Обществознание 10 класс (углубленный)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Г. о. Подольск Московская область
МОУ СОШ №31

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

Т.Ф.Каргина

Я.С.Якушева

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №157/23 от «31»

Т.В. Беляева

от "30" августа 2023 г.

от "30" августа 2023 г.

августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание» (углубленный уровень)
10 А класс
(136 часов, 4 часа в неделю)

Составитель: Каргина Татьяна Федоровна,
учитель высшей квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по обществознанию (углубленный уровень) для 10 класса
разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Обществознание. Углубленный уровень», входящей в состав образовательной программы
МОУ «СОШ №31». Программа соответствует планируемым результатам освоения предмета,
современным целям среднего общего образования, представленным во ФГОС СОО, а также
планируемым результатам духовно-нравственного развития и социализации обучающихся,
представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение обществознания на углубленном
уровне отводится 136 часов (4 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным
графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 136
часов (4 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Социальные науки и их особенности
Общество как предмет изучения. Различные подходы к изучению общества. Особенности
социального познания. Научное и ненаучное социальное познание. Социальные науки в
системе научного знания. Место философии в системе обществознания. Философия и наука.
Методы изучения социальных явлений. Сходство и различие естествознания и
обществознания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Социальные науки и
профессиональное самоопределение молодёжи.
Введение в философию
Социальная философия, её место в системе наук об обществе. Философское осмысление
общества как целостной развивающейся системы. Взаимосвязь природы и общества. Понятие
«социальный институт». Основные институты общества, их функции и роль в развитии
общества. Типология обществ. Современное общество: ведущие тенденции, особенности
развития. Динамика и многообразие процессов развития общества. Типы социальной
динамики. Эволюция и революция как формы социального изменения. Влияние массовых
коммуникаций на развитие общества и человека. Понятие общественного прогресса, критерии
общественного прогресса. Противоречия общественного прогресса. Процессы глобализации.
Противоречивость глобализации и её последствий.
Глобальные проблемы современности.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Философская антропология о
становлении человека и зарождении общества. Человечество как результат биологической и
социокультурной эволюции. Сущность человека как философская проблема. Духовное и
материальное в человеке. Способность к познанию и деятельности — фундаментальные
особенности человека. Последовательность изучения тем в пределах одного раздела может
варьироваться. Сознание. Взаимосвязь сознания и тела. Самосознание и его роль в развитии
личности. Рефлексия. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное
сознание. Формы общественного сознания: религиозное, нравственное, политическое и
другие. Способы манипуляции общественным мнением. Установки и стереотипы массового
сознания. Воздействие СМИ на массовое и индивидуальное сознание в условиях цифровой
среды. Использование достоверной и недостоверной информации. Философия о деятельности

как способе существования людей, самореализации личности. Мотивация деятельности.
Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в
деятельности. Гносеология в структуре философского знания. Проблема познаваемости мира.
Познание как деятельность. Знание, его виды. Истина и её критерии. Абсолютная истина.
Относительность истины. Истина и заблуждение. Формы чувственного познания, его
специфика и роль. Формы рационального познания. Мышление и язык. Смысл и значение
языковых выражений. Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция. Доказательство,
наблюдение, эксперимент, практика. Объяснение и понимание. Виды объяснений.
Распространённые ошибки в рассуждениях. Парадоксы, спор, дискуссия, полемика.
Основания, допустимые приёмы рационального спора. Научное знание, его характерные
признаки: системность, объективность, доказательность, проверяемость. Эмпирический и
теоретический уровни научного знания. Способы и методы научного познания.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Междисциплинарные научные
исследования. Духовная жизнь человека и общества. Человек как духовное существо. Человек
как творец и творение культуры. Мировоззрение: картина мира, идеалы, ценности и цели.
Понятие культуры. Институты культуры. Диалог культур. Богатство культурного наследия
России. Вклад российской культуры в мировую культуру. Массовая и элитарная культура.
Народная культура. Творческая элита. Религия, её культурологическое понимание. Влияние
религии на развитие культуры.
Искусство, его виды и формы. Социальные функции
искусства. Современное искусство. Художественная культура. Наука как область духовной
культуры. Роль науки в современном обществе. Социальные последствия научных открытий
и ответственность учёного. Авторитет науки. Достижения российской науки на современном
этапе. Образование как институт сохранения и передачи культурного наследия. Этика, мораль,
нравственность. Основные категории этики. Свобода воли и нравственная оценка.
Нравственность как область индивидуально ответственного поведения. Этические нормы как
регулятор деятельности социальных институтов и нравственного поведения людей.
Особенности профессиональной деятельности по направлениям, связанным с философией.
Введение в социальную психологию
Социальная психология в системе социально-гуманитарного знания. Этапы и основные
направления развития социальной психологии. Междисциплинарный характер социальной
психологии. Теории социальных отношений. Основные типы социальных отношений.
Личность как объект исследования социальной психологии. Социальная установка. Личность
в группе. Понятие «Я-концепция». Самопознание и самооценка. Самоконтроль. Социальная
идентичность. Ролевое поведение. Межличностное взаимодействие как объект социальной
психологии. Группа как объект исследования социальной психологии. Классификация групп
в социальной психологии. Большие социальные группы. Стихийные группы и массовые
движения. Способы психологического воздействия в больших социальных группах. Феномен
психологии масс, «эффект толпы». Малые группы. Динамические процессы в малой группе.
Условные группы. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития.
Влияние группы на индивидуальное поведение. Групповая сплочённость. Конформизм и
нонконформизм. Причины конформного поведения. Психологическое манипулирование и
способы противодействия ему. Межличностные отношения в группах. Межличностная

совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Психологические
проблемы лидерства. Формы и стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Антисоциальные группы. Опасность криминальных групп. Агрессивное поведение.
Общение как объект социально-психологических исследований. Функции общения.
Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Особенности общения в
информационном обществе. Институты коммуникации. Роль социальных сетей в общении.
Риски социальных сетей и сетевого общения. Информационная безопасность. Теории
конфликта. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Особенности профессиональной
деятельности социального психолога. Психологическое образование.

Введение в экономическую науку
Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные
внешние эффекты.
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета. Государственный Экономика как наука,

этапы и основные направления её развития. Микроэкономика, макроэкономика, мировая
экономика. Место экономической науки среди наук об обществе. Предмет и методы
экономической науки. Ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Экономическая
эффективность. Экономические институты и их роль в развитии общества. Собственность.
Экономическое содержание собственности. Главные вопросы экономики. Производство.
Факторы производства и факторные доходы. Кривая производственных возможностей. Типы
экономических систем. Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства,
предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции.
Экономические
отношения и экономические интересы. Рациональное поведение людей в экономике.
Экономическая свобода и социальная ответственность субъектов экономики. Институт рынка.
Рыночные механизмы: цена и конкуренция. Рыночное ценообразование. Рыночный спрос,
величина и факторы спроса. Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон
спроса. Закон предложения. Эластичность спроса и эластичность предложения. Нормальные
блага, товары первой необходимости и товары роскоши. Товары Гиффена и эффект Веблена.
Рыночное равновесие, равновесная цена. Конкуренция как основа функционирования рынка.
Типы рыночных структур. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая
конкуренция. Олигополия. Монополия, виды монополий. Монопсония. Государственная
политика Российской Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы
антимонопольного регулирования экономики. Рынок ресурсов. Рынок земли. Природные
ресурсы и экономическая рента. Рынок капитала. Спрос и предложение на инвестиционные
ресурсы. Дисконтирование. Определение рыночно справедливой цены актива. Рынок труда.
Занятость и безработица. Государственная политика регулирования рынка труда в Российской
Федерации. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов. Потребности современного рынка
труда в Российской Федерации. Информация как ресурс экономики. Асимметрия информации.
Способы решения проблемы асимметрии информации. Государственная политика
цифровизации экономики в Российской Федерации. Институт предпринимательства и его роль
в экономике. Виды и мотивы предпринимательской деятельности. Организационноправовые
формы предприятий. Малый бизнес. Франчайзинг. Этика предпринимательства. Развитие и
поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Экономические цели фирмы. Показатели деятельности фирмы. Выручка и прибыль. Издержки
и их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и
предельные издержки). Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Эффект
масштаба производства. Амортизационные отчисления. Альтернативная стоимость и способы
финансирования предприятия. Основные принципы менеджмента. Основные элементы
маркетинга. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Политика импортозамещения в
Российской Федерации. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный
банк Российской Федерации. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Денежная масса и
денежная база. Денежные агрегаты. Денежный мультипликатор. Финансовые рынки, их виды
и функции. Денежный рынок. Фондовый рынок. Современные финансовые технологии.
Финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы. Монетарная политика.
Денежнокредитная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, социальноэкономические последствия. Антиинфляционная политика в Российской Федерации.
Государство в экономике. Экономические функции государства. Общественные блага (блага
общего доступа, чисто общественные блага, чисто частные блага). Исключаемость и
конкурентность в потреблении. Способы предоставления общественных благ.
Несовершенства рыночной долг. Распределение доходов. Регулирование степени
экономического неравенства. Мультипликаторы бюджетной политики. Налоги. Виды налогов.
Принципы налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и субсидирование.
Фискальная политика государства. Экономический рост. Измерение экономического роста.
Основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП. Индексы цен. Связь между
показателями ВВП и ВНП. Реальный и номинальный ВВП.
Факторы долгосрочного
экономического роста. Рынок благ. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Экономические циклы.
Фазы экономического цикла. Причины циклического развития
экономики. Значение совокупного спроса и совокупного предложения для циклических
колебаний и долгосрочного экономического роста. Мировая экономика. Международное
разделение труда.
Внешняя торговля. Сравнительные преимущества в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли. Экспорт и импорт товаров и
услуг. Квотирование. Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный рынок.
Возможности применения экономических знаний. Особенности профессиональной
деятельности в экономической сфере.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Углубленного уровня личностные результаты
Личностные результаты должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
1)сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей,

уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
2)уважение ценностей иных культур, конфессий; готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
Патриотического воспитания:
3)
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное
отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде; идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
4)
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного
сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного
вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
Эстетического воспитания:
5)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные
виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства; убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление
проявлять качества творческой личности.
Формирование культуры здоровья:
6)
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью, потребность в физическом совершенствовании; активное неприятие
вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
7)
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к
активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и

самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к эффективному труду и
постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при
предстоящем выборе сферы деятельности; готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания:
8)
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
9)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки, включая социальные науки, и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира; языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка
социально-экономической и политической коммуникации; осознание ценности научной
деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе; мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению
на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования по
предмету «Обществознание» (углубленный уровень) должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
1)
самостоятельно формулировать и актуализировать социальную проблему,
рассматривать её разносторонне; устанавливать существенные признаки или основания для
сравнения, классификации и обобщения социальных объектов, явлений и процессов;
2)
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять связь мотивов, интересов и целей деятельности; выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых социальных явлениях и процессах; прогнозировать
возможные пути разрешения противоречий; разрабатывать план решения проблемы с учётом
анализа имеющихся ресурсов и возможных рисков; вносить коррективы в деятельность,
отбирать способы деятельности, отвечающие её целям;

3)
оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении учебнопознавательных, жизненных проблем, при выполнении социальных проектов.
Базовые исследовательские действия:
4)
развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания, включая
специфические методы социального познания; осуществлять деятельность по получению
нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный
тип мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы; ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
5) выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и процессов и
актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям,
возникающим в процессе познания социальных объектов, в социальных отношениях;
оценивать приобретённый опыт; уметь переносить знания об общественных объектах,
явлениях и процессах в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь
интегрировать знания из разных предметных областей, комплекса социальных наук,
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; Работа с информацией:
6)
владеть навыками получения социальной информации, в том числе об основах
общественных наук и обществе как системе социальных институтов, факторах социальной
динамики, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации, включая
статистические данные, графики, таблицы и пр.;
7)
оценивать достоверность, легитимность информации различных видов и форм
представления, в том числе полученной из интернет-источников, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками
распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Универсальные коммуникативные действия:
8)
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные
средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки

конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и
взаимодействия; аргументированно вести диалог, учитывать разные точки зрения; развёрнуто
и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
9)
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество
своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые учебно-исследовательские и социальные проекты, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
Универсальные регулятивные действия:
10)
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных
ситуациях, включая область профессионального самоопределения; самостоятельно составлять
план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
11)
давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и практической
деятельности, в межличностных отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе
личных предпочтений, проявлять интерес к социальной проблематике;
12)
делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при наличии альтернатив,
аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение; оценивать
приобретённый опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
13) давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения по их снижению.
14) принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; учитывать мотивы и аргументы
других при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на
ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты:
1)
владеть знаниями основ философии, социальной психологии, экономической науки,
включая знания о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях
развития, месте и роли в социальном познании, в постижении и преобразовании социальной
действительности; объяснять взаимосвязь общественных наук, необходимость комплексного

подхода к изучению социальных явлений и процессов; знать ключевые темы, исследуемые
этими науками, в том числе таких вопросов, как: системность общества, разнообразие его
связей с природой, единство и многообразие в общественном развитии, факторы и механизмы
социальной динамики, роль человека как субъекта общественных отношений, виды и формы
познавательной деятельности; общественная природа личности, роль общения и средств
коммуникации в формировании социально-психологических качеств личности; природа
межличностных конфликтов и пути их разрешения; экономика как объект изучения
экономической теорией, факторы производства и субъекты экономики, экономическая
эффективность, типы экономических систем, экономические функции государства, факторы
и показатели экономического роста, экономические циклы, рыночное ценообразование,
экономическое содержание собственности, финансовая система и финансовая политика
государства;
2)
владеть знаниями об обществе как системе социальных институтов, о
ценностнонормативной основе их деятельности, основных функциях; многообразии
социальных институтов; их взаимосвязи и взаимовлиянии, изменении их состава и функций в
процессе общественного развития; политике Российской Федерации, направленной на
укрепление и развитие социальных институтов российского общества, в том числе поддержку
конкуренции, развитие малого и среднего предпринимательства, внешней торговли,
налоговой системы, финансовых рынков;
3)
владеть элементами методологии социального познания, включая возможности
цифровой среды; применять методы научного познания социальных процессов и явлений,
включая типологизацию, социологические опросы, социальное прогнозирование;
доказательство, наблюдение, эксперимент, практику как методы обоснования истины; методы
социальной психологии, включая анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ
документов, для принятия обоснованных решений, планирования и достижения
познавательных и практических целей, включая решения о создании и использовании
сбережений, инвестиций; способах безопасного использования финансовых услуг;
4)
уметь соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и обосновывать
их на теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе социальных явлений,
вести дискуссию в том числе при рассмотрении ведущих тенденций развития российского
общества, проявлений общественного прогресса, противоречивости глобализации,
относительности истины, характера воздействия СМИ на сознание в условиях цифровизации;
5) анализировать и оценивать собственный социальный опыт, включая опыт самопознания,
самооценки, самоконтроля, межличностного взаимодействия; использовать его при решении
познавательных задач и разрешении жизненных проблем; конкретизировать примерами из
личного социального опыта, фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии»,
«Основы экономической науки», включая положения о влиянии массовых коммуникаций на
развитие человека и общества, способах манипуляции общественным мнением,
распространённых ошибках в рассуждениях при ведении дискуссии; различении достоверных
и недостоверных сведений при работе с социальной информацией; возможностях оценки
поведения с использованием нравственных категорий

6)
проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с общественными институтами
на основе правовых норм для обеспечения защиты прав человека и гражданина в Российской
Федерации и установленных правил, уметь самостоятельно заполнять формы, составлять
документы, необходимые в социальной практике, рассматриваемой на примерах материала
разделов «Основы философии», «Основы социальной психологии», «Основы экономической
науки»;
7)
проявлять умения, необходимые для успешного продолжения образования в высшей
школе по направлениям социально-гуманитарной подготовки, включая умение
самостоятельно овладевать новыми способами познавательной деятельности, выдвигать
гипотезы, соотносить информацию, полученную из разных источников.

Тематическое планирование учебного предмета
Количество Количес Методы и формы организации обучения. Характеристика
часов по
тво
деятельности обучающихся (с учетом рабочей
часов
по
ОП
программы воспитания)
рабочей
програм
ме
Раздел 1. Социальные науки и их особенности (4 ч)
Социальные науки
4
4
Раскрывать основные положения темы о предмете и методах
в системе научного
исследования философии, её месте и роли в социальном
знания.
познании, в постижении и преобразовании
социальной
Особенности
действительности;
взаимосвязи
общественных
наук,
социального
необходимости комплексного подхода к изучению
познания.
социальных явлений и процессов. Определять существенные
признаки ключевых понятий.
Раздел 2. Введение в философию (39 ч)
Общество
как
4
4
Применять знания о системности общества и его
система. Динамика
основных сферах; взаимосвязи общества и природы;
и
многообразие
единстве и многообразии в общественном развитии;
процессов развития
факторах и механизмах социальной динамики.
общества.
Тема, раздел курса
(кол-во часов)

Общественный
прогресс. Процессы
глобализации

4

4

Раскрывать понятия: «общественный прогресс»,
«глобализация», «глобальные проблемы и
вызовы». Применять методы доказательств,
социального прогнозирования; классифицировать
критерии общественного прогресса.
Проводить целенаправленный поиск социальной
информации, вести дискуссию о последствиях
общественного прогресса.

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu. ru
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая
Коллекция
цифровых образовательных

ресурсов-http://schoolcollection.edu.ru

Сущность человека.
Духовное
и
материальное
в
человеке.

2

Соотносить различные теоретические подходы, делать выводы
и
обосновывать их на теоретическом и фактическо эмпирическом
уровнях при анализе воздействия СМИ на

2

сознание в условиях цифровизации, установки и стереотипы
массового сознания.
Конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения о формах сознания, самосознании и его
роли в развитии личности, влиянии массовых коммуникаций на
развитие человека и общества, способах манипуляции сознанием,
распространённых ошибках в рассуждениях при ведении споров,
дискуссии, полемики.

Сознание. Массовое
сознание и его
особенности

3

3

Деятельность как
способ
существования
людей.

2

2

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов.

Теория познания.
Истина и её критерии.

4

4

Установление доверительных отношений между педагогическим
работником и обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и просьб педагогического
работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
теме.

Научное знание и
его
характерные
черты.

2

Духовная жизнь
человека
и
общества.

6

6

Классифицировать типы мировоззрения, виды культуры.
Вести целенаправленный поиск социальной информации,
дискуссию о роли элитарной и массовой культуры в
обществе.

Направления
духовной
деятельности.
Формы духовной
культуры.

4

4

Проявлять готовность продуктивно взаимодействовать с
общественными институтами на основе правовых норм для
обеспечения защиты социальных
и
культурных
прав
человека
и гражданина в Российской Федерации и
установленных правил, уметь самостоятельно заполнять
формы, составлять документы, необходимые в социальной
практике, связанной с искусством, образованием.

Этика и этические
нормы.

4

2

4

Вести целенаправленный поиск социальной информации, дискуссию
о роли науки в современном обществе, социальных последствиях
научных открытий и ответственности учёного. Выстраивать
аргументы с привлечением научных фактов и идей о
дифференциации и интеграции научного знания.

Каталог Российского
общеобразовательного портала –
http://www.school.edu. ru
Просвещение медиатека
https://media.prosv.ru/
Федеральный центр
информационнообразовательных
ресурсов - http://fcior.edu.ru
Единая
Коллекция
нормах. цифровых образовательных

Применять
знания
о
морали,
этических
Классифицировать категории этики.
Конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами
социальной
действительности,
модельными
ситуациями теоретические положения о возможностях оценки
поведения с использованием нравственных категорий.

ресурсов-http://schoolcollection.edu.ru

Представление
результатов проектноисследовательской
деятельности.

2

2

Использовать методы научного познания социальных
процессов и явлений при выполнении проектов и иных работ,
разрабатываемых на содержательном материале раздела
«Основы философии».
Ранжировать источники социальной информации по целям
распространения, жанрам, с позиций достоверности сведений.
Использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию
обучающимся
примеров ответственного, гражданского поведения.

Повторительно
- 2
2
обобщающие уроки
по разделу:
«Введение в
философию».
Раздел 3. Введение в социальную психологию (26 ч)
Социальная
2
2
Характеризовать предмет и методы исследования, этапы и
психология как наука.
основные направления развития, место и роль социальной
психологии в социальном познании, в постижении и
преобразовании социальной действительности; взаимосвязи
общественных наук, необходимости комплексного подхода.
Общество и личность
в социальной
психологии.

6

6

Применять
методы
социальной
психологии, включая
анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ
документов,
для
принятия
обоснованных
решений,
планирования и достижения познавательных и практических
целей. Классифицировать типы социальных отношений.

Социальная

6

6

6

6

психология групп.

Общение и
социальное
взаимодействие.
Психологическое
образование и
профессиональная
деятельность
социального
психолога.

2

2

Представление
результатов проектноисследовательской
деятельности.

2

2

Повторительно
обобщающие уроки
по разделу:

2

2

Использовать собственный социальный опыт при решении
познавательных задач и разрешении
жизненных
проблем.
Конкретизировать примерами из личного социального опыта,
фактами социальной действительности, модельными ситуациями
теоретические положения о личности в группе, общении и
межличностном взаимодействии.
Объяснять роль общения и средств коммуникации в формировании
социально
-психологических
качеств
личности;
природе
межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования в высшей школе по направлениям социально гуманитарной подготовки, включая способность ориентироваться в
направлениях профессиональной деятельности, связанных с
социальной психологией.

Опираться на методы научного познания социальных процессов и
явлений при выполнении проектов и иных работ по социально психологической тематике, в том числе формулировать проблему,
цели и задачи учебноисследовательских работ и проектов,
разрабатываемых на содержательном материале раздела «Основы
социальной психологии» .
Применение на уроке интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра.

«Введение в
социальную
психологию».
Раздел 4. Введение в экономическую науку (62 ч)

Экономика как наука
и сфера деятельности
человека.

Экономическая
деятельность и её
субъекты.

4

5

4

5

Характеризовать
основы
экономической
науки,
методы
исследования, место и роль в социальном познании, в постижении и
преобразовании
социальной
действительности;
раскрывать
ключевые темы, исследуемые экономической наукой, включая
темы об ограниченности ресурсов, экономическом выборе,
экономической эффективности, о типах экономических систем.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов.
Применять знания об экономических отношениях и экономических
интересах, кривой производственных возможностей.

Институт рынка.

6

6

Рынки и ресурсы

6

6

Объяснять рыночное ценообразование. Раскрывать ценностно нормативную
основу деятельности, основные
функции
института рынка.
Характеризовать
политику
Российской
Федерации,
направленную на укрепление и развитие экономических
институтов, в том числе конкуренции.
Сравнивать ресурсы, рынки.
Конкретизировать примерами из
личного
социального
опыта, фактами социальной действительности, модельными
ситуациями теоретические положения о действии законов спроса и
предложения на различных рынках, особенностях труда молодёжи в
условиях конкуренции на рынке труда.

Институт
предпринимательств
а

4

4

Применять знания о факторах и издержках производства. Раскрывать
ценностно -нормативную основу института предпринимательства и
его основные функции.

Фирмы в экономике

4

4

Финансовые
институты.

8

8

Соотносить различные теоретические подходы, делать выводы и
обосновывать их на теоретическом и фактическо -эмпирическом
уровнях при анализе взаимосвязи видов издержек производства и
экономических показателей деятельности фирмы
Применять методы научного познания, включая типологизацию,
экономическое
и
финансовое прогнозирование, наблюдение,
практику, анализ документов для принятия обоснованных решений,
планирования и достижения познавательных и практических целей,
включая решения о создании и использовании сбережений.

Государство в
экономике.

9

9

Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о
роли и функциях государства в экономике, способах предоставления
общественных благ, о способах распределения государственных
доходов; об источниках государственных доходов.

Основные
макроэкономические
показатели.

6

6

Характеризовать экономический рост, экономический цикл,
макроэкономическое равновесие. Соотносить различные
теоретические подходы, делать выводы и обосновывать их на
теоретическом и фактическо-эмпирическом уровнях при анализе
взаимосвязи основных макроэкономических показателей.

Международная
экономика.

6

6

Выстраивать аргументы с привлечением научных фактов и идей о
выборе направлений государственной политики регулирования
внешней торговли, сравнительных преимуществах в международной
торговле. Анализировать информацию, полученную из разных
источников

2

2

Проявлять умения, необходимые для успешного продолжения
образования в высшей школе по направлениям социально гуманитарной подготовки, включая умение самостоятельно
овладевать новыми способами познавательной деятельности,
выдвигать гипотезы.

Повторительно
- 2
обобщающие уроки
по разделу
«Введение в
экономическу
ю науку.

2

Государственный бюджет.
Дефицит и профицит бюджета.
Государственный долг. Распределение доходов. Регулирование
степени
экономического неравенства.
Мультипликаторы
бюджетной политики. Налоги. Виды налогов. Принципы
налогообложения в Российской Федерации. Налогообложение и
субсидирование. Фискальная политика государства.

Представление
результатов проектноисследовательской
деятельности.

Итоговое повторение (5 ч)
Итого: 136 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».