Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева Приказ №157/23 от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» (углубленный уровень) 11 класс (204 часа, 6 часов в неделю) Составитель: Пономарева Наталия Юрьевна (учитель высшей квалификационной категории) 1 2023 г Рабочая программа по математике для 11 класса составлена на основе предметной программы, входящей в состав образовательной программы среднего общего образования МОУ СОШ №31. Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. По основной образовательной программе школы на изучение отводится 204 часа (6 часов в неделю). В соответствии с «Годовым календарным учебным графиком МОУ СОШ №31» рабочая программа составлена на 204 часа (6 часов в неделю) на 34 учебные недели. Изменения, внесенные в авторскую программу: В модуле «Алгебра» целях лучшего усвоения учащимися раздела «Тригонометрия» и для систематизации знаний учащимися перед экзаменами раздел «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений» (16 часов) из курса 10 класса перемещен в 11 класс, раздел «Тригонометрические функции» (19 часов) из курса 11 класса перемещен в курс 10 класса. В раздел повторение в курс 11 класса перемещены 3 часа из курса 10 класса. Форма промежуточного контроля – контрольная работа. Изучение курса предполагает выполнение 12 контрольных работ. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: • сформированность представлений об основных этапах истории и о наиболее важных современных тенденциях развития математической науки, о профессиональной деятельности ученых – математиков; • способность к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; • сформированность потребности в самореализации в творческой деятельности, выражающаяся в креативном мышлении, инициативе, находчивости, активности при решении математических задач. У обучающегося могут быть сформированы: • потребность в самообразовании, готовность принимать самостоятельные решения; • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универальных способов деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития. Обучающийся получит возможность научиться: • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 2 Регулятивные: Обучающийся научится: • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Обучающийся получит возможность научиться: • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий. Коммуникативные: Обучающийся научится: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Обучающийся получит возможность научиться: • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Предметные результаты: Обучающийся научится: • работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения; 3 • владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер; • уметь выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; • уметь пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента; • уметь решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики; • владеть системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей; • овладеть основными способами представления и анализа статистических данных; • умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий; • основным определениям, относящимся к действиям над векторами в пространств; • использованию понятий компланарности векторов, правила параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложения вектора по трем некомпланарным векторам; • понятию прямоугольной системы координат в пространстве, определению координат точки и координат вектора; • решать простейшие задачи в координатах; • скалярному произведению векторов, его свойствам и формулам для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. • уравнению плоскости и формуле расстояния от точки до плоскости. • движению в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия, преобразование подобия; • понятию цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усеченного конуса, сферы и шара; • уравнению сферы и вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости; • решать задачи с различными комбинациями круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамид; • понятию объема тела его основным свойствам; • выводу формул объема прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы и цилиндра, объема шара. Обучающийся получит возможность научиться: • формировать понятийного аппарата по основным разделам курса алгебры; • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; • закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними; • ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трем данным некомпланарным векторам; • сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости; • систематическим сведениям об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре; • понятию объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии. 4 Содержание учебного предмета Повторение (4 часа) Многочлены (10 часов) Многочлены от одной и нескольких переменных. Делимость многочленов. Деление многочленов с остатком. Теорема Безу. Схема Горнера. Симметрические и однородные многочлены. Уравнения высших степеней. Природоохранные мероприятия. Контрольная работа №1 «Многочлены» Цилиндр, конус, шар (16 часов) Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы. Опыт самопознания. Контрольная работа №2 «Цилиндр, конус и шар» Степени и корни. Степенные функции (24 часа) Понятие корня n-й степени из действительного числа. Функции y = x , их свойства и графики. Свойства корня n-й степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики (включая дифференцирование и интегрирование). Извлечение корней n-й степени из комплексных чисел. Решение задач практического содержания. Контрольная работа №3 «Корень n-й степени». Контрольная работа №4 «Степенные функции» n Векторы в пространстве (6 часов) Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы. Метод координат в пространстве. Движения (14 часов) Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения. Опыт разрешения конфликтных ситуаций Контрольная работа №5 «Координаты точки и координаты вектора» Контрольная работа №6 «Метод координат в пространстве» Показательная и логарифмическая функции (31 час) Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения и неравенства. Понятие y = loqa x логарифма. Функция , ее свойства и график. Свойства логарифмов. Логарифмические уравнения и неравенства. Дифференцирование показательной и логарифмической функций. Экономические задачи. Снятие показаний счетчиков. Контрольная работа №7 «Показательные уравнения и неравенства» Контрольная работа №8 «Логарифмические уравнения и неравенства» Объемы тел (19 часов) Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Опыт заботы о семье Контрольная работа №9 «Объемы тел» Первообразная и интеграл (9 часов) Первообразная и неопределенный интеграл. Определенный интеграл, его вычисление и свойства. Вычисление площадей плоских фигур. Примеры применения интеграла в физике. Контрольная работа №10 «Первообразная и интеграл» Элементы теории вероятностей и математической статистики (9 часов) 5 Вероятность и геометрия. Независимые повторения испытаний с двумя исходами. Статистические методы обработки информации. Гауссова кривая. Закон больших чисел. Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Геометрическая вероятность. Понятие о независимости событий. Независимые повторения испытаний с двумя исходами. Вероятность и статистическая частота наступления события. Статистические методы обработки информации. Гауссова кривая. Закон больших чисел. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (33 часа) Решение рациональных, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений. Уравнения с модулями. Иррациональные уравнения. Доказательство неравенств. Решение рациональных неравенств с одной переменной. Неравенства с модулями. Иррациональные неравенства. Уравнения и неравенства с двумя переменными. Диофантовы уравнения. Системы уравнений. Уравнения и неравенства с параметрами. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Опыт внедрения здорового образа жизни. Контрольная работа №11 «Уравнения и неравенства» Контрольная работа №12 «Уравнения и неравенства с двумя переменными» Повторение (29 часов). Повторение курса алгебры и геометрии 10-го и 11-го классов. Решение задач. Опыт самопознания и самоанализа 6 Тематическое планирование учебного предмета № п.п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема раздела Повторение материала 10 класса Многочлены Цилиндр, конус и шар Степени и корни. Степенные функции Понятие вектора в пространстве Метод координат в пространстве Показательная и логарифмическая функции Объемы тел Первообразная и интеграл Элементы теории вероятностей и математической статистики Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. Повторение Итого Количество часов по образовательной программе 4 10 16 24 Количество часов по рабочей программе Реализация программы воспитания 4 10 16 24 1 1 1 6 14 31 6 14 31 1 1 19 9 9 19 9 9 1 1 33 33 2 29 204 29 204 1 10 Согласовано на заседании ШМО протокол № 1 «30» августа 2023 г. Согласовано зам. директора по УВР Я.С.Якушева «31» августа 2023 г. 7