ОДКНР 5 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
Т.Ф.Каргина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
Я.С.Якушева

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Т.В. Беляева

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №157/23 от «31»

от "30" августа 2023 г.

от "30" августа 2023 г.

августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 А, Б, В, Г, Д класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Денисюк Любовь Павловна
учитель первой квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры народов России для 5 класса
разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы
духовнонравственной культуры народов России», входящей в состав образовательной программы
МОУ «СОШ № 31». Программа соответствует планируемым результатам освоения предмета,
современным целям основного общего образования, представленным во ФГОС ООО, а также
планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ № 31».
По образовательной программе школы на изучение предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с
«Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа
составлена на 34 часа (1 час в неделю).
Предусмотрено выполнение практических работ -3.

Содержание учебного предмета
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности
и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык
и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом – Россия.
Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как
общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей.
Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России
в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и
его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника.
Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к
социализации и духовно-нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России
(практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре
народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема
11. Семья – хранитель духовных ценностей.
Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как
духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья?
Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция
ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и семейных
обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии
семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и другого). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема
17. Личность – общество – культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность.
Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества.
Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как
творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны
литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь,
достоинство, права и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,

милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая
Родина – часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как
память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между
людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству.
Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных
народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей,
морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад
с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России
(практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны – залог будущего России.
Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности народов России.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
содержания учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного курса.
Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов,
составляющих содержательную основу образовательной программы по ОДНКНР.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают: осознание российской гражданской
идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли
культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в
становлении российской государственности;
2) гражданского воспитания:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и
знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их
основе
к
сознательному
самоограничению в
поступках,
поведении,
расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью
воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
3) ценности познавательной деятельности:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира;
смыслообразование:
сформированность ответственного отношения к учению,

готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию; 4) духовно-нравственного воспитания:
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного
края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм
морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении.
Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками
работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. В
результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
-Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и проводить выводы (логические
универсальные учебные действия); умение создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели
и
схемы для решения
учебных
и
познавательных
задач

(знаковосимволические/моделирование); смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
-Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное
сотрудничество); умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей
и
потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью
(коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий (информационнокоммуникационная
компетентность).
-Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание); умение самостоятельно планировать пути
достижения целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией
(контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные
возможности её решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области,
предпосылки научного типа мышления, виды деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании проектов.
К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
отдельным темам программы по ОДНКНР:
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
-знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»,

-иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному
единству страны;
-понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием
личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом – Россия.
-иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава
населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
-понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история.
-знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности; иметь базовые представления о формировании языка как
носителя духовно-нравственных смыслов
культуры;
-понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия; обосновывать своё понимание необходимости
нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык – язык общения и язык возможностей.
-иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
-знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов России, важность его для существования государства и общества;
-понимать, что русский язык – не только важнейший элемент национальной культуры, но и
историко-культурное наследие, достояние российского государства,
-уметь приводить примеры;
-иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры.
-иметь сформированное представление о понятие «культура»;
-осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы,
-знать основные формы репрезентации культуры,
-уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
-уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины.
Тема 6. Материальная культура.
-иметь представление об артефактах культуры;
-иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
-понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими
этносами. Тема 7. Духовная культура.
-иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,

«наука», «религия»;
-знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,
«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
-понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;
Тема 8. Культура и религия.
-иметь представление о понятии «религия»,
-уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
-осознавать связь религии и морали;
-понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
-уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование.
-характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и
общества; -иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
-понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
-приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
-понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения
новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
-иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
-выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о
культуре своего народа;
-предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой
и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической
специфики;
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья – хранитель духовных ценностей. Знать и понимать смысл термина «семья»;
-иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного
быта и отношений в семье;
-осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
-уметь
составить
рассказ
о
своей семье в
соответствии
с
культурно-историческими условиями её существования;
-понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
-осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и
её воспитательную роль;
-понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство»,
-обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам
со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
-знать и уметь объяснить понятие «Родина»;

-осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
-понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и
сохранения;
-обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
-иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
-знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной
семьи;
-осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в
культуре народов России.
-знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях; -уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
-знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях,
-иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи
в произведениях
художественной культуры;
-понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи.
-знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
-понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
-характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
-осознавать и
оценивать
семейный
уклад и
взаимосвязь с
социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
-характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
-иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России,
-уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из
жизни собственной семьи;
-выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего
народа; Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство
личности» Тема 17. Личность – общество – культура.
-знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
-уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и общества, человека
и культуры;
-понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в
быту, в контексте культуры и творчества;
Тема 18. Духовный мир человека. Человек – творец культуры.

-знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости; -осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений
в творчестве;
-обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей
человека;
-доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; -знать
и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
-знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
-понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей,
как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
-понимать и уметь объяснять суть термина «история»,
-знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; иметь
представление о значении и функциях изучения истории;
-осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса.
Тема 21. Литература как язык культуры.
-знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
рассказывать об
особенностях
литературного
повествования,
выделять
простые выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей;
-находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
-иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов
общества;
-понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
-знать, что такое глобализация,
-уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования
общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
-знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; осознавать духовно-нравственные ценности в
качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать
это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
-понимать
принципы
федеративного
устройства России
и
концепт

«полиэтничность»;
-называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
-уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ
Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; -понимать
ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
-уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
-иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры; устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
-различать основные типы праздников;
-уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
-анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; понимать основной
смысл семейных праздников; определять нравственный смысл праздников народов России;
-осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов
России.
-знать, что такое архитектура,
-уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь
между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
-понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
-осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно- технического
развития и типами жилищ;
-осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры
и духовно-нравственными ценностями народов России; -устанавливать связь
между историей памятника и историей края,
-характеризовать памятники истории и культуры;
-иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
-знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, -выделять
простые выразительные средства музыкального языка;
-обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
-находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла музыкальных произведений; знать основные темы музыкального творчества
народов России, народные инструменты.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
-знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного
искусства; -уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты; обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

-находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
-знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
-знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность
этих языковых выразительных средств; понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка,
былина, песня; -воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как
отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
-знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30.
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом.
-знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания
народа на примерах из истории и культуры своего региона;
-уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; уметь оценивать
и -устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической,
религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с
учётом их возрастных особенностей);
-понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким
через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
-знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии; -понимать, что такое культурная карта народов России;
-описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны – залог будущего России.
-знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для
обоснования её территориального, политического и экономического единства;
-понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

Тематическое планирование учебного предмета
Тема, раздел курса

1. Россия –
наш общий
дом

2. Семья и
духовнонравственны
е ценности

Количеств Количеств
о часов по о часов по
рабочей
ОП
программе

10

6

10

6

Методы и
формы
организации
обучения.
Характеристика
деятельности
обучающихся
(с
учетом рабочей
программы
воспитания)

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

Применение
групповой
работы
или
работы в парах,
которые
учат
командной
работе
и
взаимодействию
с
другими
детьми

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.r u
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсов-

Установление
доверительных
отношений
между
педагогическим
работником и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований
и
просьб
педагогического
работника,
привлечению их
внимания
к

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.r u
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсов-

http://schoolcollection.edu.ru

http://schoolcollection.edu.ru

обсуждаемой на
уроке

3.
«Духовнонравственное
богатство личности»

3

3

информации,
активизации
познавательной
деятельности.
Применение
дидактического
театра,
где
полученные на
уроке знания
обыгрываются
в
театральных
постановках;
дискуссий,
которые
дают
обучающимся
возможность
приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.r u
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://schoolcollection.edu.ru

4.
«Культурное единство
России»

13

13

Привлечение
внимания
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений.

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.r u
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция цифровых
образовательных ресурсовhttp://schoolcollection.edu.ru

5.
Обобщающее
повторение

ИТОГО: 34 часа

2

2

Включение в
урок игровых
процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в
классе, помогают
установлению
доброжелательно
й атмосферы во
время урока.

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu.r u
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая Коллекция

цифровых образовательных
ресурсовhttp://schoolcollection.edu.ru

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».