Химия 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
_____________ Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия» (базовый уровень)
9 А, Б, В, Г, Д класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Якушева Янина Станиславовна
(учитель высшей квалификационной категории),
Кудряшова Ирина Анатольевна
(учитель высшей квалификационной категории)

2023 г

Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Химия», входящей в состав основной
образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует требованиям к
результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также планируемым
результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
По основной образовательной программе школы на изучение отводится 68 часов (2
часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая
программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю).
Реализуется УМК предметной линии учебников «Просвещение» авторов Г.Е.
Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия 9 класс» изд. «Просвещение», 2020.
Предусмотрено выполнение практических работ – 7, контрольных работ – 4

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
Ответственное отношение к обучению.
Познавательные интересы и мотивы к обучению.
Мотивация научения к предмету химия.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой частной задачи.
5. Чувство гордости за российскую химическую науку.
6. Признание права каждого на собственное мнение.
7. Умение отстаивать свою точку зрения.
8. Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за
последствия.
9. Умение слушать и слышать другое мнение.
У обучающегося могут быть сформированы:
1.
2.
3.
4.

Выраженные устойчивые учебно-познавательные мотивации и интерес к учению.
Готовность к самообразованию и самовоспитанию.
Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция.
Компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности.
5. Моральное сознание на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и
чувства.
6. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
1.
2.
3.
4.

Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные
жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и
универсальных способов деятельности.

2

Метапредметные результаты
Познавательные:
Обучающийся научится:
Использовать для познания окружающего мира наблюдений, эксперимента,
моделирования.
2.
Приобретать умения различать факты, причины, следствия, доказательства,
законы, теории.
3.
Приобретать опыт экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
4.
Выделять значимые функциональные связи и отношения между объектами
изучения; выявление характерных причинно-следственных связей.
5.
Творчески решать учебные и практические задачи: искать оригинальные решения,
самостоятельно выполнять различные творческие работы.
6.
Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Основам рефлексивного чтения.
Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
Организовывать исследование с целью проверки гипотез.
Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.

Регулятивные:
Обучающийся научится:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Обучающийся получит возможность научиться:
1.
2.
3.
4.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Построению жизненных планов во временной перспективе.
При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения.
Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ.
3

Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей.
6. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач.
7. Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
8. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
9. Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
10. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
5.

Коммуникативные:
Обучающийся научится:
1.
2.
3.
4.

Получать информацию из разных источников и использовать ее, развернуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных.
Презентовать результаты познавательной и практической деятельности.
Владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога и
диспута.

Обучающийся получит возможность научиться:
1.
2.
3.

4.
5.
6.

7.

Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов.
Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнёра.
Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Предметные результаты
Обучающийся научится:
1. Раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
4

2.
3.
4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.
11.

12.

13.

электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор, электролиты,
неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена,
катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции,
окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и
восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная,
металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость
химической реакции, предельно допустимая концентрация ПДК вещества.
Иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти
понятия при описании веществ и их превращений.
Использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций.
Определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава, принадлежность веществ к определённому классу соединений
по формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в
неорганических соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в
водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки
конкретного вещества.
Раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и
«побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить
обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра,
общее число электронов и распределение их по электронным слоям), объяснять
общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах
малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов.
Классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов).
Характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых
и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных
уравнений соответствующих химических реакций.
Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей,
полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных
классов.
Раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций.
Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности
протекания химических превращений в различных условиях.
Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую
долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в
растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции.
Соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа).
Проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат5

, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ.
14. Применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей –
для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы
познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и
мысленный).
Обучающийся получит возможность научиться:
1. Грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
2. Практическим навыкам планирования и осуществления химических экспериментов.
3. Осознавать необходимость соблюдения правил экологической безопасности в
окружающей природной среде.
4. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных.
5. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.
6. Развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об
истории становления химической науки, её основных понятий, периодического
закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных
достижениях науки и техники.
7. Составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным
уравнениям.
8. Приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между
основными классами неорганических веществ.
9. Прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение
скорости химической реакции и на смещение химического равновесия.
10. Выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду:
простое вещество — оксид — гидроксид — соль.
11. Описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота
веществ в природе.
12. Организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств
веществ, имеющих важное практическое значение.

6

Содержание учебного предмета
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических
элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с
положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток,
зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической
связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические свойства
веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, генетическая
связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и
эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составление уравнений окислительно­-восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы,
анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи.
Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и
сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете
представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы.
Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент:
ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ –
металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ (хлорида натрия),
исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных
факторов, исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации
кислот, щелочей и солей (возможно использование видео материалов), проведение
опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование
осадка, выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения),
распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы,
решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные
степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ – галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами,
щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение,
применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды
и их нахождение в природе.
7

Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ –
кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства
серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как
представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства
(общие как представителя класса кислот и специфические). Химические реакции,
лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение
серной кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение
серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды
соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоёмов), способы его
предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Азот, распространение в природе, физические и
химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические
свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства,
применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, её получение,
физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и
специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных
удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные
дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов). Фосфор, аллотропные модификации
фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота,
физические и химические свойства, получение. Использование фосфатов в качестве
минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации, распространение в
природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе.
Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы,
получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV),
гипотеза глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная кислота и её
соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная
реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине,
промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода
(метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Природные
источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки
(бензин), их роль в быту и промышленности. Понятие о биологически важных веществах:
жирах, белках, углеводах – и их роли в жизни человека. Материальное единство
органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния (IV) и
кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности. Важнейшие
строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:
изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты, проведение
качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение признаков их протекания, опыты,
отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно
использование видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов),
ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование
видеоматериалов), наблюдение процесса обугливания сахара под действием
8

концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств разбавленной серной
кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака её
протекания, ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений
(возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений,
получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака, проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно
использование видеоматериалов), изучение моделей кристаллических решёток алмаза,
графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ
активированным углём и устройством противогаза, получение, собирание, распознавание
и изучение свойств углекислого газа, проведение качественных реакций на карбонат и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление с продукцией
силикатной промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения
атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические
свойства металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов,
основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и
их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические
свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в
природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения
кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и химические свойства
железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства и
получение.
Химический эксперимент:
ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами,
изучение результатов коррозии металлов (возможно использование видеоматериалов),
особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов), исследование свойств жёсткой воды, процесса горения железа в
кислороде (возможно использование видеоматериалов), признаков протекания
качественных реакций на ионы: магния, кальция, алюминия, цинка, железа (II) и железа
(III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия,
калия и кальция (возможно использование видеоматериалов), исследование амфотерных
свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач по
теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
9

Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное использование
веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах и
отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация
веществ, далее – ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Химический эксперимент:
изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно­-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники,
диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ,
раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины,
единицы измерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.

10

Тематическое планирование учебного предмета

№
п.п

Название раздела

Количество
часов по
образовательной
программе

Количество
часов по рабочей
программе

Реализация
программы
воспитания

1

Повторение изученного

3

3

2

Тема 1: Вещество и химическая
реакция

13

13

2

2.1

Основные закономерности
протекания химических реакций

5

5

1

2.2

Электролитическая диссоциация.
Химические реакции в растворах

8

8

1

3

Тема 2: Неметаллы и их
соединения.

28

28

4

3.1

Химические элементы VIIА-группы.
Галогены

4

4

1

3.2

Химические элементы VIА-группы.
Сера и её соединения

5

5

1

3.3

Химические элементы VА-группы.
Азот, фосфор и их соединения

9

9

1

3.4

Химические элементы IVА-группы.
Углерод, кремний и их соединения.
Бор

10

10

1

4

Тема 3: Металлы и их соединения

16

16

1

4.1

Общие свойства металлов

3

3

4.2

Важнейшие металлы и их
соединение

13

13

1

5

Тема 4: Химия и окружающая
среда

4

4

1

6

Тема 5: Повторение и обобщение
знаний основных разделов курсов
8-9 классов.

4

4

Межпредметные связи

Не структурированы

Итого

68

68

8

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».