Муниципальное общеобразовательное учреждение Г. о. Подольск Московская область МОУ СОШ №31 РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО Т.Ф.Каргина СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Я.С.Якушева УТВЕРЖДЕНО Директор школы Т.В. Беляева Протокол №1 Протокол №1 Приказ №157/23 от «31» от "30" августа 2023 г. от "30" августа 2023 г. августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 А, Б, В, Г, Д класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель: Денисюк Любовь Павловна учитель первой квалификационной категории 2023 г Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России», входящей в состав образовательной программы МОУ «СОШ № 31». Программа соответствует планируемым результатам освоения предмета, современным целям основного общего образования, представленным во ФГОС ООО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31». По образовательной программе школы на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Предусмотрено выполнение практических работ -3. Содержание учебного предмета Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом – Россия. Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей. Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей. Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и другого). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность – общество – культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина – часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны – залог будущего России. Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. Планируемые результаты изучения учебного предмета Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного курса. Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы по ОДНКНР. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности; 2) гражданского воспитания: осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; 3) ценности познавательной деятельности: сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; 4) духовно-нравственного воспитания: сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия. -Познавательные универсальные учебные действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и проводить выводы (логические универсальные учебные действия); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические/моделирование); смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. -Коммуникативные универсальные учебные действия: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (информационнокоммуникационная компетентность). -Регулятивные универсальные учебные действия: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области, предпосылки научного типа мышления, виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОДНКНР: Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? -знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», -иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; -понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом – Россия. -иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; -понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость. Тема 3. Язык и история. -знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; -понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей. -иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; -знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; -понимать, что русский язык – не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, -уметь приводить примеры; -иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры. -иметь сформированное представление о понятие «культура»; -осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы, -знать основные формы репрезентации культуры, -уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; -уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура. -иметь представление об артефактах культуры; -иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; -понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура. -иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; -знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; -понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; Тема 8. Культура и религия. -иметь представление о понятии «религия», -уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; -осознавать связь религии и морали; -понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; -уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование. -характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; -иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; -понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; -приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; -понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). -иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; -выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; -предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей. Знать и понимать смысл термина «семья»; -иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; -осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; -уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования; -понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; -осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; -понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», -обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи. -знать и уметь объяснить понятие «Родина»; -осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; -понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; -обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. -иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; -знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; -осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. -знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; -уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; -знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, -иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; -понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи. -знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; -понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, -характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; -осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; -характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). -иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, -уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; -выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность – общество – культура. -знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; -уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и общества, человека и культуры; -понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры. -знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; -осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; -обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека; -доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; -знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. -знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; -понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. -понимать и уметь объяснять суть термина «история», -знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; иметь представление о значении и функциях изучения истории; -осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Тема 21. Литература как язык культуры. -знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; - обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; -находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур. -иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; -понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; -знать, что такое глобализация, -уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. -знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. -понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; -называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; -уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; -понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; -уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 25. Праздники в культуре народов России. -иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; -различать основные типы праздников; -уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; -анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; понимать основной смысл семейных праздников; определять нравственный смысл праздников народов России; -осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России. -знать, что такое архитектура, -уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; -понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; -осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно- технического развития и типами жилищ; -осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; -устанавливать связь между историей памятника и историей края, -характеризовать памятники истории и культуры; -иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России. -знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, -выделять простые выразительные средства музыкального языка; -обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; -находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. -знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; -уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; -находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; -знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. -знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; -воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; -знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом. -знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; -уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; уметь оценивать и -устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); -понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). -знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; -понимать, что такое культурная карта народов России; -описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны – залог будущего России. -знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; -понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. Тематическое планирование учебного предмета Тема, раздел курса 1. Россия – наш общий дом 2. Семья и духовнонравственны е ценности Количеств Количеств о часов по о часов по рабочей ОП программе 10 6 10 6 Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся (с учетом рабочей программы воспитания) Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Применение групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми Каталог Российского общеобразовательного портала – http://www.school.edu.r u Просвещение медиатека https://media.prosv.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов- Установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к Каталог Российского общеобразовательного портала – http://www.school.edu.r u Просвещение медиатека https://media.prosv.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов- http://schoolcollection.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru обсуждаемой на уроке 3. «Духовнонравственное богатство личности» 3 3 информации, активизации познавательной деятельности. Применение дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога Каталог Российского общеобразовательного портала – http://www.school.edu.r u Просвещение медиатека https://media.prosv.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://schoolcollection.edu.ru 4. «Культурное единство России» 13 13 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Каталог Российского общеобразовательного портала – http://www.school.edu.r u Просвещение медиатека https://media.prosv.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://schoolcollection.edu.ru 5. Обобщающее повторение ИТОГО: 34 часа 2 2 Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательно й атмосферы во время урока. Каталог Российского общеобразовательного портала – http://www.school.edu.r u Просвещение медиатека https://media.prosv.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://schoolcollection.edu.ru Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)