Обществознание 10 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

Т.Ф.Каргина

Я.С.Якушева

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №157/23 от «31»

Т.В. Беляева

от "30" августа 2023 г.

от "30" августа 2023 г.

августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание»
10 Б класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Каргина Татьяна Федоровна,
учитель высшей квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе
федеральной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание. Углубленный
уровень», входящей в состав образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа
соответствует планируемым результатам освоения предмета, современным целям среднего
общего образования, представленным во ФГОС СОО, а также планируемым результатам
духовно-нравственного развития и социализации обучающихся, представленной в рабочей
программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение обществознания на углубленном
уровне отводится 136 часов (4 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным
графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 136
часов (4 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Социальные науки и их особенности
Общество как предмет изучения. Различные подходы к изучению общества. Особенности
социального познания. Научное и ненаучное социальное познание. Социальные науки в
системе научного знания. Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Методы изучения социальных явлений. Сходство и различие естествознания и
обществознания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Социальные науки и
профессиональное самоопределение молодёжи.
Введение в философию
Социальная философия, её место в системе наук об обществе. Философское осмысление
общества как целостной развивающейся системы. Взаимосвязь природы и общества. Понятие
«социальный институт». Основные институты общества, их функции и роль в развитии
общества. Типология обществ. Современное общество: ведущие тенденции, особенности
развития. Динамика и многообразие процессов развития общества. Типы социальной
динамики. Эволюция и революция как формы социального изменения. Влияние массовых
коммуникаций на развитие общества и человека. Понятие общественного прогресса, критерии
общественного прогресса. Противоречия общественного прогресса. Процессы глобализации.
Противоречивость глобализации и её последствий.
Глобальные проблемы современности.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Философская антропология о
становлении человека и зарождении общества. Человечество как результат биологической и
социокультурной эволюции. Сущность человека как философская проблема. Духовное и
материальное в человеке. Способность к познанию и деятельности — фундаментальные
особенности человека. Последовательность изучения тем в пределах одного раздела может
варьироваться. Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в развитии
личности. Рефлексия. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное
сознание. Формы общественного сознания: религиозное, нравственное, политическое и
другие. Способы манипуляции общественным мнением. Установки и стереотипы массового
сознания. Воздействие СМИ на массовое и индивидуальное сознание в условиях цифровой
среды. Использование достоверной и недостоверной информации. Философия о деятельности

как способе существования людей, самореализации личности. Мотивация деятельности.
Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности. Гносеология в структуре философского знания. Проблема познаваемости мира.
Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и её критерии. Абсолютная истина.
Относительность истины. Истина и заблуждение. Формы чувственного познания, его
специфика и роль. Формы рационального познания. Мышление и язык. Смысл и значение
языковых выражений. Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция. Доказательство,
наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды объяснений.
Распространённые ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия, полемика.
Основания, допустимые приёмы рационального спора. Научное знание, его характерные
признаки: системность, объективность, доказательность, проверяемость. Эмпирический и
теоретический уровни научного знания. Способы и методы научного познания.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Междисциплинарные научные
исследования. Духовная жизнь человека и общества. Человек как духовное существо. Человек
как творец и творение культуры. Мировоззрение: картина мира, идеалы, ценности и цели.
Понятие культуры. Институты культуры. Диалог культур. Богатство культурного наследия
России. Вклад российской культуры в мировую культуру. Массовая и элитарная культура.
Народная культура. Творческая элита. Религия, её культурологическое понимание. Влияние
религии на развитие культуры.
Искусство, его виды и формы. Социальные функции
искусства. Современное искусство. Художественная культура. Наука как область духовной
культуры. Роль науки в современном обществе. Социальные последствия научных открытий
и ответственность учёного. Авторитет науки. Достижения российской науки на современном
этапе. Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия. Этика, мораль,
нравственность. Основные категории этики. Свобода воли и нравственная оценка.
Нравственность как область индивидуально ответственного поведения. Этические нормы как
регулятор деятельности социальных институтов и нравственного поведения людей.
Особенности профессиональной деятельности по направлениям, связанным с философией.
Введение в социальную психологию
Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания. Этапы и основные
направления развития социальной психологии. Междисциплинарный характер социальной
психологии. Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений.
Личность как объект исследования социальной психологии. Социальная установка. Личность
в группе. Понятие «Я-концепция». Самопознание и самооценка. Самоконтроль. Социальная
идентичность. Ролевое поведение. Межличностное взаимодействие как объект социальной
психологии. Группа как объект исследования социальной психологии. Классификация групп
в социальной психологии. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые
движения. Способы психологического воздействия в больших социальных группах. Феномен
психологии масс, «эффект толпы». Малые группы. Динамические процессы в малой группе.
Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития.
Влияние группы на индивидуальное поведение. Групповая сплочённость. Конформизм и
нонконформизм. Причины конформного поведения. Психологическое манипулирование и
способы противодействия ему. Межличностные отношения в группах. Межличностная

совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Психологические
проблемы лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Антисоциальные группы. Опасность криминальных групп. Агрессивное поведение.
Общение как объект социально-психологических исследований. Функции общения.
Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Особенности общения в
информационном обществе. Институты коммуникации. Роль социальных сетей в общении.
Риски социальных сетей и сетевого общения. Информационная безопасность. Теории
конфликта. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Особенности профессиональной
деятельности социального психолога. Психологическое образование.

Введение в экономическую науку
Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные
внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный Экономика как наука,

этапы и основные направления её развития. Микроэкономика, макроэкономика, мировая
экономика. Место экономической науки среди наук об обществе. Предмет и методы
экономической науки. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая
эффективность. Экономические институты и их роль в развитии общества. Собственность.
Экономическое содержание собственности. Главные вопросы экономики. Производство.
Факторы производства и факторные доходы. Кривая производственных возможностей. Типы
экономических систем. Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства,
предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции.
Экономические
отношения и экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике.
Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики. Институт рынка.
Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос,
величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон
спроса. Закон предложения. Эластичность спроса и эластичность предложения. Нормальные
блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена.
Рыночное равновесие, равновесная цена. Конкуренция как основа функционирования рынка.
Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая
конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная
политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы
антимонопольного регулирования экономики. Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные
ресурсы и экономическая рента. Рынок капитала. Спрос и предложение на инвестиционные
ресурсы. Дисконтирование. Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда.
Занятость и безработица. Государственная политика регулирования рынка труда в Российской
Федерации. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка
труда в Российской Федерации. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации.
Способы решения проблемы асимметрии информации. Государственная политика
цифровизации экономики в Российской Федерации. Институт предпринимательства и его роль
в экономике. Виды и мотивы предпринимательской деятельности. Организационноправовые
формы предприятий. Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и
поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль. Издержки
и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и
предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Эффект
масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная стоимость и способы
финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента. Основные элементы
маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Политика импортозамещения в
Российской Федерации. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный
банк Российской Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и
денежная база. Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды
и функции. Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии.
Финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика.
Денежнокредитная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, социальноэкономические последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации.
Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные блага (блага
общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага). Исключаемость и
конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных благ.
Несовершенства рыночной долг. Распределение доходов. Регулирование степени
экономического неравенства. Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов.
Принципы налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование.
Фискальная политика государства. Экономический рост. Измерение экономического роста.
Основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП. Индексы цен. Связь между
показателями ВВП и ВНП. Реальный и номинальный ВВП.
Факторы долгосрочного
экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Экономические циклы.
Фазы экономического цикла. Причины циклического развития
экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических
колебаний и долгосрочного экономического роста. Мировая экономика. Международное
разделение труда.
Внешняя торговля. Сравнительные преимущества в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и
услуг. Квотирование. Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок.
Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной
деятельности в экономической сфере.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Углубленного уровня личностные результаты
Личностные результаты должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
1)сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей,

уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
2)уважение ценностей иных культур, конфессий; готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
Патриотического воспитания:
3)
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное
отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
4)
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного
сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного
вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
Эстетического воспитания:
5)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление
проявлять качества творческой личности.
Формирование культуры здоровья:
6)
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании; активное неприятие
вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
7)
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к
активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и

самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и
постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при
предстоящем выборе сферы деятельности; готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания:
8)
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
9)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка
социально-экономической и политической коммуникации; осознание ценности научной
деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению
на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по
предмету «Обществознание» (углубленный уровень) должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
1)
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему,
рассматривать её разносторонне; устанавливать существенные признаки или основания для
сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов;
2)
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности; выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах; прогнозировать
возможные пути разрешения противоречий; разрабатывать план решения проблемы с учётом
анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков; вносить коррективы в деятельность,
отбирать способы деятельности, отвечающие её целям;

3)
оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
4)
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая
специфические методы социального познания; осуществлять деятельность по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный
тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы; ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
5) выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям,
возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях;
оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания об общественных объектах,
явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь
интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук,
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; Работа с информацией:
6)
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах
общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной
динамики, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая
статистические данные, графики, таблицы и пр.;
7)
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками
распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Универсальные коммуникативные действия:
8)
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные
средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки

конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и
взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; развёрнуто
и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
9)
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество
своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Универсальные регулятивные действия:
10)
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных
ситуациях, включая область профессионального самоопределения; самостоятельно составлять
план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
11)
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе
личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике;
12)
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; оценивать
приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
13) давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения по их снижению.
14) принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; учитывать мотивы и аргументы
других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на
ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты:
1)
владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки,
включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях
развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности; объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного

подхода к изучению социальных явлений и процессов; знать ключевые темы, исследуемые
этими науками, в том числе таких вопросов, как: системность общества, разнообразие его
связей с природой, единство и многообразие в общественном развитии, факторы и механизмы
социальной динамики, роль человека как субъекта общественных отношений, виды и формы
познавательной деятельности; общественная природа личности, роль общения и средств
коммуникации в формировании социально-психологических качеств личности; природа
межличностных конфликтов и пути их разрешения; экономика как объект изучения
экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики, экономическая
эффективность, типы экономических систем, экономические функции государства, факторы
и показатели экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование,
экономическое содержание собственности, финансовая система и финансовая политика
государства;
2)
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о
ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях; многообразии
социальных институтов; их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в
процессе общественного развития; политике Российской Федерации, направленной на
укрепление и развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку
конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли,
налоговой системы, финансовых рынков;
3)
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование;
доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины; методы
социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ
документов, для принятия обоснованных решений, планирования и достижения
познавательных и практических целей, включая решения о создании и использовании
сбережений, инвестиций; способах безопасного использования финансовых услуг;
4)
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных явлений,
вести дискуссию в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития российского
общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости глобализации,
относительности истины, характера воздействия СМИ на сознание в условиях цифровизации;
5) анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания,
самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия; использовать его при решении
познавательных задач и разрешении жизненных проблем; конкретизировать примерами из
личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии»,
«Основы экономической науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций на
развитие человека и общества, способах манипуляции общественным мнением,
распространённых ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии; различении достоверных
и недостоверных сведений при работе с социальной информацией; возможностях оценки
поведения с использованием нравственных категорий

6)
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами
на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской
Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять
документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала
разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии», «Основы экономической
науки»;
7)
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей
школе по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение
самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать
гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников.

Тематическое планирование учебного предмета
Количество Количес Методы и формы организации обучения. Характеристика
часов по
тво
деятельности обучающихся (с учетом рабочей
часов
по
ОП
программы воспитания)
рабочей
програм
ме
Раздел 1. Социальные науки и их особенности (4 ч)
Социальные науки
4
4
Раскрывать основные положения темы о предмете и методах
в системе научного
исследования философии, её месте и роли в социальном
знания.
познании, в постижении и преобразовании
социальной
Особенности
действительности;
взаимосвязи
общественных
наук,
социального
необходимости комплексного подхода к изучению
познания.
социальных явлений и процессов. Определять существенные
признаки ключевых понятий.
Раздел 2. Введение в философию (39 ч)
Общество
как
4
4
Применять знания о системности общества и его
система. Динамика
основных сферах; взаимосвязи общества и природы;
и
многообразие
единстве и многообразии в общественном развитии;
процессов развития
факторах и механизмах социальной динамики.
общества.
Тема, раздел курса
(кол-во часов)

Общественный
прогресс. Процессы
глобализации

4

4

Раскрывать понятия: «общественный прогресс»,
«глобализация», «глобальные проблемы и
вызовы». Применять методы доказательств,
социального прогнозирования; классифицировать
критерии общественного прогресса.
Проводить целенаправленный поиск социальной
информации, вести дискуссию о последствиях
общественного прогресса.

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu. ru
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая
Коллекция
цифровых образовательных

ресурсов-http://schoolcollection.edu.ru

Сущность человека.
Духовное
и
материальное
в
человеке.

2

Соотносить различные теоретические подходы, делать выводы
и
обосновывать их на теоретическом и фактическо эмпирическом
уровнях при анализе воздействия СМИ на

2

сознание в условиях цифровизации, установки и стереотипы
массового сознания.
Конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения о формах сознания, самосознании и его
роли в развитии личности, влиянии массовых коммуникаций на
развитие человека и общества, способах манипуляции сознанием,
распространённых ошибках в рассуждениях при ведении споров,
дискуссии, полемики.

Сознание. Массовое
сознание и его
особенности

3

3

Деятельность как
способ
существования
людей.

2

2

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов.

Теория познания.
Истина и её критерии.

4

4

Установление доверительных отношений между педагогическим
работником и обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и просьб педагогического
работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
теме.

Научное знание и
его
характерные
черты.

2

Духовная жизнь
человека
и
общества.

6

6

Классифицировать типы мировоззрения, виды культуры.
Вести целенаправленный поиск социальной информации,
дискуссию о роли элитарной и массовой культуры в
обществе.

Направления
духовной
деятельности.
Формы духовной
культуры.

4

4

Проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с
общественными институтами на основе правовых норм для
обеспечения защиты социальных
и
культурных
прав
человека
и гражданина в Российской Федерации и
установленных правил, уметь самостоятельно заполнять
формы, составлять документы, необходимые в социальной
практике, связанной с искусством, образованием.

Этика и этические
нормы.

4

2

4

Вести целенаправленный поиск социальной информации, дискуссию
о роли науки в современном обществе, социальных последствиях
научных открытий и ответственности учёного. Выстраивать
аргументы с привлечением научных фактов и идей о
дифференциации и интеграции научного знания.

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu. ru
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая
Коллекция
нормах. цифровых образовательных

Применять
знания
о
морали,
этических
Классифицировать категории этики.
Конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами
социальной
действительности,
модельными
ситуациями теоретические положения о возможностях оценки
поведения с использованием нравственных категорий.

ресурсов-http://schoolcollection.edu.ru

Представление
результатов проектноисследовательской
деятельности.

2

2

Использовать методы научного познания социальных
процессов и явлений при выполнении проектов и иных работ,
разрабатываемых на содержательном материале раздела
«Основы философии».
Ранжировать источники социальной информации по целям
распространения, жанрам, с позиций достоверности сведений.
Использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию
обучающимся
примеров ответственного, гражданского поведения.

Повторительно
- 2
2
обобщающие уроки
по разделу:
«Введение в
философию».
Раздел 3. Введение в социальную психологию (26 ч)
Социальная
2
2
Характеризовать предмет и методы исследования, этапы и
психология как наука.
основные направления развития, место и роль социальной
психологии в социальном познании, в постижении и
преобразовании социальной действительности; взаимосвязи
общественных наук, необходимости комплексного подхода.
Общество и личность
в социальной
психологии.

6

6

Применять
методы
социальной
психологии, включая
анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ
документов,
для
принятия
обоснованных
решений,
планирования и достижения познавательных и практических
целей. Классифицировать типы социальных отношений.

Социальная

6

6

6

6

психология групп.

Общение и
социальное
взаимодействие.
Психологическое
образование и
профессиональная
деятельность
социального
психолога.

2

2

Представление
результатов проектноисследовательской
деятельности.

2

2

Повторительно
обобщающие уроки
по разделу:

2

2

Использовать собственный социальный опыт при решении
познавательных задач и разрешении
жизненных
проблем.
Конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения о личности в группе, общении и
межличностном взаимодействии.
Объяснять роль общения и средств коммуникации в формировании
социально
-психологических
качеств
личности;
природе
межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования в высшей школе по направлениям социально гуманитарной подготовки, включая способность ориентироваться в
направлениях профессиональной деятельности, связанных с
социальной психологией.

Опираться на методы научного познания социальных процессов и
явлений при выполнении проектов и иных работ по социально психологической тематике, в том числе формулировать проблему,
цели и задачи учебноисследовательских работ и проектов,
разрабатываемых на содержательном материале раздела «Основы
социальной психологии» .
Применение на уроке интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра.

«Введение в
социальную
психологию».
Раздел 4. Введение в экономическую науку (62 ч)

Экономика как наука
и сфера деятельности
человека.

Экономическая
деятельность и её
субъекты.

4

5

4

5

Характеризовать
основы
экономической
науки,
методы
исследования, место и роль в социальном познании, в постижении и
преобразовании
социальной
действительности;
раскрывать
ключевые темы, исследуемые экономической наукой, включая
темы об ограниченности ресурсов, экономическом выборе,
экономической эффективности, о типах экономических систем.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов.
Применять знания об экономических отношениях и экономических
интересах, кривой производственных возможностей.

Институт рынка.

6

6

Рынки и ресурсы

6

6

Объяснять рыночное ценообразование. Раскрывать ценностно нормативную
основу деятельности, основные
функции
института рынка.
Характеризовать
политику
Российской
Федерации,
направленную на укрепление и развитие экономических
институтов, в том числе конкуренции.
Сравнивать ресурсы, рынки.
Конкретизировать примерами из
личного
социального
опыта, фактами социальной действительности, модельными
ситуациями теоретические положения о действии законов спроса и
предложения на различных рынках, особенностях труда молодёжи в
условиях конкуренции на рынке труда.

Институт
предпринимательств
а

4

4

Применять знания о факторах и издержках производства. Раскрывать
ценностно -нормативную основу института предпринимательства и
его основные функции.

Фирмы в экономике

4

4

Финансовые
институты.

8

8

Соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо -эмпирическом
уровнях при анализе взаимосвязи видов издержек производства и
экономических показателей деятельности фирмы
Применять методы научного познания, включая типологизацию,
экономическое
и
финансовое прогнозирование, наблюдение,
практику, анализ документов для принятия обоснованных решений,
планирования и достижения познавательных и практических целей,
включая решения о создании и использовании сбережений.

Государство в
экономике.

9

9

Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о
роли и функциях государства в экономике, способах предоставления
общественных благ, о способах распределения государственных
доходов; об источниках государственных доходов.

Основные
макроэкономические
показатели.

6

6

Характеризовать экономический рост, экономический цикл,
макроэкономическое равновесие. Соотносить различные
теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на
теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе
взаимосвязи основных макроэкономических показателей.

Международная
экономика.

6

6

Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о
выборе направлений государственной политики регулирования
внешней торговли, сравнительных преимуществах в международной
торговле. Анализировать информацию, полученную из разных
источников

2

2

Проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования в высшей школе по направлениям социально гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности,
выдвигать гипотезы.

Повторительно
- 2
обобщающие уроки
по разделу
«Введение в
экономическу
ю науку.

2

Государственный бюджет.
Дефицит и профицит бюджета.
Государственный долг. Распределение доходов. Регулирование
степени
экономического неравенства.
Мультипликаторы
бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы
налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и
субсидирование. Фискальная политика государства.

Представление
результатов проектноисследовательской
деятельности.

Итоговое повторение (5 ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».