год. Планируемые результаты элективного курса. Личностные результаты освоения курса. Обучающийся научиться: - осознавать гордость за российскую физическую науку; -получать знания по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; - оценивать влияние на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; -понимать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Обучающийся получит возможность научиться - к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; - управлять своей познавательной деятельностью; - мотивировать образовательную деятельность на основе личностно-ориентированного подхода. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Обучающийся научится: -анализировать законы сохранения и объяснять с их помощью различные явления природы, решать задачи межпредметного содержания с помощью законов сохранения; - выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их правильность, делать выводы и аргументировать их; - самостоятельно работать с дополнительной литературой, работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, трансформировать полученную информацию из одного вида в другой; -составлять обобщающие таблицы теоретического материала к задачам по разным темам; -представлять наглядно ситуацию, рассматриваемую в конкретной задаче в виде схемы, рисунка, чертежа; -использовать физические и математические модели, понимая их роль в физических задачах; -составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач; -находить общее в подходах к решению задач в различных видах, по различным темам; -использовать качественные методы и оценочные суждения при решении задач; -использовать уже решенные задачи для уточнения и углубления своих знаний. Обучающийся получит возможность научиться: -анализировать физическое явление; -проговаривать вслух решение; -анализировать полученный ответ; -классифицировать предложенную задачу; -составлять простейших задачи; -последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности; -выбирать рациональный способ решения задачи; - решать комбинированные задачи; -владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.; владеть методами самоконтроля и самооценки Познавательные УУД Обучающийся научится: -демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей; -демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками; -устанавливать взаимосвязь естественнонаучных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения; Обучающийся получит возможность научиться: -выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; -извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); -свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: -организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; -отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); -критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Обучающийся получит возможность научиться: -определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; - представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; -соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; - высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; -принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; -создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств. Предметные результаты. Обучающийся научиться: - называть основные положения изученных теорий и гипотез; -описывать и демонстрировать самостоятельно эксперимент используя язык физики; - классифицировать изученные объекты и явления; -делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты; -структурировать изученный материал; -применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, - оценивать безопасное использование бытовых технических устройств. Обучающийся получит возможность научиться: - формулировать гипотезу, сравнивать, обобщать, систематизировать, выявлять причинноследственные связи; -использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата. № п/п Тематическое планирование Количество Количество Наименование темы часов по часов по образовательно рабочей й программе программе 1 Реализация программы воспитания 1. Физика и методы научного познания 1 2. Механика 24 24 1 3. Молекулярная физика 5 5 1 4. .Электродинамика 3 3 Итоговый контроль Итого: 1 34 часа 1 34часа 2 Содержание учебного курса. Физика и методы научного познания (1ч) Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мир Механика (24ч) Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса механической энергии. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств. Молекулярная физика(5ч) Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды. Электродинамика (3ч) Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Контрольный срез в формате ЕГЭ. Итоговый контроль(1ч)