Родной язык(русский) 11класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (русский)» (базовый уровень)
11 А, Б класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Духанина Олеся Александровна
(учитель высшей квалификационной категории),
Петрова Елена Алексеевна
(учитель высшей квалификационной категории).

2023 г

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 11 класса составлена на основе
образовательной программы МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение отводится 34 часа. В соответствии с
«Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» на 2023-2024 учебный год рабочая
программа составлена на 34 часа.
Программой предусмотрено: проверочных работ – 3.
Форма промежуточной аттестации – проверочная работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
 воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов;
 воспитание гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
 формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
 приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,
их чувствам, религиозным убеждениям;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов;

 продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
 владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач;
 готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного

управления

своим

поведением

и

деятельностью,

направленной

на

достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно

оценивать

свои

возможности

достижения

цели

определённой

сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать
её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое
контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей,
мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в
форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в
сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных
действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка;
• следовать

морально-этическим

и

психологическим

принципам

общения

и

сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать
на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку
партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим
объёмом;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;

• строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

причинно-

следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Обучающийся получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
1) совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4) расширять и систематизировать научные знания о родном языке; осознавать
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных
единиц и грамматических категорий родного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) формировать навыки проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
2) обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширять объем
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
3) овладевать основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретать опыт их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
4) формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.

Содержание учебного предмета
Язык и культура (10 часов). Русский язык – национальный язык русского народа.
Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык – язык русской
художественной литературы. История русского литературного языка. Лексические
заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава русского языка
новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и
стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии.
Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники,
влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений. Группы
лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Труды и работы
русских и советских филологов. Беседа «Почему нужно беречь родной язык?»
Культура речи (10 часов). Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка. Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции
Труды и работы русских и советских филологов.
Речь. Речевая деятельность. Текст (14 часов). Речевая деятельность. Текст. Язык и речь.
Виды речевой деятельности. и логичность речи. Текст как единица языка и речи. Текст и
его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте. Типы
речи. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Официально-деловой
стиль. Научный стиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы.
Труды и работы русских и советских филологов. Беседа «Важно ли говорить правильно?»

Тематическое планирование учебного предмета
№

Тема урока

1 Тема 1. Язык и культура

2

Тема 2. Культура речи

3

Тема 3. Речь. Речевая деятельность.
Текст
Итого

Кол-во Развитие
часов
речи

пр/р

Реализация
программы
воспитания

10

-

1

1

10

-

1

-

14 ч

-

1

34

-

3

1

2

Согласовано
Заседание ШМО
протокол № 1
«30» августа 2023 г

Согласовано
зам. директора по УВР
Я.С. Якушева
«31» августа 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».