Обществознание 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обществознание»
11 А, Б класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель:
Каргина Татьяна Федоровна
учитель высшей квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по обществознанию (базовый уровень) для 11 класса разработана
на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание»,
входящих в состав образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа
соответствует планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ
«СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение истории на базовом уровне
отводится 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
СОШ№31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в
неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные
результаты:
Обучающийся научится:
- умениям получать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию из
различных источников, преобразовывать ее и использовать для решения учебных задач, а
также для анализа и оценки жизненных ситуаций;
- умениям решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-- признанию равноправия народов, единства разнообразных культур;
- осознанию необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей
ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; широкая мотивационная основе учебной деятельности, включая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
- этическим чувствам – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимания чувства других людей и сопереживания им;
- мотивации к творческому труду, работа на результат;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика».
Обучающийся получит возможность научиться:
- гражданской активной жизненной позиции, основанной на идеях патриотизма, гордости
за достижения своей страны в различных областях жизни, уважение к традициям и
культуре общества; активному участию в процессах инновационных преобразований и
модернизации нашей страны;
- получит систему знаний в различных видах деятельности людей, об обществе и его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых человеку и
гражданину для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей;
- основам ряда общественных наук, элементы научной методологии для успешного
продолжения образования по направлениям социально-гуманитарной подготовки в
высшей школе, деятельности людей в различных сферах;

- широкой мотивационной основе учебной деятельности, включая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;
- этическим чувствам –стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимания чувства других людей и сопереживания им; - мотивация к творческому труду,
работа на результат;
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других
людей. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной
грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные
жизненные ситуации на основе сформированных предметных и универсальных способов
деятельности
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
- самостоятельному поиску социальной информации по заданной теме из различных ее
носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- знанию и умению в практической деятельности и повседневной жизни;
- умению сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результатов;
- объяснять роль социальных институтов в жизни общества;
- иллюстрировать фактами социальной жизни теоретического положения о многообразии
путей и форм общественного развития, о критериях и противоречивости общественного
прогресса;
-осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение
к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России. Обучающийся получит
возможность научиться:
- сравнивать различные точки зрения, теоретические подходы;
- определять собственную позицию по спорной и актуальной проблеме;
- умению объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- конкретизировать примерами факты социальной жизни, функции общества и его
подсистем, взаимосвязь подсистем общества.
Регулятивные:
Обучающийся научится:

-анализу реальных социальных ситуаций, адекватных способов деятельности и модели
поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- различным видам публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- объяснять специфику социального в человеке;
- описывать и конкретизировать факторы социализации, типы мировоззрения;
- сравнивать формы познания, виды человеческих знаний, критерии истины, процессы
познания природы и общества;
- обосновывать и конкретизировать примерами взаимосвязь и взаимовлияние экономики,
политики, культуры, социальной структуры. Обучающийся получит возможность
научиться:
- умению выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике;
- использовать элементы причинно – следственного анализа;
- исследовать несложные реальные связи и зависимости;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценке объектов;
- поиску и извлечению нужной информации по заданной теме и адаптированных
источниках различного типа;
- переводу информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
- подкреплению изученных положений конкретными примерами.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- базовому понятийному аппарату социальных наук;
- умению выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие
связи социальных объектов и процессов;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
- извлекать информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими
терминами и понятиями. Обучающийся получит
возможность научиться:
- способам познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни гражданского общества и государства;
-выявлять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных
институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
- определять теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- правильно извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых,
научнопопулярных, публицистических и др.) знания;
- оценивать влияние экономики на развитие различных сфер жизни общества.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- умению подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной
проблематике; применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения
- умению использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: - успешного выполнения типичных социальных ролей;
сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-владеть знаниями о социальной структуре общества, критериях социальной
стратификации; формах и факторах социальной мобильности в современном обществе, о
семье как социальном институте, возрастании роли семейных ценностей; направлениях
социальной политики в Российской Федерации, в том числе в области поддержки семьи; о
структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной
политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти; о праве как социальном регуляторе, системе права и
законодательстве Российской Федерации, системе прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
Обучающийся получит возможность научиться:
- получит опыт применения знаний и умений в различных областях общественной жизни,
механизмах и регуляторах деятельности людей;
- анализу информации, получаемой в межличностном общении и в массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
собранной социальной информации;
- правильно принимать решения практических жизненных проблем, возникающих в
социальной деятельности;
- правильно ориентироваться в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
- уметь предвидеть возможных последствий определенных социальных действий;

Содержание учебного предмета
Социальная сфера
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.

Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее
формы и каналы в современном российском обществе.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и
пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации. Применение интерактивных методов обучения в проектной деятельности.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
социального психолога. Применение интерактивных методов обучения в проектной
деятельности.
Политическая сфера
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной институт
политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма
государства: форма правления, форма государст­венного (территориального) устройства,
политический режим. Типология форм государства.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы
партийных систем. Опыт защиты проектов по теме: «Политическая система»
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная система в Российской Федерации. Политическая элита и
политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации.
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского
права.
Правоотношения,
их
субъекты.
Особенности
правового
статуса
несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации. Деловая игра: «Демократия в
школе».

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,
социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения. Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в
образовательные организации среднего профессионального и высшего образования.
Порядок оказания платных образовательных услуг.
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность. Включение информации по инвариантному модулю по
теме. Защита проектов.
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права
на благоприятную окружающую среду.
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
процесса. Участники гражданского процесса.
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях.
Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство. Реализация
воспитательного потенциала по модулю : «Школьный урок».

Тематическое планирование учебного предмета
Наименование раздела

Количество
часов по
образовате
льной
программе

Раздел 1. Социальная сфера (16 ч)
Социальная структура общества
Социальное положение личности
в
обществе и пути его изменения
Семья и семейные ценности
Этнические общности и нации
Социальные нормы и социальный контроль
Социальный конфликт
Повторительно-обобщающий урок
по
разделу «Социальная сфера»

Количеств
о часов по
рабочей
программ
е

Реализации
программы
воспитания

2
2

2
2

-

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

-

Итоговое
повторение,
представление
результатов проектно-исследовательской
деятельности
Раздел 2. Политическая сфера (22ч)
Политическая
власть
и
политические отношения
Политическая система. Государство —
основной институт политической системы.
Опыт защиты проектов по теме:
«Политическая система»»
Государство
Российская
Федерация.
Государственное управление в Российской
Федерации. Применение интерактивных
методов
обучения
в
проектной
деятельности.
Политическая культура общества
и
личности. Политическая идеология

2

2

-

2

2

-

3

3

1

4

4

1

3

3

Политический процесс и его участники

3

3

-

Избирательная система
Политические
элиты и
политическое лидерство
Повторительно-обобщающий урок
разделу «Политическая сфера»

2
2

2
2

-

2

2

-

по

-

Итоговое
повторение,
представление 2
2
результатов проектно-исследовательской
деятельности.
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации (30 ч)
Система права. Правовые отношения. 4
4
1
Правонарушения.
Деловая
игра:
«Демократия в школе».
Конституционные права, свободы и 4
4
обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации.
Правовое регулирование гражданских, 6
6
2
семейных, трудовых правоотношений.
Опыт проектной деятельности. Защита
проектов.
Правовое
регулирование
налоговых, 8
8
2
образовательных,
административных,
уголовных
правовых
отношений,
экологическое
законодательство.
Включение информации по инвариантному
модулю по теме. Защита проектов.
Основные принципы конституционного, 4
4
1
арбитражного, гражданского процессов.
Реализация воспитательного потенциала
по модулю : «Школьный урок».
Повторительно-обобщающий
урок
по 2
2
разделу:
«Правовое
регулирование
общественных отношений в Российской
Федерации».
Итоговое
повторение,
представление
результатов
проектноисследовательской деятельности.
Итоговое
повторение,
представление 2
2
результатов проектно-исследовательской
деятельности.
ИТОГО:
68
68
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».