Физика 8 класс база

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физика» (базовый уровень)
8 А, Б, В, Г, Д класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Талибова Кафьяханум Гамбаровна
(учитель высшей квалификационной категории).

2023 г

Рабочая программа по физике для 8 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Физика», входящей в состав образовательной программы МОУ «СОШ №31».
Программа соответствует планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение физики на базовом уровне отводиться 68 часов (2
часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» на 2023-2024 учебный год
рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено выполнение к.р. 3+ итоговая, л.р-13.
Форма промежуточной аттестации- контрольная работа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета.
Обучающийся научится:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки;
- строить собственное целостное мировоззрение на основе изученных фактов;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках, самостоятельной
деятельности вне школы;
- оценивать поведение с точки зрения химической безопасности (тексты и задания) и жизненные
ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на
Земле;
- осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных,
атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в
мире;
- учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их
изменения;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения
возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из
максимума), имеющий отношение к своим интересам;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
-учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ
жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые
угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой,
избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального
природопользования.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве
одной из ценностных установок;
- -использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории,
потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Метапредметными результатами изучения курса «Физика» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных
и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с
основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления
своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и
следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать - определение понятиям
на основе изученного на различных предметах учебного материала, осуществлять логическую
операцию установления родо-видовых отношений, обобщать понятия – осуществлять логическую
операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с
целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму
фиксации и представления информации;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты и т.д.;
- использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения
своих целей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Обучающийся получит возможность научиться:
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты и т.д.;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
Тепловые явления
Обучающийся научится:
- распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении),
большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие,
испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные
способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества,
поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость
температуры кипения от давления;
- описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:
количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная
теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомномолекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
- различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых
тел;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
- решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий
работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и
ограниченность использования частных законов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и
при помощи методов оценки.
Электрические явления
Обучающийся научится:
- распознавать электрические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства
или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток
и его действия (тепловое, химическое, магнитное).
- составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ,
резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
- описывать изученные свойства тел и электрические явления, используя физические величины:
электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное
сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока; при описании верно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, электрические явления и процессы, используя физические законы:
закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях.
- решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца) и
формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока,
формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников); на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания об электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния
электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электромагнитные явления
Обучающийся научится:
- распознавать магнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие
магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу.
- описывать изученные свойства тел и магнитные явления, используя физические величины:
скорость электромагнитных волн; при описании верно трактовать физический смысл используемых

величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами.
- анализировать свойства тел, магнитные явления и процессы, используя физические законы; при
этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о магнитных явлениях
- решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины; на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы
и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать знания о магнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности
при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния
электромагнитных излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов.
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний об магнитных явлениях с использованием математического аппарата,
так и при помощи метода оценки.
Световые явления
Обучающийся научится:
- распознавать световые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление
света, дисперсия света.
- использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей
линзе.
- описывать изученные свойства тел и световые явления, используя физические величины: фокусное
расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света;
при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами.
- анализировать свойства тел, световые явления и процессы, используя физические законы: закон
прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
- приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях.
- решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины
(фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и
частота света): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать знания о световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных
излучений на живые организмы;
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов;
- использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний о световых явлениях с использованием математического аппарата, так и
при помощи методов оценки.

Тематическое планирование
№
п/п

1

Количество
часов по ОП

Количество
часов по
рабочей
программе

28
8

28
8

3

3

17

17

1

Электрические явления
Электрические заряды.
Заряженные тела и их
взаимодействие

27
7

27
7

2

Постоянный электрический ток

20

20

Электромагнитные явления

10

10

Магнитные явления

6

6

Электромагнитная индукция

4

4

Повторение изученного

3

3

Итого:

68

68

Наименование темы

Тепловые явления
Строение и свойства вещества.
Температура
Тепловые процессы. Внутренняя
энергия
Тепловые процессы. Количество
теплоты.

2
.

3

4

Реализация
программы
воспитания

1

4

Содержание учебного предмета
(68 ч, 2 ч в неделю)
Тепловые явления (28 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и
теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная
теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения
энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная
теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе
молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель
внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы
использования тепловых машин.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ :
Лабораторная работа № 1 "Исследование явлений теплообмена при смешивании холодной и горячей
воды
Лабораторная работа № 2 "Определение удельной теплоёмкости веществ".
Лабораторная работа № 3 "Определение удельной теплоты плавления льда
Лабораторная работа № 4 "Определение относительной влажности воздуха"
Контрольная работа № 1 по теме "Тепловые процессы".

Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники,
диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие
электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока.
Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока.
Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
Лабораторная работа № 5 "Измерение и регулирование силы тока".
Лабораторная работа № 6 "Измерение и регулирование напряжения"
Лабораторная работа № 7 "Зависимость электрического сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и материала".

Лабораторная работа № 8 "Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от
сопротивления резистора и напряжения на резисторе".
Лабораторная работа № 9 "Проверка правила сложения напряжений при последовательном
соединении двух резисторов"

Лабораторная работа № 10 "Проверка правила для силы тока при параллельном соединении
резисторов"
Лабораторная работа № 11 "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе".
Контрольная работа № 2 по темам: "Электрические заряды. Заряженные тела и их взаимодействие.
Постоянный электрический ток"
Электромагнитные явления (10 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током.
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический
двигатель.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
Лабораторная работа № 12 "Изучение действия магнитного поля на проводник с током
Лабораторная работа № 13 "Конструирование и изучение работы электродвигателя"
Контрольной работа № 3 по темам: "Магнитные явления", "Электромагнитная индукция"

Повторение изученного (3ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».