Факультативный курс Русский язык 7 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ No31

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ № 31
Беляева Т.В.
Приказ № 157/23
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса «Трудные вопросы русского языка»
7 А,Б,В,Г,Д класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составители: Ветчинова Татьяна Станиславовна
учитель первой квалификационной категории,
Таран Елена Григорьевна
учитель без квалификационной категории,
Ражапова Анна Сергеевна
учитель без квалификационной категории.

Подольск 2023 г.

Рабочая программа факультативного курса «Трудные вопросы русского языка» для 7 класса
разработана на основе образовательной программы МОУ СОШ №31
В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024
учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
Причастие .
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Гласные в суффиксах
действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий
настоящего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две
н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных
прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких
отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ѐ
после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Деепричастие.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с
деепричастиями.
Наречие.
Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не и ни
отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и е после
шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и
количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Служебные части речи.
Предлог. Слитное и раздельное
написание производных предлогов. Союз.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Частица
Раздельное и дефисное написание частиц.
Междометие. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметные результаты
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
- использовать знание алфавита при поиске информации;
- различать значимые и незначимые единицы языка;
- проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их переносить;
- определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,

грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- проводить лексический анализ слова;
- опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
- опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
- проводить морфологический анализ слова;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
- использовать орфографические словари.

Тематическое планирование
Тема, раздел
курса

Количество
часов по ОП

Количество
часов по РП

Причастие
Деепричастие
Наречие

12
10
6

12
10
6

Служебные
части речи

6

6

Итого часов

34

Методы и
формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся (с
учетом РП
воспитания)
Рабочая
программа
обеспечивает
возможность
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся:
способность
решать учебные
задачи и
проблемные
жизненные
ситуации на
основе
сформированных
предметных и
универсальных
способов
деятельности.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Каталог Российского
общеобразовательного
портала http://www.school.edu.ru
Каталог
«Образовательные
ресурсы сети Интернет
для общего
образования» http://catalog.iot.ru
Федеральный
центр
информационнообразовательных
ресурсов http://fcior.edu.ru
Единая
Коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов http://schoolcollection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».