Муниципальное общеобразовательное учреждение Г. о. Подольск Московская область МОУ СОШ №31 РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор школы Т.Ф.Каргина Я.С.Якушева Протокол №1 Протокол №1 Приказ №157/23 от «31» Т.В. Беляева от "30" августа 2023 г. от "30" августа 2023 г. августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» (углубленный уровень) 10 А класс (136 часов, 4 часа в неделю) Составитель: Каргина Татьяна Федоровна, учитель высшей квалификационной категории 2023 г Рабочая программа по обществознанию (углубленный уровень) для 10 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Обществознание. Углубленный уровень», входящей в состав образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа соответствует планируемым результатам освоения предмета, современным целям среднего общего образования, представленным во ФГОС СОО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31». По образовательной программе школы на изучение обществознания на углубленном уровне отводится 136 часов (4 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 136 часов (4 часа в неделю). Содержание учебного предмета Социальные науки и их особенности Общество как предмет изучения. Различные подходы к изучению общества. Особенности социального познания. Научное и ненаучное социальное познание. Социальные науки в системе научного знания. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Методы изучения социальных явлений. Сходство и различие естествознания и обществознания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Социальные науки и профессиональное самоопределение молодёжи. Введение в философию Социальная философия, её место в системе наук об обществе. Философское осмысление общества как целостной развивающейся системы. Взаимосвязь природы и общества. Понятие «социальный институт». Основные институты общества, их функции и роль в развитии общества. Типология обществ. Современное общество: ведущие тенденции, особенности развития. Динамика и многообразие процессов развития общества. Типы социальной динамики. Эволюция и революция как формы социального изменения. Влияние массовых коммуникаций на развитие общества и человека. Понятие общественного прогресса, критерии общественного прогресса. Противоречия общественного прогресса. Процессы глобализации. Противоречивость глобализации и её последствий. Глобальные проблемы современности. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Философская антропология о становлении человека и зарождении общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как философская проблема. Духовное и материальное в человеке. Способность к познанию и деятельности — фундаментальные особенности человека. Последовательность изучения тем в пределах одного раздела может варьироваться. Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в развитии личности. Рефлексия. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Формы общественного сознания: религиозное, нравственное, политическое и другие. Способы манипуляции общественным мнением. Установки и стереотипы массового сознания. Воздействие СМИ на массовое и индивидуальное сознание в условиях цифровой среды. Использование достоверной и недостоверной информации. Философия о деятельности как способе существования людей, самореализации личности. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности. Гносеология в структуре философского знания. Проблема познаваемости мира. Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и её критерии. Абсолютная истина. Относительность истины. Истина и заблуждение. Формы чувственного познания, его специфика и роль. Формы рационального познания. Мышление и язык. Смысл и значение языковых выражений. Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция. Доказательство, наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды объяснений. Распространённые ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия, полемика. Основания, допустимые приёмы рационального спора. Научное знание, его характерные признаки: системность, объективность, доказательность, проверяемость. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Способы и методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Междисциплинарные научные исследования. Духовная жизнь человека и общества. Человек как духовное существо. Человек как творец и творение культуры. Мировоззрение: картина мира, идеалы, ценности и цели. Понятие культуры. Институты культуры. Диалог культур. Богатство культурного наследия России. Вклад российской культуры в мировую культуру. Массовая и элитарная культура. Народная культура. Творческая элита. Религия, её культурологическое понимание. Влияние религии на развитие культуры. Искусство, его виды и формы. Социальные функции искусства. Современное искусство. Художественная культура. Наука как область духовной культуры. Роль науки в современном обществе. Социальные последствия научных открытий и ответственность учёного. Авторитет науки. Достижения российской науки на современном этапе. Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия. Этика, мораль, нравственность. Основные категории этики. Свобода воли и нравственная оценка. Нравственность как область индивидуально ответственного поведения. Этические нормы как регулятор деятельности социальных институтов и нравственного поведения людей. Особенности профессиональной деятельности по направлениям, связанным с философией. Введение в социальную психологию Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания. Этапы и основные направления развития социальной психологии. Междисциплинарный характер социальной психологии. Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений. Личность как объект исследования социальной психологии. Социальная установка. Личность в группе. Понятие «Я-концепция». Самопознание и самооценка. Самоконтроль. Социальная идентичность. Ролевое поведение. Межличностное взаимодействие как объект социальной психологии. Группа как объект исследования социальной психологии. Классификация групп в социальной психологии. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые движения. Способы психологического воздействия в больших социальных группах. Феномен психологии масс, «эффект толпы». Малые группы. Динамические процессы в малой группе. Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Влияние группы на индивидуальное поведение. Групповая сплочённость. Конформизм и нонконформизм. Причины конформного поведения. Психологическое манипулирование и способы противодействия ему. Межличностные отношения в группах. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Психологические проблемы лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах. Антисоциальные группы. Опасность криминальных групп. Агрессивное поведение. Общение как объект социально-психологических исследований. Функции общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Особенности общения в информационном обществе. Институты коммуникации. Роль социальных сетей в общении. Риски социальных сетей и сетевого общения. Информационная безопасность. Теории конфликта. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Особенности профессиональной деятельности социального психолога. Психологическое образование. Введение в экономическую науку Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный Экономика как наука, этапы и основные направления её развития. Микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика. Место экономической науки среди наук об обществе. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая эффективность. Экономические институты и их роль в развитии общества. Собственность. Экономическое содержание собственности. Главные вопросы экономики. Производство. Факторы производства и факторные доходы. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства, предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции. Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики. Институт рынка. Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон спроса. Закон предложения. Эластичность спроса и эластичность предложения. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена. Рыночное равновесие, равновесная цена. Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы антимонопольного регулирования экономики. Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные ресурсы и экономическая рента. Рынок капитала. Спрос и предложение на инвестиционные ресурсы. Дисконтирование. Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда. Занятость и безработица. Государственная политика регулирования рынка труда в Российской Федерации. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка труда в Российской Федерации. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения проблемы асимметрии информации. Государственная политика цифровизации экономики в Российской Федерации. Институт предпринимательства и его роль в экономике. Виды и мотивы предпринимательской деятельности. Организационноправовые формы предприятий. Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль. Издержки и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Эффект масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная стоимость и способы финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Политика импортозамещения в Российской Федерации. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и денежная база. Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды и функции. Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии. Финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика. Денежнокредитная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, социальноэкономические последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации. Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные блага (блага общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага). Исключаемость и конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных благ. Несовершенства рыночной долг. Распределение доходов. Регулирование степени экономического неравенства. Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование. Фискальная политика государства. Экономический рост. Измерение экономического роста. Основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП. Индексы цен. Связь между показателями ВВП и ВНП. Реальный и номинальный ВВП. Факторы долгосрочного экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение. Экономические циклы. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических колебаний и долгосрочного экономического роста. Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя торговля. Сравнительные преимущества в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и услуг. Квотирование. Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок. Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной деятельности в экономической сфере. Планируемые результаты усвоения учебного предмета Углубленного уровня личностные результаты Личностные результаты должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: 1)сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; 2)уважение ценностей иных культур, конфессий; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности. Патриотического воспитания: 3) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. Духовно-нравственного воспитания: 4) осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России. Эстетического воспитания: 5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление проявлять качества творческой личности. Формирование культуры здоровья: 6) сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: 7) готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Экологического воспитания: 8) сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: 9) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по предмету «Обществознание» (углубленный уровень) должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: Базовые логические действия: 1) самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему, рассматривать её разносторонне; устанавливать существенные признаки или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов; 2) определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах; прогнозировать возможные пути разрешения противоречий; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков; вносить коррективы в деятельность, отбирать способы деятельности, отвечающие её целям; 3) оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов. Базовые исследовательские действия: 4) развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая специфические методы социального познания; осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; 5) выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук, выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; Работа с информацией: 6) владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной динамики, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая статистические данные, графики, таблицы и пр.; 7) оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. Универсальные коммуникативные действия: 8) осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. 9) понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Универсальные регулятивные действия: 10) самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях, включая область профессионального самоопределения; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; 11) давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике; 12) делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. 13) давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению. 14) принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; учитывать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. Предметные результаты: 1) владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки, включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного подхода к изучению социальных явлений и процессов; знать ключевые темы, исследуемые этими науками, в том числе таких вопросов, как: системность общества, разнообразие его связей с природой, единство и многообразие в общественном развитии, факторы и механизмы социальной динамики, роль человека как субъекта общественных отношений, виды и формы познавательной деятельности; общественная природа личности, роль общения и средств коммуникации в формировании социально-психологических качеств личности; природа межличностных конфликтов и пути их разрешения; экономика как объект изучения экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики, экономическая эффективность, типы экономических систем, экономические функции государства, факторы и показатели экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование, экономическое содержание собственности, финансовая система и финансовая политика государства; 2) владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях; многообразии социальных институтов; их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в процессе общественного развития; политике Российской Федерации, направленной на укрепление и развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли, налоговой системы, финансовых рынков; 3) владеть элементами методологии социального познания, включая возможности цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений, включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование; доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины; методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ документов, для принятия обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений, инвестиций; способах безопасного использования финансовых услуг; 4) уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных явлений, вести дискуссию в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития российского общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости глобализации, относительности истины, характера воздействия СМИ на сознание в условиях цифровизации; 5) анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания, самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия; использовать его при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем; конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии», «Основы экономической науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах манипуляции общественным мнением, распространённых ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии; различении достоверных и недостоверных сведений при работе с социальной информацией; возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий 6) проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии», «Основы экономической науки»; 7) проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей школе по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников. Тематическое планирование учебного предмета Количество Количес Методы и формы организации обучения. Характеристика часов по тво деятельности обучающихся (с учетом рабочей часов по ОП программы воспитания) рабочей програм ме Раздел 1. Социальные науки и их особенности (4 ч) Социальные науки 4 4 Раскрывать основные положения темы о предмете и методах в системе научного исследования философии, её месте и роли в социальном знания. познании, в постижении и преобразовании социальной Особенности действительности; взаимосвязи общественных наук, социального необходимости комплексного подхода к изучению познания. социальных явлений и процессов. Определять существенные признаки ключевых понятий. Раздел 2. Введение в философию (39 ч) Общество как 4 4 Применять знания о системности общества и его система. Динамика основных сферах; взаимосвязи общества и природы; и многообразие единстве и многообразии в общественном развитии; процессов развития факторах и механизмах социальной динамики. общества. Тема, раздел курса (кол-во часов) Общественный прогресс. Процессы глобализации 4 4 Раскрывать понятия: «общественный прогресс», «глобализация», «глобальные проблемы и вызовы». Применять методы доказательств, социального прогнозирования; классифицировать критерии общественного прогресса. Проводить целенаправленный поиск социальной информации, вести дискуссию о последствиях общественного прогресса. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Каталог Российского общеобразовательного портала – http://www.school.edu. ru Просвещение медиатека https://media.prosv.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов-http://schoolcollection.edu.ru Сущность человека. Духовное и материальное в человеке. 2 Соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо эмпирическом уровнях при анализе воздействия СМИ на 2 сознание в условиях цифровизации, установки и стереотипы массового сознания. Конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о формах сознания, самосознании и его роли в развитии личности, влиянии массовых коммуникаций на развитие человека и общества, способах манипуляции сознанием, распространённых ошибках в рассуждениях при ведении споров, дискуссии, полемики. Сознание. Массовое сознание и его особенности 3 3 Деятельность как способ существования людей. 2 2 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Теория познания. Истина и её критерии. 4 4 Установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке теме. Научное знание и его характерные черты. 2 Духовная жизнь человека и общества. 6 6 Классифицировать типы мировоззрения, виды культуры. Вести целенаправленный поиск социальной информации, дискуссию о роли элитарной и массовой культуры в обществе. Направления духовной деятельности. Формы духовной культуры. 4 4 Проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами на основе правовых норм для обеспечения защиты социальных и культурных прав человека и гражданина в Российской Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять документы, необходимые в социальной практике, связанной с искусством, образованием. Этика и этические нормы. 4 2 4 Вести целенаправленный поиск социальной информации, дискуссию о роли науки в современном обществе, социальных последствиях научных открытий и ответственности учёного. Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о дифференциации и интеграции научного знания. Каталог Российского общеобразовательного портала – http://www.school.edu. ru Просвещение медиатека https://media.prosv.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru Единая Коллекция нормах. цифровых образовательных Применять знания о морали, этических Классифицировать категории этики. Конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о возможностях оценки поведения с использованием нравственных категорий. ресурсов-http://schoolcollection.edu.ru Представление результатов проектноисследовательской деятельности. 2 2 Использовать методы научного познания социальных процессов и явлений при выполнении проектов и иных работ, разрабатываемых на содержательном материале раздела «Основы философии». Ранжировать источники социальной информации по целям распространения, жанрам, с позиций достоверности сведений. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения. Повторительно - 2 2 обобщающие уроки по разделу: «Введение в философию». Раздел 3. Введение в социальную психологию (26 ч) Социальная 2 2 Характеризовать предмет и методы исследования, этапы и психология как наука. основные направления развития, место и роль социальной психологии в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; взаимосвязи общественных наук, необходимости комплексного подхода. Общество и личность в социальной психологии. 6 6 Применять методы социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ документов, для принятия обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и практических целей. Классифицировать типы социальных отношений. Социальная 6 6 6 6 психология групп. Общение и социальное взаимодействие. Психологическое образование и профессиональная деятельность социального психолога. 2 2 Представление результатов проектноисследовательской деятельности. 2 2 Повторительно обобщающие уроки по разделу: 2 2 Использовать собственный социальный опыт при решении познавательных задач и разрешении жизненных проблем. Конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о личности в группе, общении и межличностном взаимодействии. Объяснять роль общения и средств коммуникации в формировании социально -психологических качеств личности; природе межличностных конфликтов и путях их разрешения. Проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей школе по направлениям социально гуманитарной подготовки, включая способность ориентироваться в направлениях профессиональной деятельности, связанных с социальной психологией. Опираться на методы научного познания социальных процессов и явлений при выполнении проектов и иных работ по социально психологической тематике, в том числе формулировать проблему, цели и задачи учебноисследовательских работ и проектов, разрабатываемых на содержательном материале раздела «Основы социальной психологии» . Применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра. «Введение в социальную психологию». Раздел 4. Введение в экономическую науку (62 ч) Экономика как наука и сфера деятельности человека. Экономическая деятельность и её субъекты. 4 5 4 5 Характеризовать основы экономической науки, методы исследования, место и роль в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной действительности; раскрывать ключевые темы, исследуемые экономической наукой, включая темы об ограниченности ресурсов, экономическом выборе, экономической эффективности, о типах экономических систем. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Применять знания об экономических отношениях и экономических интересах, кривой производственных возможностей. Институт рынка. 6 6 Рынки и ресурсы 6 6 Объяснять рыночное ценообразование. Раскрывать ценностно нормативную основу деятельности, основные функции института рынка. Характеризовать политику Российской Федерации, направленную на укрепление и развитие экономических институтов, в том числе конкуренции. Сравнивать ресурсы, рынки. Конкретизировать примерами из личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями теоретические положения о действии законов спроса и предложения на различных рынках, особенностях труда молодёжи в условиях конкуренции на рынке труда. Институт предпринимательств а 4 4 Применять знания о факторах и издержках производства. Раскрывать ценностно -нормативную основу института предпринимательства и его основные функции. Фирмы в экономике 4 4 Финансовые институты. 8 8 Соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо -эмпирическом уровнях при анализе взаимосвязи видов издержек производства и экономических показателей деятельности фирмы Применять методы научного познания, включая типологизацию, экономическое и финансовое прогнозирование, наблюдение, практику, анализ документов для принятия обоснованных решений, планирования и достижения познавательных и практических целей, включая решения о создании и использовании сбережений. Государство в экономике. 9 9 Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о роли и функциях государства в экономике, способах предоставления общественных благ, о способах распределения государственных доходов; об источниках государственных доходов. Основные макроэкономические показатели. 6 6 Характеризовать экономический рост, экономический цикл, макроэкономическое равновесие. Соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе взаимосвязи основных макроэкономических показателей. Международная экономика. 6 6 Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о выборе направлений государственной политики регулирования внешней торговли, сравнительных преимуществах в международной торговле. Анализировать информацию, полученную из разных источников 2 2 Проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей школе по направлениям социально гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать гипотезы. Повторительно - 2 обобщающие уроки по разделу «Введение в экономическу ю науку. 2 Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг. Распределение доходов. Регулирование степени экономического неравенства. Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование. Фискальная политика государства. Представление результатов проектноисследовательской деятельности. Итоговое повторение (5 ч) Итого: 136 часов