Химия 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия» (базовый уровень)
8 А, Б, В, Г, Д класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Якушева Янина Станиславовна
(учитель высшей квалификационной категории),
Кудряшова Ирина Анатольевна
(учитель высшей квалификационной категории)

2023 г

Рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основе федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Химия», входящей в состав
образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым
результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение химии на базовом уровне
отводится 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным
графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена
на 68 часов (2 часа в неделю).
Предусмотрено выполнение:
практических работ – 6
контрольных работ – 4
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
1. Ответственное отношение к обучению.
2. Познавательные интересы и мотивы к обучению.
3. Мотивация научения к предмету химия.
4. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи.
5. Чувство гордости за российскую химическую науку.
6. Признание права каждого на собственное мнение.
7. Умение отстаивать свою точку зрения.
8. Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за
последствия.
9. Умение слушать и слышать другое мнение.
У обучающегося могут быть сформированы:
1. Выраженные устойчивые учебно-познавательные мотивации и интерес к учению.
2. Готовность к самообразованию и самовоспитанию.
3. Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция.
4. Компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности.
5. Моральное сознание на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на
их мотивы и чувства.
6. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные
жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и
универсальных способов деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Обучающийся научится:
1.
Использовать для познания окружающего мира наблюдений, эксперимента,
моделирования.
2.
Приобретать умения различать факты, причины, следствия,
доказательства, законы, теории.
3.
Приобретать опыт экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
4.
Выделять значимые функциональные связи и отношения между объектами
изучения; выявление характерных причинно-следственных связей.

2

Творчески решать учебные и практические задачи: искать оригинальные
решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы.
6.
Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.
Основам рефлексивного чтения.
2.
Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
3.
Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента.
4.
Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,
объектов.
5.
Организовывать исследование с целью проверки гипотез.
6.
Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Обучающийся получит возможность научиться:
1. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
2. Построению жизненных планов во временной перспективе.
3. При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения.
4. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ.
5. Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей.
6. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач.
7. Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
8. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
9. Основам саморегуляции эмоциональных состояний.
10. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
5.

Коммуникативные:
Обучающийся научится:
1. Получать информацию из разных источников и использовать ее, развернуто
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
3

2.
3.
4.

Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных.
Презентовать результаты познавательной и практической деятельности.
Владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога
и диспута.

Обучающийся получит возможность научиться:
1.
Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей
в сотрудничестве.
2.
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
3.
Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
4.
Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности.
5.
Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнёра.
6.
Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
7.
В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
1.
Уметь давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент,
атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, простые и сложные вещества,
химическая формула, относительная атомная масса, относительная
молекулярная масса, оксиды, кислоты, основания, соли, индикатор,
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, изотопы,
химическая связь, степень окисления, электролит); химическая реакция
(химическое уравнение,
генетическая связь, окисление, восстановление,
электролитическая диссоциация, ионные уравнения).
2.
Наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, а также химические реакции, протекающие в природе, используя
для этого русский язык и язык химии.
3.
Описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые
и сложные вещества, химические реакции.
4.
Классифицировать изученные объекты и явления.
5.
Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии
со свойствами изученных.
6.
Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную
из других источников.
7.
Моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов (в
рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших
молекул.
8.
Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
9.
Проводить химический эксперимент.
4

10.
11.

В сфере безопасности жизнедеятельности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Обучающийся получит возможность научиться:
1.
Грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
2.
Осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного
поведения в окружающей природной среде.
3.
Понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др..
4.
Использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ.
5.
Развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и
письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения
при обсуждении результатов выполненной работы.
6.
Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной
рекламе, касающейся использования различных веществ.

5

Содержание учебного предмета
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и
вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о
методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов.
Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная
молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и
числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам химических соединений.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон
сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических
реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент:
знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и приёмами
обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание физических свойств
образцов неорганических веществ, наблюдение физических (плавление воска, таяние
льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение
свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений,
наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение
сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида
меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II), изучение
способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной соли, наблюдение и
описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы,
создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество.
Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции
горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в
лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон –
аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в
растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни
человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка
природных вод.

6

Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов:
солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие.
Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение
оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение
оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и
химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение
кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение
солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент:
качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение,
собирание, распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение взаимодействия
веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара),
ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств, получение, собирание,
распознавание и изучение свойств водорода (горение), взаимодействие водорода с
оксидом меди (II) (возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов
веществ количеством 1 моль, исследование особенностей растворения веществ с
различной растворимостью, приготовление растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием)
(возможно использование видеоматериалов), исследование образцов неорганических
веществ различных классов, наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах
кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной
кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации, получение нерастворимых
оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли, решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева.
Строение
атомов.
Химическая
связь.
Окислительновосстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные
газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл
порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической
системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в
Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности
изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам.
Значение Периодического закона и Периодической системы химических
элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и гражданин.

7

Химическая
связь.
Ковалентная
(полярная
и
неполярная)
связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент:
изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие гидроксида
цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и
понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного
цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент,
моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное
состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты,
звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.

8

Тематическое планирование
№
п.п

Название раздела

Количество
часов по
образовательной
программе

Количество
часов по рабочей
программе

Реализация
программы
воспитания
2

1

Тема 1: Первоначальные
химические понятия

18

18

2

Тема 2: Важнейшие представители
неорганических веществ (36 часов)

36

36

2.1

Кислород. Водород

5

5

1

2.2

Водород. Понятие о кислотах и солях

3

3

1

2.3

Количественные отношения в химии

6

6

2.4

Вода. Растворы. Понятие об
основаниях

6

6

2.5

Основные классы неорганических
соединений

16

16

3

Тема 3: Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции

14

14

3.1

Периодический закон и
Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома (5ч)

5

5

3.2

Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции

6

6

3.3

Повторение изученного

3

3

Межпредметные связи

Не структурированы

Итого

68

68

1

1

6

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».