Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Химия» (базовый уровень) 8 А, Б, В, Г, Д класс (68 часов, 2 часа в неделю) Составитель: Якушева Янина Станиславовна (учитель высшей квалификационной категории), Кудряшова Ирина Анатольевна (учитель высшей квалификационной категории) 2023 г Рабочая программа по химии для 8 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Химия», входящей в состав образовательной программы МОУ СОШ №31. Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31». По образовательной программе школы на изучение химии на базовом уровне отводится 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю). Предусмотрено выполнение: практических работ – 6 контрольных работ – 4 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: 1. Ответственное отношение к обучению. 2. Познавательные интересы и мотивы к обучению. 3. Мотивация научения к предмету химия. 4. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. 5. Чувство гордости за российскую химическую науку. 6. Признание права каждого на собственное мнение. 7. Умение отстаивать свою точку зрения. 8. Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия. 9. Умение слушать и слышать другое мнение. У обучающегося могут быть сформированы: 1. Выраженные устойчивые учебно-познавательные мотивации и интерес к учению. 2. Готовность к самообразованию и самовоспитанию. 3. Адекватная позитивная самооценка и Я-концепция. 4. Компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. 5. Моральное сознание на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства. 6. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты Познавательные: Обучающийся научится: 1. Использовать для познания окружающего мира наблюдений, эксперимента, моделирования. 2. Приобретать умения различать факты, причины, следствия, доказательства, законы, теории. 3. Приобретать опыт экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. 4. Выделять значимые функциональные связи и отношения между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей. 2 Творчески решать учебные и практические задачи: искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы. 6. Самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки. Обучающийся получит возможность научиться: 1. Основам рефлексивного чтения. 2. Ставить проблему, аргументировать её актуальность. 3. Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента. 4. Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов. 5. Организовывать исследование с целью проверки гипотез. 6. Делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Регулятивные: Обучающийся научится: 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). 4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Обучающийся получит возможность научиться: 1. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 2. Построению жизненных планов во временной перспективе. 3. При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. 4. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ. 5. Основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. 6. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. 7. Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи. 8. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. 9. Основам саморегуляции эмоциональных состояний. 10. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 5. Коммуникативные: Обучающийся научится: 1. Получать информацию из разных источников и использовать ее, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. 3 2. 3. 4. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных. Презентовать результаты познавательной и практической деятельности. Владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута. Обучающийся получит возможность научиться: 1. Учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве. 2. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. 3. Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 4. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности. 5. Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра. 6. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 7. В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Предметные результаты Обучающийся научится: 1. Уметь давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, оксиды, кислоты, основания, соли, индикатор, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, изотопы, химическая связь, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, ионные уравнения). 2. Наблюдать и описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, а также химические реакции, протекающие в природе, используя для этого русский язык и язык химии. 3. Описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции. 4. Классифицировать изученные объекты и явления. 5. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных. 6. Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников. 7. Моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул. 8. Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ. 9. Проводить химический эксперимент. 4 10. 11. В сфере безопасности жизнедеятельности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Обучающийся получит возможность научиться: 1. Грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. 2. Осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде. 3. Понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.. 4. Использовать приобретенные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ. 5. Развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. 6. Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ. 5 Содержание учебного предмета Первоначальные химические понятия Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам химических соединений. Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием, изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди (II), изучение способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной соли, наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы, создание моделей молекул (шаростержневых). Важнейшие представители неорганических веществ Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода. Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя. Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли. Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям. Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод. 6 Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов. Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение оснований. Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот. Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода, наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара), ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств, получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ количеством 1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью, приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов), исследование образцов неорганических веществ различных классов, наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации, получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента. Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и гражданин. 7 Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей, проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения). Межпредметные связи Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла. Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление. Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце. Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера. География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы. 8 Тематическое планирование № п.п Название раздела Количество часов по образовательной программе Количество часов по рабочей программе Реализация программы воспитания 2 1 Тема 1: Первоначальные химические понятия 18 18 2 Тема 2: Важнейшие представители неорганических веществ (36 часов) 36 36 2.1 Кислород. Водород 5 5 1 2.2 Водород. Понятие о кислотах и солях 3 3 1 2.3 Количественные отношения в химии 6 6 2.4 Вода. Растворы. Понятие об основаниях 6 6 2.5 Основные классы неорганических соединений 16 16 3 Тема 3: Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции 14 14 3.1 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (5ч) 5 5 3.2 Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции 6 6 3.3 Повторение изученного 3 3 Межпредметные связи Не структурированы Итого 68 68 1 1 6 9