Литература 11класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литература» (базовый уровень)
11 А, Б класс
(102 часа, 3 час в неделю)

Составитель: Духанина Олеся Александровна
(учитель высшей квалификационной категории),
Петрова Елена Алексеевна
(учитель высшей квалификационной категории).

2023 г

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Литература», входящей в состав
образовательной программы МОУ «СОШ №31». Программа соответствует требованиям к
результатам освоения ОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также планируемым
результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в рабочей программе воспитания.
По образовательной программе школы на изучение литературы на базовом уровне
отводится 102 часа (3 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 102 часа (3
часа в неделю).
Контрольных работ-2, развития речи – 7, внеклассных часов – 2.
Форма промежуточной аттестации – контрольная работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
•
осознавать значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
•
понимать значения литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
•
стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств,
понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
•
формировать познавательные и коммуникативные задачи различных источников
информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
Обучающийся получит возможность научиться:
•
пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в
библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы
Интернета.
• демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры
двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
•понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы
(русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений
человека и общества, многоаспектного диалога;
•осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
·анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
·идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
·выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат.

Обучающийся получит возможность научиться:
·ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
·формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
·обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Познавательные:
Обучающийся научится:
·подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
·выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
·выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
·объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления.
Обучающийся получит возможность научиться:
·выделять явление из общего ряда других явлений;
·определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
·строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
·строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
·излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
·самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
·вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
·объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен).

Обучающийся получит возможность научиться:
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
-выделять общую точку зрения в дискуссии;
-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной
перед группой задачей;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-«культурно-навигационным» навыкам, позволяющим свободно ориентироваться в
литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и
электронном форматах;
-находить экспертные оценки: мнения учителей, критиков, родителей, новостную
информацию и т. д. — и опираться на них;
-публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники
-навыкам в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (краткость «в три
экрана», графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию «в три клика»).
-воспринимать художественное произведение с учетом специфики языка художественной
литературы, истолковывать проблематику и систему образов, особенности композиции и
средства создания образов-персонажей; выделять изобразительно-выразительные средства
языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его конкретное
содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл
названия;
-выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть.
Обучающийся получит возможность научиться:
-рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи
(классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом), их эстетическими
манифестами,
раскрывать основные черты этих направлений, определять принадлежность
произведения к литературному роду и жанру;
-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке
изученного художественного произведения;
-интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать
эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
-различать авторский замысел и особенности его воплощения;
-выделять сквозные линии развития литературы (Д.С. Лихачев), составляющие ее
национальную специфику («маленький человек», «лишний человек» и т. п.)

Содержание учебного предмета
Литература конца XIX – начала ХХ века
А. И. Куприн. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например,
«Гранатовый браслет», «Олеся» и др.
Л. Н. Андреев. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «Иуда
Искариот», «Большой шлем» и др.
М. Горький. Рассказы (один по выбору). Например, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»,
«Коновалов» и др.
Пьеса «На дне».
Стихотворения поэтов Серебряного века (не менее двух стихотворений одного поэта по
выбору). Например, стихотворения К. Д. Бальмонта, М. А. Волошина, Н. С. Гумилёва и
др.
Литература ХХ века
И. А. Бунин. Рассказы (два по выбору). Например, «Антоновские яблоки», «Чистый
понедельник», «Господин из Сан-Франциско» и др.
А. А. Блок. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»
(из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о
славе...», «О, весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» и др.
Поэма «Двенадцать».
В. В. Маяковский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «А вы могли
бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо
Татьяне Яковлевой» и др.
Поэма «Облако в штанах».
С. А. Есенин. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Гой ты, Русь, моя
родная...», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт
деревни…», «Русь Советская», «Низкий дом с голубыми ставнями...» и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Ленинград», «Мы
живём, под собою не чуя страны…» и др.
М. И. Цветаева. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Моим стихам,
написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Идёшь, на меня
похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Тоска по родине! Давно…»,
«Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Красною кистью…» (из цикла «Стихи о
Москве») и др.
А. А. Ахматова. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Песня последней
встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…»,
«Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мужество»,
«Приморский сонет», «Родная земля» и др.
Поэма «Реквием».
Н.А. Островский. Роман «Как закалялась сталь» (избранные главы).
М. А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (избранные главы).
М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (один роман по выбору).

А. П. Платонов. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например, «В
прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение» и др.
А. Т. Твардовский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Вся суть в
одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»),
«Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...» и др.
Проза о Великой Отечественной войне (по одному произведению не менее чем двух
писателей по выбору). Например, В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»; Ю. В. Бондарев
«Горячий снег»; В. В. Быков «Обелиск», «Сотников», «Альпийская баллада»; Б. Л.
Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»; К. Д.
Воробьёв «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!»; В. Л. Кондратьев «Сашка»; В. П.
Некрасов «В окопах Сталинграда»; Е. И. Носов «Красное вино победы», «Шопен, соната
номер два»; С.С. Смирнов «Брестская крепость» и другие.
А.А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия».
В.О. Богомолов. Роман «В августе сорок четвёртого».
Поэзия о Великой Отечественной войне. Стихотворения (по одному стихотворению не
менее чем двух поэтов по выбору). Например, Ю. В. Друниной, М. В. Исаковского, Ю. Д.
Левитанского, С. С. Орлова, Д. С. Самойлова, К. М. Симонова, Б. А. Слуцкого и др.
Драматургия о Великой Отечественной войне. Пьесы (одно произведение по выбору).
Например, В. С. Розов «Вечно живые» и др.
Б. Л. Пастернак. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Снег
идёт», «Любить иных – тяжёлый крест...», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь»,
«Гамлет», «Зимняя ночь» и др.
А. И. Солженицын. Произведения «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
(фрагменты книги по выбору, например, глава «Поэзия под плитой, правда под камнем»).
В. М. Шукшин. Рассказы (не менее двух по выбору). Например, «Срезал», «Обида»,
«Микроскоп», «Мастер», «Крепкий мужик», «Сапожки» и др.
В. Г. Распутин. Рассказы и повести (не менее одного произведения по выбору). Например,
«Живи и помни», «Прощание с Матёрой» и др.
Н. М. Рубцов. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «Звезда полей»,
«Тихая моя родина!..», «В горнице моей светло…», «Привет, Россия…», «Русский
огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др.
И. А. Бродский. Стихотворения (не менее трёх по выбору). Например, «На смерть
Жукова», «Осенний крик ястреба», «Пилигримы», «Стансы» («Ни страны, ни погоста…»),
«На столетие Анны Ахматовой», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого
зверя в клетку…» и др.
Проза второй половины XX – начала XXI века.
Рассказы, повести, романы (по одному произведению не менее чем трёх прозаиков по
выбору). Например, Ф. А. Абрамов («Братья и сёстры» (фрагменты из романа), повесть
«Пелагея» и др.); Ч. Т. Айтматов (повести «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый
пароход» и др.); В. И. Белов (рассказы «На родине», «За тремя волоками», «Бобришный
угор» и др.); Г. Н. Владимов («Верный Руслан»); Ф. А. Искандер (роман в рассказах
«Сандро из Чегема» (фрагменты), философская сказка «Кролики и удавы» и др.); Ю. П.
Казаков (рассказы «Северный дневник», «Поморка», «Во сне ты горько плакал» и др.); В.
О. Пелевин (роман «Жизнь насекомых» и др.); Захар Прилепин (рассказ «Белый квадрат»
и др.); А. Н. и Б. Н. Стругацкие (повесть «Пикник на обочине» и др.); Ю. В. Трифонов

(повести «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной» и др.); В. Т. Шаламов
(«Колымские рассказы», например, «Одиночный замер», «Инжектор», «За письмом» и
др.) и др.
Поэзия второй половины XX – начала XXI века.
Стихотворения (по одному произведению не менее чем двух поэтов по выбору).
Например, Б. А. Ахмадулиной, А. А. Вознесенского, В. С. Высоцкого, Е. А. Евтушенко, Н.
А. Заболоцкого, Т. Ю. Кибирова, Ю. П. Кузнецова, А. С. Кушнера, Л. Н. Мартынова, Б.
Ш. Окуджавы, Р. И. Рождественского, А. А. Тарковского, О. Г. Чухонцева и др.
Драматургия второй половины ХХ – начала XXI века.
Пьесы (произведение одного из драматургов по выбору). Например, А. Н. Арбузов
«Иркутская история»; А. В. Вампилов «Старший сын»; Е. В. Гришковец «Как я съел
собаку»; К. В. Драгунская «Рыжая пьеса» и др.
Литература народов России
Рассказы, повести, стихотворения (не менее одного произведения по выбору). Например,
рассказ Ю. Рытхэу «Хранитель огня»; повесть Ю. Шесталова «Синий ветер каслания» и
др.; стихотворения Г. Айги, Р. Гамзатова, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К.
Кулиева и др.
Зарубежная литература
Зарубежная проза XX века (не менее одного произведения по выбору). Например,
произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»; А. Камю «Посторонний»; Ф.
Кафки «Превращение»; Дж. Оруэлла «1984»; Э. М. Ремарка «На западном фронте без
перемен», «Три товарища»; Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»; Г. Уэллса
«Машина времени»; О. Хаксли «О дивный новый мир»; Э. Хемингуэя «Старик и море» и
др.
Зарубежная поэзия XX века (не менее двух стихотворений одного из поэтов по выбору).
Например, стихотворения Г. Аполлинера, Т. С. Элиота и др.
Зарубежная драматургия XX века (не менее одного произведения по выбору). Например,
пьесы Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети»; М. Метерлинка «Синяя птица»; О. Уайльда
«Идеальный муж»; Т. Уильямса «Трамвай «Желание»; Б. Шоу «Пигмалион» и др.
Тематическое планирование учебного предмета
№
п/
п

1

Литература
конца XIX –
начала XX
века

13

13

-

1

Реализаци
я
программ
ы
воспитани
я
1

2

Литература ХХ
века
Проза второй
половины XX -

70

70

1

3

4

6

6

1

4

1

3

Название
раздела

Количество
часов
по
образовательно
й программе

Количеств Количество
о часов
контрольны
по рабочей х работ
программе

Развити
е речи

4

5

6
7

начала XXI век
а
Поэзия второй
половины XX начала XXI век
а
Драматургия
второй
половины ХХ начала XXI век
а
Литература
народов России
Зарубежная
литература
ИТОГО

Согласовано
Заседание ШМО
протокол № 1
«30» августа 2023 г

Согласовано
зам. директора по УВР
Я.С. Якушева
«31» августа 2023 г.

2

2

1

1

3

3

7

7

102

102

-

-

-

-

-

-

2

8

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».