Физика 10 класс база

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа
Подольск
МОУ СОШ №31

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы

Токовенко Н.А.

Якушева Я. С.

Беляева Т.В.

Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Протокол 1 от «31» августа
2023 г.

Приказ№ от «31» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1546041)
учебного предмета «Физика. Базовый уровень»
10 А,Б класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Талибова Кафьяханум Гамбаровна
(учитель высшей квалификационной категории).

Г.о Подольск 2023

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана на основе
федеральной рабочей программы по учебному предмету"Физика",
входящей в состав образовательной программы МОУ СОШ №31.
Программа соответствует планируемым результатам освоения предмета,
современным целям среднего общего образования, представленным во
ФГОС СОО, а также планируемым результатам духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение физики на
базовом уровне отводится 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с
«Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024
учебный год рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю).
Предусмотрено выполнение контрольных работ 3+1 итоговая к.р.,
лабораторных работ-5.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Физика и методы научного познания (2ч)
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего
мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Эксперимент в физике.
Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы.
Физические законы и теории. Границы применимости физических законов.
Принцип соответствия.
Роль и место физики в формировании современной научной картины
мира, в практической деятельности людей.
Демонстрации
Аналоговые и цифровые измерительные приборы, компьютерные
датчики.
Раздел 2. Механика(18)
2.1. Кинематика (5ч)
Механическое движение. Относительность механического движения.
Система отсчёта. Траектория.
Перемещение, скорость (средняя скорость, мгновенная скорость) и
ускорение материальной точки, их проекции на оси системы координат.
Сложение перемещений и сложение скоростей.

Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики
зависимости координат, скорости, ускорения, пути и перемещения
материальной точки от времени.
Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.
Криволинейное движение.
Технические устройства и практическое применение: спидометр,
движение снарядов, цепные и ремённые передачи.
Демонстрации
Модель
системы
отсчёта,
иллюстрация
кинематических
характеристик движения.
Преобразование движений с использованием простых механизмов.
Падение тел в воздухе и в разреженном пространстве.
Наблюдение движения тела, брошенного под углом к горизонту и
горизонтально.
Измерение ускорения свободного падения.
Кинематика. Движение материальной точки по окружности с
постоянной по модулю скоростью. Угловая скорость, линейная скорость.
Период и частота обращения. Центростремительное ускорение.
Направление скорости при движении по окружности.
2.2Динамика (7ч.). Законы Ньютона.
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона.
Инерциальные системы отсчёта.
Масса тела. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона
для материальной точки. Третий закон Ньютона для материальных точек.
. Динамика. Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. Сила
тяжести. Первая космическая скорость.
Динамика. Законы Ньютона. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.
Трение. Виды трения (покоя, скольжения, качения). Сила трения.
Сухое трение. Сила трения скольжения и сила трения покоя. Коэффициент
трения. Сила сопротивления при движении тела в жидкости или газе.
Статика твердого тела. Поступательное и вращательное движение
абсолютно твёрдого тела.
Момент силы относительно оси вращения. Плечо силы. Условия
равновесия твёрдого тела.
Технические устройства и практическое применение: подшипники,
движение искусственных спутников.
Демонстрации

Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Невесомость. Вес тела при ускоренном подъёме и падении.
Сравнение сил трения покоя, качения и скольжения.
Условия равновесия твёрдого тела. Виды равновесия.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Изучение движения бруска по наклонной плоскости.
Исследование зависимости сил упругости, возникающих в пружине и
резиновом образце, от их деформации.
Исследование условий равновесия твёрдого тела, имеющего ось
вращения.
2.3 Законы сохранения в механике(6ч)
Импульс материальной точки (тела), системы материальных точек.
Импульс силы и изменение импульса тела. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Работа. Мощность. Энергия. Законы сохранения энергии
Работа силы. Мощность силы.
Кинетическая энергия материальной точки. Теорема об изменении
кинетической энергии.
Потенциальная
энергия.
Потенциальная
энергия
упруго
деформированной пружины. Потенциальная энергия тела вблизи
поверхности Земли.
Потенциальные и не потенциальные силы. Связь работы не
потенциальных сил с изменением механической энергии системы тел.
Закон сохранения механической энергии.
Упругие и неупругие столкновения.
Технические устройства и практическое применение: водомёт, копёр,
пружинный пистолет, движение ракет.
Демонстрации
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Изучение абсолютно неупругого удара с помощью двух одинаковых
нитяных маятников.
Исследование связи работы силы с изменением механической энергии
тела на примере растяжения резинового жгута.

Контрольная работа по теме «Кинематика. Динамика. Законы сохранения в
механике».
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика (24)
31. Основы молекулярно-кинетической теории(9ч)
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их
опытное обоснование. Броуновское движение. Диффузия. Характер
движения и взаимодействия частиц вещества. Модели строения газов,
жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих
моделей. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная
Авогадро.
3.2. Основы термодинамики(10ч.). Тепловые машины. Тепловое
равновесие. Температура и её измерение. Шкала температур Цельсия.
Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярнокинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера
средней кинетической энергии теплового движения частиц газа. Шкала
температур Кельвина. Газовые законы. Уравнение Менделеева–
Клапейрона. Закон Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным
количеством вещества. Графическое представление изопроцессов:
изотерма, изохора, изобара.
Технические устройства и практическое применение: термометр,
барометр.
Демонстрации
Опыты, доказывающие дискретное строение вещества, фотографии
молекул органических соединений.
Опыты по диффузии жидкостей и газов.
Модель броуновского движения.
Модель опыта Штерна.
Опыты,
доказывающие
существование
межмолекулярного
взаимодействия.
Модель, иллюстрирующая природу давления газа на стенки сосуда.
Опыты, иллюстрирующие уравнение состояния идеального газа,
изопроцессы.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Определение массы воздуха в классной комнате на основе измерений
объёма комнаты, давления и температуры воздуха в ней.
Исследование
зависимости
между
параметрами
состояния
разреженного газа.
Контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Основы
термодинамики»

Термодинамическая
система.
Внутренняя
энергия
термодинамической системы и способы её изменения. Количество теплоты
и работа. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Виды
теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Удельная
теплоёмкость вещества. Количество теплоты при теплопередаче.
Понятие об адиабатном процессе. Первый закон термодинамики.
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Графическая
интерпретация работы газа.
Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе.
Тепловые машины. Принципы действия тепловых машин.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Коэффициент полезного
действия тепловой машины. Цикл Карно и его коэффициент полезного
действия. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Технические устройства и практическое применение: двигатель
внутреннего сгорания, бытовой холодильник, кондиционер.
Демонстрации
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы: вылет
пробки из бутылки под действием сжатого воздуха, нагревание эфира в
латунной трубке путём трения (видеодемонстрация).
Изменение
внутренней
энергии
(температуры)
тела
при
теплопередаче.
Опыт по адиабатному расширению воздуха (опыт с воздушным
огнивом).
Модели паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания,
реактивного двигателя.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Измерение удельной теплоёмкости.
3. 3. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы(5ч.)
Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Абсолютная и
относительная влажность воздуха. Насыщенный пар. Удельная теплота
парообразования. Зависимость температуры кипения от давления.
Твёрдое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия
свойств кристаллов. Жидкие кристаллы. Современные материалы.
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Сублимация.
Уравнение теплового баланса.
Технические устройства и практическое применение: гигрометр и
психрометр, калориметр, технологии получения современных материалов,
в том числе наноматериалов, и нанотехнологии.
Демонстрации
Свойства насыщенных паров.
Кипение при пониженном давлении.

Способы измерения влажности.
Наблюдение нагревания и плавления кристаллического вещества.
Демонстрация кристаллов.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Измерение относительной влажности воздуха.
Раздел 4. Электродинамика(22ч.)
4.1. Электростатика (10ч.). Электрическое поле.
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических
зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения
электрического заряда.
Взаимодействие зарядов. Закон Кулона. Точечный электрический
заряд. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей. Линии напряжённости электрического
поля.
Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность
потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.
Диэлектрическая проницаемость.
Электроёмкость.
Конденсатор.
Электроёмкость
плоского
конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Технические устройства и практическое применение: электроскоп,
электрометр, электростатическая защита, заземление электроприборов,
конденсатор, копировальный аппарат, струйный принтер.
Демонстрации
Устройство и принцип действия электрометра.
Взаимодействие наэлектризованных тел.
Электрическое поле заряженных тел.
Проводники в электростатическом поле.
Электростатическая защита.
Диэлектрики в электростатическом поле.
Зависимость электроёмкости плоского конденсатора от площади
пластин, расстояния между ними и диэлектрической проницаемости.
Энергия заряженного конденсатора.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Измерение электроёмкости конденсатора.
4.2. Постоянный электрический ток. Токи в различных средах(12ч.)
Электрический ток. Условия существования электрического тока.
Источники тока. Сила тока. Постоянный ток.
Напряжение. Закон Ома для участка цепи.
Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление вещества.
Последовательное, параллельное, смешанное соединение проводников.

Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Мощность
электрического тока.
Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока.
Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи. Короткое
замыкание.
Электронная проводимость твёрдых металлов. Зависимость
сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
Электрический ток в различных средах. Электрический ток в
вакууме. Свойства электронных пучков.
Полупроводники.
Собственная
и
примесная
проводимость
полупроводников. Свойства p–n-перехода. Полупроводниковые приборы.
Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.
Электролитическая диссоциация. Электролиз.
Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный
разряд. Молния. Плазма.
Технические устройства и практическое применение: амперметр,
вольтметр, реостат, источники тока, электронагревательные приборы,
электроосветительные приборы, термометр сопротивления, вакуумный
диод, термисторы и фоторезисторы, полупроводниковый диод, гальваника.
Демонстрации
Измерение силы тока и напряжения.
Зависимость сопротивления цилиндрических проводников от длины,
площади поперечного сечения и материала.
Смешанное соединение проводников.
Прямое измерение электродвижущей силы. Короткое замыкание
гальванического элемента и оценка внутреннего сопротивления.
Зависимость сопротивления металлов от температуры.
Проводимость электролитов.
Искровой разряд и проводимость воздуха.
Односторонняя проводимость диода.
Ученический эксперимент, лабораторные работы
Изучение смешанного соединения резисторов.
Измерение электродвижущей силы источника тока и его внутреннего
сопротивления.
Наблюдение электролиза.
Контрольная работа по теме «Электростатика. Постоянный электрический
ток. Токи в различных средах».
Обобщающее повторение (2ч.)

Межпредметные связи
Изучение курса физики базового уровня в 10 классе осуществляется с
учётом содержательных межпредметных связей с курсами математики,
биологии, химии, географии и технологии.
Межпредметные понятия, связанные с изучением методов научного
познания: явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон,
теория, наблюдение, эксперимент, моделирование, модель, измерение.
Математика: решение системы уравнений, линейная функция,
парабола, гипербола, их графики и свойства, тригонометрические
функции:
синус,
косинус,
тангенс,
котангенс,
основное
тригонометрическое тождество, векторы и их проекции на оси координат,
сложение векторов.
Биология: механическое движение в живой природе, диффузия,
осмос, теплообмен живых организмов (виды теплопередачи, тепловое
равновесие), электрические явления в живой природе.
Химия: дискретное строение вещества, строение атомов и молекул,
моль вещества, молярная масса, тепловые свойства твёрдых тел,
жидкостей и газов, электрические свойства металлов, электролитическая
диссоциация, гальваника.
География: влажность воздуха, ветры, барометр, термометр.
Технология: преобразование движений с использованием механизмов,
учёт трения в технике, подшипники, использование закона сохранения
импульса в технике (ракета, водомёт и другие), двигатель внутреннего
сгорания, паровая турбина, бытовой холодильник, кондиционер,
технологии получения современных материалов, в том числе
наноматериалов, и нанотехнологии, электростатическая защита,
заземление
электроприборов,
ксерокс,
струйный
принтер,
электронагревательные
приборы,
электроосветительные
приборы,
гальваника.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика»
должны
отражать
готовность
и
способность
обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма;
ценностное отношение к государственным символам, достижениям
российских учёных в области физики и техники;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в
деятельности учёного;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного
творчества, присущего физической науке;
5) трудового воспитания:
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе связанным с физикой и техникой, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные
планы;

готовность и способность к образованию и самообразованию в
области физики на протяжении всей жизни;
6) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
расширение опыта деятельности экологической направленности на
основе имеющихся знаний по физике;
7) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития физической науки;
осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе
изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
физических явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами
физической науки;
владеть
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности в области физики, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения задач физического
содержания, применению различных методов познания;

владеть видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных проектов в области физики;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, в том числе при изучении физики;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания по физике в практическую область
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации физического содержания
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
оценивать достоверность информации;
использовать средства информационных и коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
создавать тексты физического содержания в различных форматах с
учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять общение на уроках физики и во вне­урочной
деятельности;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;

выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области
физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи;
самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных
задач, план выполнения практической работы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя
ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению эрудиции в области
физики, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;

принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы
по физике для уровня среднего общего образования у обучающихся
совершенствуется
эмоциональный
интеллект,
предполагающий
сформированность:
самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении общения,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты.
Предметные результаты.
К концу обучения в 10 классе предметные результаты на базовом
уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании
современной научной картины мира, в развитии современной техники и
технологий, в практической деятельности людей;
учитывать границы применения изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчёта, абсолютно твёрдое
тело, идеальный газ, модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел,
точечный электрический заряд при решении физических задач;
распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на
основе законов механики, молекулярно-кинетической теории строения
вещества и электродинамики: равномерное и равноускоренное
прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по
окружности, инерция, взаимодействие тел, диффузия, броуновское

движение, строение жидкостей и твёрдых тел, изменение объёма тел при
нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация,
плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, повышение
давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между
параметрами состояния газа в изопроцессах, электризация тел,
взаимодействие зарядов;
описывать механическое движение, используя физические величины:
координата, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса тела, сила,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая
работа, механическая мощность; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;
описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления,
используя физические величины: давление газа, температура, средняя
кинетическая
энергия
хаотического
движения
молекул,
среднеквадратичная скорость молекул, количество теплоты, внутренняя
энергия, работа газа, коэффициент полезного действия теплового
двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинам;
описывать изученные электрические свойства вещества и
электрические явления (процессы), используя физические величины:
электрический заряд, электрическое поле, напряжённость поля, потенциал,
разность потенциалов; при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать
формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;
анализировать физические процессы и явления, используя физические
законы и принципы: закон всемирного тяготения, I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса,
принцип
суперпозиции сил,
принцип равноправия
инерциальных систем отсчёта, молекулярно-кинетическую теорию
строения вещества, газовые законы, связь средней кинетической энергии
теплового движения молекул с абсолютной температурой, первый закон
термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона,
при этом различать словесную формулировку закона, его математическое
выражение и условия (границы, области) применимости;
объяснять основные принципы действия машин, приборов и
технических устройств; различать условия их безопасного использования в
повседневной жизни;

выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и
процессов с использованием прямых и косвенных измерений, при этом
формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного эксперимента,
собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и
формулировать выводы;
осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин,
при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать
известные методы оценки погрешностей измерений;
исследовать зависимости между физическими величинами с
использованием прямых измерений, при этом конструировать установку,
фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований
в рамках учебного эксперимента, учебно-исследовательской и проектной
деятельности с использованием измерительных устройств и лабораторного
оборудования;
решать расчётные задачи с явно заданной физической моделью,
используя физические законы и принципы, на основе анализа условия
задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и
формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать
реальность полученного значения физической величины;
решать
качественные
задачи:
выстраивать
логически
непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы,
закономерности и физические явления;
использовать
при
решении
учебных
задач
современные
информационные
технологии
для
поиска,
структурирования,
интерпретации и представления учебной и научно-популярной
информации, полученной из различных источников, критически
анализировать получаемую информацию;
приводить примеры вклада российских и зарубежных учёныхфизиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в
развитие техники и технологий;
использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально распределять обязанности и
планировать деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно
оценивать вклад каждого из участников группы в решение
рассматриваемой проблем.

Тематическое планирование учебного предмета
Количество Количест
Методы и формы
Электронные
часов по ОП во часов
организации обучения.
(цифровые)
по
Характеристика деятельности образовательные
рабочей
обучающихся (с учетом
ресурсы
Тема, раздел курса
програм
рабочей программы
ме
воспитания)

Раздел 1. Физика и
методы научного
познания

2

Раздел2. Механика

18

2.1 Кинематика
2.2 Динамика
2.3 Законы сохранения
в механике
Раздел 3.
Молекулярная физика
и термодинамика

5
7
6
24

Библиотека ЦОК
2 Формулируют
https://m.edsoo.ru/7f41
познавательные цели,
bf72
определения понятий,
пробуют выбирать критерии

ФГАОУ ДПО
для сравнения и
"Академия
классификации объектов.
Минпросвещения
Ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что России"
apkpro.ru
уже известно и усвоено, и
того, что ещё неизвестно.
Позитивно относятся е к
Мир физики:
процессу общения с учителем демонстрации
и сверстниками; учатся
физических
экспериментов http://
слушать, участвовать в
demo.home.nov.ru
диалоге, обосновывать и
доказывать свою точку
зрения.
18 Выделяют обобщённый
смысл задачи, устанавливают
причинно-следственные
связи, заменяют термины
определениями
Составляют план и
определяют
последовательность
действий, отличают свой
способ действий с эталоном.
Описывают содержание
совершаемых действий, в
целях ориентировки
предметно-практической
деятельности
5
7
6
24 Выделяют объекты и
процессы с точки зрения
целого и частей, формальную
структуру задачи;
количественные
характеристики объектов,
заданные словами.
Различают способ и результат

своих действий с заданным
эталоном, обнаруживают
отклонения и отличия от
эталона, вносят коррективы
в способ своих действий.
Планируют общие способы
работы. Используют
вербальные и невербальные
средства общения,
осуществляют
взаимоконтроль и
взаимопомощь.
3.1 Основы
молекулярнокинетической теории
3.2 Основы
термодинамики
3.3 Агрегатные
состояния вещества.
Фазовые переходы.
Раздел 4.
Электродинамика

4.1 Электростатика
4.2 Постоянный
электрический ток.
Токи в различных
средах
Обобщающее
повторение

5

Библиотека ЦОК

5

https://m.edsoo.ru/7f41
bf72

14

14

5

5



ФГАОУ ДПО
"Академия
Минпросвещения
России"
apkpro.ru

10
12

22 Указывают, какой
информацией для решения
поставленной задачи
Мир физики:
обладают, а какой нет
демонстрации
объясняют, с какой позиции, физических
он приступают к разрешению экспериментов http://
demo.home.nov.ru
проблемы,
сформулированной учителем
в общих чертах описывают
желаемую
и
реальную
ситуации указывая, чем они
отличаются
- оформляют свою мысль в
форме стандартных
продуктов письменной
коммуникации простой
структуры
10
12

2

2

22

Выбирают наиболее
эффективные способы
решения задач. Осознанно и
произвольно строят речевые
высказывания в письменной
форме
Осознают качество и уровень
усвоения. Оценивают
достигнутый результат
Описывают содержание

совершаемых действий
Итого

68

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».