Московская область Комитет по образованию Администрации Г.о. Подольск МОУ СОШ № 31 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы П.Г. Абрамова Я.С. Якушева Т.В. Беляева Приказ № 157/23 от «31» августа 2023 г. Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Протокол № 1 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Трудные вопросы математики» 5 А, Б, В, Г, Д (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Абрамова Полина Георгиевна учитель высшей квалификационной категории Макарова Светлана Дмитриевна учитель без квалификационной категории 2023 год Рабочая программа факультативного курса «Трудным вопросам математики» для 5 класса разработана на основе образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №31 и соответствует Федеральному закону от 29.12.2012 №293-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ООО). По основной образовательной программе школы на изучении трудных вопросов математики на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Содержание учебного предмета 1. Обводим линии (2ч). Построение конфигураций на прямой, ее частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге. Основные цели – развить представление о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, научить изображать прямую и окружность с помощью чертежных инструментов. 2. Магические квадраты (2ч). Знакомство с магическими квадратами. Решение магических квадратов и комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов. Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах. 3. Последняя цифра (4ч). Решение комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов. Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах. 4. Фигурные числа (4ч). Знакомство учащихся с «треугольными числами», «квадратными числами», нахождение суммы чисел «методом Гаусса». Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах. 5. Разрезаем квадрат (2ч). Решение различных задач на разрезание квадрата. Основные цели – развить измерительные умения, систематизировать представления о многоугольниках. 6. Чётно или нечётно (4ч). Чётность и нечётность чисел. Определение чётности суммы и произведения чисел. Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о чётных числах. 7. Построения на клетчатой бумаге(4ч). Треугольники и их виды. Прямоугольник, квадрат. Равенство фигур. Построение фигур на клетчатой бумаге. Основная цель –научить строить прямоугольник, квадрат, угол заданной величины, на клетчатой бумаге. 8. НОД и НОК чисел (6ч). Основная цель -Нахождение НОД и НОК двух или нескольких чисел с помощью разложения на простые множители. 9. Старинные задачи на дроби (6ч). Представление о дроби как способе записи части величины. Нахождение части целого и целого по его части. Решение старинных задач на дроби арифметическим способом. 2 Основная цель – познакомить с историей изучения дробей, старинными задачами на дроби. Выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями. 10. Модели многогранников (5ч). Многогранники. Прямоугольный параллелепипед. Куб. Пирамида. Развертки многогранников. Основная цель – развить пространственные представления учащихся путем организации разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: способность к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; сформированность потребности в самореализации в творческой деятельности, выражающаяся в креативном мышлении, инициативе, находчивости, активности при решении математических задач. У обучающегося могут быть сформированы: • потребность в самообразовании, готовность принимать самостоятельные решения; • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Обучающийся получит возможность научиться: выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Регулятивные: Обучающийся научится: умение принимать и сохранять поставленную задачу, планировать свое действие с помощью учителя в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку учителя; самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; 3 выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Обучающийся получит возможность научиться: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им учётом конечного результата; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и действия; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять уровень усвоения; концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и препятствий. действий с по способу качество и физических Коммуникативные: Обучающийся научится: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Обучающийся получит возможность научиться: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные результаты: Обучающийся научится: работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения; формирование представлений о математике как о методе познания действительности; развивать чертежные навык; научиться читать, записывать числа натурального ряда, развивать навыки устного счета; научиться применять приемы быстрого счета; научиться применять математическую терминологию и символы, читать и записывать римские числа, большие числа; научиться решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы; 4 научиться решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание. Обучающийся получит возможность научиться: формировать понятийного аппарата по основным разделам курса математики; применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. 5 Тематическое планирование учебного предмета № п/п Тема, раздел курса Количество часов по ОП Количеств о часов по рабочей программе 1. Натуральные числа 17 17 2. Дроби 17 17 Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Электронны е (цифровые) образовател ьные ресурсы Установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности. Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией — инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают Каталог Российского общеобразова тельного портала http://www.sch ool.edu.ru Каталог «Образователь ные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.i ot.ru Федеральный центр информацион нообразовател ьных ресурсов http://fcior.edu .ru Единая Коллекция цифровых образовательн ых ресурсов http://schoolcollection.edu.r u 6 установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. ИТОГО 34 7