Электив Классика и современность 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Классика и современность»
11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Петрова Елена Алексеевна
(учитель высшей квалификационной категории)

2023 г

Рабочая программа по элективным курсам «Классика и современность» для 11 класса
составлена на основе образовательной программы МОУ «СОШ 31».
По образовательной программе школы на изучение отводится 34 часа. В соответствии с
«Годовым календарным графиком МОУ СОШ № 31» на 2023-2024 учебный год рабочая
программа составлена на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
После прохождения программы элективного курса «Классика и современность»
учащиеся должны
Знать:
1. произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или
более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
2. предмет, ключевые вопросы и основные составляющие
элементы изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт
заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки
проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области.
Уметь:
1. обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);
2. использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие
анализа;
3. давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
4. анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и связей элементов художественного мира произведения: места
и времени действия, способы изображения действия и его развития,
способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
5. определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки
зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
6. анализировать авторский выбор определённых композиционных
решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определённых частей текста способствует формированию
его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на
читателя (например, выбор определённого зачина и концовки
произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
7. анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в
нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,
гипербола и т.п.);
Содержание учебного предмета

Тема 1. Древнерусская литература (1 час)
Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».
Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной
литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая
характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной
раздробленностью.
Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века (1 час)
М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев.
«Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское
Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в
русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н.М.
Карамзин и А.Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.
Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Тема 3. Литература первой половины XIX века (8 часов)
Элегия и баллада как жанр поэзии В.А. Жуковского. А.С. Грибоедов. Традиции
классической комедии в театре А.С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента.
Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С.
Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая
преемственность. Сквозные темы в поэзии М.Ю. Лермонтова. Отражение эпохи в прозе
М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя
(мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
Тема 4. Литература второй половины XIX века (10 часов)
И.А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А.Н.
Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале
«Современник». И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции
гражданской поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И.
Тютчев как основоположник философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля).
Традиции и новаторство в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. М.Е. Салтыков-Щедрин.
Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М.М. Бахтин о Ф.М.
Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф.М. Достоевского. Художественное время
и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л.Н. Толстого как
исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр
романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне.
Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века.
Малый жанр в русской прозе и творчество А.П. Чехова. Новаторство в русской драме.
Ремарка как средство художественной выразительности.
Тема 5. Литература XX века (11 часов)
Русская реалистическая проза начала века. И.А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие
прозы И.А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской
усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя.
Традиции русской прозы в повестях А.И. Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как
поэтические стили. А.А. Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А.А.
Блока. Поэмы А.А. Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве.
«Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В.В.
Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии
Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А.
Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой
С.А. Есенина. Особенности поэтического языка.

А.М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и
новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные
проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в
произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А. Шолохова, И.Э.
Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в
разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М.А.
Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын.
Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на
русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом
жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.
Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне (1 час)
А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ
русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в
постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова,
С.Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.
Тема 7. Поэзия и проза 70-90-х годов XX века (2 часа)
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного
образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева.
Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в
произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю. Трифонова. Новый лирический герой в
поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы.
Тематическое планирование учебного предмета
№ п/п

Название
раздела

Количество Количество Количество Развитие
часов по
часов
контрольн
речи
образовате по рабочей
ых работ
льной
программе
программе

Реализация
программы
воспитания

1.

Древнерусская
литература

1

1

-

-

2.

Литература
русского
Просвещения
XVIII века
Литература
первой
половины XIX
века
Литература
второй
половины XIX
века
Литература XX
века

1

1

-

-

8

8

-

-

10

10

-

-

1

11

11

-

-

1

3.

4.

5.

6.

Литература о
Великой
Отечественной
войне

1

1

-

-

1

7.

Поэзия и проза
70-90-х годов
XX века
Итого

2

2

-

-

-

34

34

-

-

3

\

Согласовано
Заседание ШМО
протокол № 1
«30» августа 2023 г
Согласовано
зам. директора по УВР
Я.С. Якушева
«31» августа 2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».