Россия в мире 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «История» (базовый уровень)
11 А, Б класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель:
Каргина Татьяна Федоровна
учитель высшей квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для 11 класса составлена на основе
федеральной рабочей программы по учебному предмету «История», входящей в состав
образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа соответствует планируемым
результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленным в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение истории на базовом уровне
отводится 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
МОУ СОШ№31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 68 часов (2
часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные
результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные, национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение
прав и свобод человека;
- пониманию культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность;
-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, убежденность в возможности познания природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- уважение к творцам …науки и техники;
-готовность и способность обучающихся вести диалог со сверстниками, другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
- строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и
справедливости.
У обучающегося могут быть сформированы:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание
важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской
народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении
и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
- главным, существенным признаком понятий;
- умению устанавливать причинно-следственные связи;
- критериям для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- приемам сравнения объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
- умению классифицировать информацию по заданным признакам;
- способам решения проблемных задач;
- правильному отбору информации в учебных и справочных пособиях, словарях; проведению анализа текста учебника и нетекстовых компонентов, создание текстов
разных типов;
Обучающийся получит возможность научиться:
- правилам нахождения в тексте требуемую информацию (в соответствие с целями своей
деятельности);
- умению ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
- четкому установлению взаимосвязи описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- умению определять назначение и функции различных социальных институтов;
- необходимым поисковым ключевым словам и запросам;
- владению навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований , границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения;
- соотношению полученных результатов поиска со своей деятельностью.

Регулятивные:
Обучающийся научится:
- постановке учебных задач (самостоятельно и под руководством учителя);
- умению планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством
учителя);
- работе в соответствии с поставленной учебной задачей;
- умению работать в соответствии с предложенным планом;
- сравнению полученных результатов с ожидаемыми;
- основам самоконтроля и самооценки;
- осознанному выбору в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-умению использовать справочную литературу, ИКТ;
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных
учителем ориентиров действий в новом учебном материале.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- навыки участия в совместной деятельности, организации сотрудничества;
- оценка работы одноклассников;
- правильно высказывать в дискуссии суждения, подтверждая их фактами; - уважительное
и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно общаться, выражать и принимать сочувствие, не обижать собеседника; принятию позиции собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение,
доказательства (аргументы), факты, гипотезы, теории;
- позитивному отношению в процессе учебной и познавательной деятельности;
- учебному сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками; умению работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- понятийному аппарату исторического знания и приемы исторического анализа для
раскрытия сущности, и значения событий, явлений прошлого и современности; - умению
изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных
источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширению опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-умению применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира;
- умению сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один
исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных
исторических процессов, протекающих в различные хронологические периоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению владеть различными видами публичных выступлений;

- навыкам выполнения познавательных и практических заданий, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в социальной практике;
- умению реконструировать и интерпретировать прошлое России на основе источников,
владению умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного
анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.

Содержание учебного предмета
Всеобщая история 1945–2022 гг.
Введение. Мир во второй половине ХХ – начале XXI в. Научно-технический
прогресс. Переход от индустриального к постиндустриальному, информационному
обществу. Изменения на карте мира. Складывание биполярной системы. Крушение
колониальной системы. Образование новых независимых государств во второй половине
ХХ в. Процессы глобализации и развитие национальных государств.
Страны Северной Америки и Европы во второй половине ХХ – начале XXI в.
От мира к холодной войне. Речь У. Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумэна. План
Маршалла. Разделенная Европа. Раскол Германии и образование двух германских
государств.
Совет
экономической
взаимопомощи.
Формирование
двух
военнополитических блоков (НАТО и ОВД).
Соединенные Штаты Америки. Послевоенный экономический подъем. Развитие
постиндустриального общества. Общество потребления. Демократы и республиканцы у
власти: президенты США и повороты политического курса. Социальные движения (борьба
против расовой сегрегации, за гражданские права, выступления против войны во
Вьетнаме). Внешняя политика США во второй половине ХХ – начале XXI в.
Развитие отношений с СССР, Российской Федерацией.
Страны Западной Европы.
Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные годы. Научнотехническая
революция. Становление социально ориентированной рыночной экономики. Германское
«экономическое чудо». Установление V республики во Франции. Лейбористы и
консерваторы в Великобритании. Начало европейской интеграции (ЕЭС). «Бурные
шестидесятые». «Скандинавская модель» социальноэкономического развития. Падение
диктатур в Греции, Португалии, Испании. Экономические кризисы 1970-х – начала 1980-х
гг. Неоконсерватизм. Европейский союз. Опыт самостоятельного приобретения новых
знаний.
Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ – начале XXI в.
Революции второй половины 1940-х гг. и установление коммунистических режимов. СЭВ
и ОВД. Достижения и проблемы социалистического развития в 1950-е гг. Выступления в

ГДР (1953), Польше и Венгрии (1956). Югославская модель социализма. Пражская весна
1968 г. и ее подавление. Движение «Солидарность» в Польше. Перестройка в СССР и
страны восточного блока. Революции 1989–1990 гг. в странах Центральной и Восточной
Европы. Распад ОВД, СЭВ. Образование новых государств на постсоветском пространстве.
Разделение Чехословакии. Распад Югославии и война на Балканах. Агрессия НАТО против
Югославии. Развитие восточноевропейских государств в XXI в. (экономика, политика,
внешнеполитическая ориентация, участие в интеграционных процессах).
Страны Азии, Африки во второй половине ХХ – начале XXI в.: проблемы и пути
модернизации
Обретение независимости и выбор путей развития странами Азии и Африки.
Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.
Освободительная борьба и провозглашение национальных государств в регионе.
Китай: провозглашение республики; социалистический эксперимент; Мао Цзэдун и
маоизм; экономические реформы конца 1970-х – 1980-х гг. и их последствия; современное
развитие. Разделение Вьетнама и Кореи на государства с разным общественнополитическим строем. Индия: провозглашение независимости; курс Неру; внутренняя и
внешняя политика современного индийского государства.
Успехи модернизации. Япония после Второй мировой войны: от поражения к
лидерству. Восстановление суверенитета страны. Японское «экономическое чудо».
Новые индустриальные страны (Сингапур, Южная Корея).
Страны Ближнего Востока и Северной Африки.
Турция: политическое развитие, достижения и проблемы модернизации. Иран: реформы
1960–1970-х гг.; исламская революция. Афганистан: смена политических режимов, роль
внешних сил.
Провозглашение независимых государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Палестинская проблема. Создание государства Израиль. Египет: выбор пути развития;
внешнеполитический курс. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки
урегулирования на Ближнем Востоке. Политическое развитие арабских стран в конце ХХ –
начале XXI в. «Арабская весна» и смена политических режимов в начале 2010-х гг.
Гражданская война в Сирии.
Страны Тропической и Южной Африки.
Этапы провозглашения независимости («год Африки», 1970–1980-е гг.). Выбор путей
развития. Попытки утверждения демократических режимов и возникновение диктатур.
Организация Африканского единства. Система апартеида на юге Африки и ее падение.
Сепаратизм. Гражданские войны и этнические конфликты в Африке.
Страны Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.
Положение стран Латинской Америки в середине ХХ в.: проблемы внутреннего
развития, влияние США. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация.
Национал-реформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и демократизация в странах
Латинской Америки. Революции конца 1960-х – 1970-х гг. (Перу, Чили, Никарагуа). «Левый
поворот» в конце ХХ в.
Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI в. Основные этапы
развития международных отношений во второй половине 1940-х – 2020-х гг.

Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны (Берлинские
кризисы, Корейская война, войны в Индокитае, Суэцкий кризис, Карибский (Кубинский)
кризис). Создание Движения неприсоединения. Гонка вооружений. Война во Вьетнаме.
Разрядка международной напряженности в конце 1960-х – первой половине 1970х гг.
Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Договор о нераспространении
ядерного оружия (1968). Пражская весна 1968 г. и ввод войск государств – участников ОВД
в Чехословакию. Урегулирование германского вопроса (договоры ФРГ с СССР и Польшей,
четырехстороннее соглашение по Западному Берлину). Договоры об ограничении
стратегических вооружений (ОСВ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
(Хельсинки, 1975 г.).
Ввод советских войск в Афганистан (1979). Возвращение к политике холодной войны.
Наращивание стратегических вооружений. Американский проект СОИ. Провозглашение
советской концепции нового политического мышления в 1980-х гг. Революции 1989–1991
гг. в странах Центральной и Восточной Европы, их внешнеполитические последствия.
Распад СССР и восточного блока. Российская Федерация – правопреемник СССР на
международной арене. Образование СНГ.
Международные отношения в конце ХХ – начале XXI в. От биполярного к
многополюсному миру. Региональная и межрегиональная интеграция. Россия в
современном мире: восстановление лидирующих позиций, отстаивание национальных
интересов. Усиление позиций Китая на международной арене. Военные конфликты.
Международный терроризм. Мировое сообщество и роль России в противостоянии угрозам
и вызовам в начале XX в.
Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI в.
Развитие науки во второй половине ХХ – начале XXI в. (ядерная физика, химия,
биология, медицина). Научно-техническая революция. Использование ядерной энергии в
мирных целях. Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие
электротехники и робототехники. Информационная революция. Интернет.
Течения и стили в художественной культуре второй половины ХХ – начала XXI
в.: от модернизма к постмодернизму. Литература. Живопись. Архитектура: новые
технологии, концепции, художественные решения. Дизайн. Кинематограф. Музыка:
развитие традиций и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка. Массовая культура.
Молодежная культура.
Современный мир
Глобальные проблемы человечества. Существование и распространение ядерного
оружия. Проблема природных ресурсов и экологии. Проблема беженцев. Эпидемии в
современном мире. Диспут: «Развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки».
Обобщение
История России 1945–2022 гг.
Введение. СССР в 1945–1953 гг. СССР В 1945–1991 гг.
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Разруха.
Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Рост
беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности.

Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и
переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального
потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Репарации, их размеры и
значение для экономики. Советский атомный проект, его успехи и значение. Начало гонки
вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок.
Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947).
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы.
Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля.
Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с космополитизмом. «Дело
врачей».
Сохранение трудового законодательства военного времени на период восстановления
разрушенного хозяйства. Союзный центр и национальные регионы: проблемы
взаимоотношений.
Рост влияния СССР на международной арене. Начало холодной войны. Доктрина
Трумэна. План Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и
Центральной Европы. Взаимоотношения со странами народной демократии. Создание
Совета экономической взаимопомощи. Организация Североатлантического договора
(НАТО). Создание по инициативе СССР Организации Варшавского договора. Война в
Корее.
СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за
власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущеву.
Первые признаки наступления оттепели в политике, экономике, культурной сфере. XX
съезд партии и разоблачение культа личности Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране
и мире. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение
политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности
национальной политики. Утверждение единоличной власти Хрущева.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной
атмосферы. Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые
тенденции. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный
фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Неофициальная
культура. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на Церковь.
Диссиденты. Самиздат и тамиздат.
Социально-экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки
решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель.
Научно-техническая революция в СССР. Военный и гражданский секторы
экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого
спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире
женщиныкосмонавта В. В. Терешковой. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни
людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к
совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и
профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание

горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного
крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда.
ХХII съезд КПСС и Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового
человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления.
Социальные программы. Реформа системы образования. Пенсионная реформа. Массовое
жилищное строительство. Рост доходов населения и дефицит товаров народного
потребления.
Внешняя политика. СССР и страны Запада. Международные военно-политические
кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г.,
Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая
система. Распад колониальных систем и борьба за влияние в странах третьего мира.
Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия
власти. Новочеркасские события. Смещение Н. С. Хрущева.
Советское государство и общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
Приход к власти Л. И. Брежнева: его окружение и смена политического курса.
Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры
аграрной политики. Косыгинская реформа. Конституция СССР 1977 г. Концепция
«развитого социализма».
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Замедление
темпов развития. Новые попытки реформирования экономики. Цена сохранения СССР
статуса сверхдержавы. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития
агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. Создание
топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция
населения в крупные города и проблема неперспективных деревень. Популярные формы
досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое
развитие союзных республик. Общественные настроения. Потребительские тенденции в
советском обществе. Дефицит и очереди.
Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в
Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное
искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.). Диссидентский вызов. Борьба с
инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание
международной напряженности. Холодная война и мировые конфликты. Пражская весна и
снижение международного авторитета СССР. Достижение военностратегического паритета
с США. Политика разрядки. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в
Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л. И. Брежнев в оценках современников
и историков.
Политика перестройки. Распад СССР (1985–1991)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической
сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской
экономики. М. С. Горбачев и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания

1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в
политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной
трудовой деятельности. Принятие закона о приватизации государственных предприятий.
Гласность и плюрализм. Политизация жизни и подъем гражданской активности
населения. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе.
Отказ от догматизма в идеологии. Вторая волна десталинизации. История страны как
фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные
политические объединения.
Новое мышление Горбачева. Изменения в советской внешней политике.
Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора.
Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной
Европы. Завершение холодной войны.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее
решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов –
высший орган государственной власти. I съезд народных депутатов СССР и его значение.
Демократы первой волны, их лидеры и программы.
Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских
настроений. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика,
Украина, Молдавия. Позиции республиканских лидеров и национальных элит.
Последний этап перестройки: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о
руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание
Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его решения.
Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента и избрание
М. С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.
Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о
государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. НовоОгаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад
суверенитетов». Референдум о сохранении СССР. Превращение экономического кризиса в
стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике.
Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная
реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов.
Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной
экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый
этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники
Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС.
Оформление фактического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения,
создание Содружества Независимых Государств (СНГ).
Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на
международной арене. Наш край в 1945–1991 гг.
Обобщение.
Российская Федерация в 1992–2022 гг. Становление новой России (1992–1999)

Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ.
Правительство реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром. Начало радикальных
экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная
приватизация. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения.
Безработица. Черный рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми
результатами экономических реформ.
Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации. Указ Б. Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным
судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. Трагические события
осени 1993 г. в Москве. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции
России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного
устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и ее значение. Становление российского
парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства.
Утверждение государственной символики.
Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг.
Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с
республиками. Взаимоотношения центра и субъектов Федерации. Военно-политический
кризис в Чеченской Республике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных
займов. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых
цен на энергоносители. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение
зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды. Дефолт 1998 г. и его
последствия.
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Свобода СМИ. Свобода
предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Кризис образования и
науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и
детская беспризорность. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках
СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Россия – правопреемник СССР на
международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы.
Взаимоотношения с США и странами Запада. Россия на постсоветском пространстве. СНГ
и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные
политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной
власти. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических
группировок в Дагестан. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина. Опыт самостоятельного
приобретения новых знаний. Защита проектов.
Россия в ХХI в.: вызовы времени и задачи модернизации
Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента В.
В. Путина и связанные с этим ожидания. Начало преодоления негативных последствий
1990-х гг. Основные направления внутренней и внешней политики. Федерализм и
сепаратизм. Создание Федеральных округов. Восстановление единого правового
пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов.

Террористическая угроза и борьба с ней. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике.
Построение вертикали власти и гражданское общество. Военная реформа.
Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль
нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Крупнейшие инфраструктурные
проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Начало
(2005) и продолжение (2018) реализации приоритетных национальных проектов.
Президент Д. А. Медведев, премьер-министр В. В. Путин. Основные направления
внешней и внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти.
Избрание В. В. Путина Президентом РФ в 2012 г. и переизбрание на новый срок в
2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация инфраструктурных проектов в
Крыму (строительство Крымского моста, трассы «Таврида» и др.). Начало
конституционной реформы (2020).
Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и
профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика.
Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы
здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования, культуры, науки и
его результаты. Начало конституционной реформы. Снижение средней продолжительности
жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического
возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости.
Пропаганда спорта и здорового образа жизни и их результаты. XXII Олимпийские и XI
Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014), успехи российских спортсменов, допинговые
скандалы и их последствия для российского спорта. Чемпионат мира по футболу и
открытие нового образа России миру.
Повседневная жизнь. Социальная дифференциация. Качество, уровень жизни и
размеры доходов разных слоев населения. Постановка государством вопроса о социальной
ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном
информационном пространстве: СМИ, компьютеризация,
Интернет. Массовая автомобилизация. Военно-патриотические движения. Марш
«Бессмертный полк». Празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне
(2020).
Внешняя политика в конце XX – начале XXI в. Утверждение новой Концепции
внешней политики РФ (2000) и ее реализация. Постепенное восстановление лидирующих
позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской
внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании
локальных конфликтов. Оказание помощи Сирии в борьбе с международным терроризмом
и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.). Приближение военной
инфраструктуры НАТО к российским границам и ответные меры. Односторонний выход
США из международных соглашений по контролю над вооружениями и последствия для
России. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. Союзное государство России и
Беларуси. Россия в СНГ и в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС).
Миротворческие миссии России. Приднестровье. Россия в условиях нападения Грузии на
Южную Осетию в 2008 г. (операция по принуждению Грузии к миру). Отношения с США

и Евросоюзом. Вступление в Совет Европы. Сотрудничество России со странами ШОС
(Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС. Деятельность «Большой двадцатки».
Дальневосточное и другие направления политики России. Сланцевая революция в США и
борьба за передел мирового нефтегазового рынка.
Государственный переворот на Украине 2014 г. и позиция России. Воссоединение
Крыма и Севастополя с Россией и его международные последствия. Минские соглашения
по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и
Луганской Народной Республики (ЛНР). Специальная военная операция (2022). Введение
США и их союзниками политических и экономических санкций против России и их
последствия.
Россия в борьбе с короновирусной пандемией, оказание помощи зарубежным
странам. Мир и процессы глобализации в новых условиях. Международный нефтяной
кризис 2020 г. и его последствия. Россия в современном мире.
Религия, наука и культура России в конце XX – начале XXI в. Повышение
общественной роли СМИ и Интернета. Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции
в развитии образования и науки. Модернизация образовательной системы. Основные
достижения российских ученых и недостаточная востребованность результатов их научной
деятельности. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Особенности
развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра,
изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура. Наш край в
1992–2022 гг. Итоговое обобщение. Опыт проектной деятельности.
Тематическое планирование учебного предмета
№ п/п Наименование раздела

Количество часов
по
образовательной
программе

Количество
часов по
рабочей
программе

Реализация
программы
воспитания

Всеобщая история. 1945-2022г.г.
1.

Введение (1 ч)

1

1

-

2.

Раздел 1. США и страны
Европы во второй половине
XX- начале XXI в. Опыт
самостоятельного
приобретения новых знаний.

6

6

1

3.

Раздел 2. Страны Азии,
Африки и Латинской Америки
во второй половине ХХ —
начале XXI в. Диспут:
«Развитие стран Азии,
Африки и Латинской
Америки».

9

9

1

4

4
Раздел3.Международные
отношения во второй половине
ХХ- начале XXI в.

4

-

Раздел 4. Наука и культура во 3
второй половине ХХ — начале

3

1

5

XXI в. Урок диалога двух
культур.
История России. 1945—2022 гг.
1

Введение. История России.
1945 год-начало XXI в.

1

1

-

2

Раздел 1. СССР в 1945—1991
гг. Опыт самостоятельного
приобретения новых знаний.
Защита проектов.
Раздел 2. Российская
Федерация в 1992—2022 гг.
Опыт проектной
деятельности.
ИТОГО:

27

27

2

17

17

1

68

68

6

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».