География 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География» (базовый уровень)
11 А класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Ребко Светлана Владимировна
учитель первой квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по географии для 11 класса разработана на основе федеральной
рабочей программы по учебному предмету «География», входящей в состав основной
образовательной программы МОУ СОШ № 31. Программа соответствует планируемым
результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в рабочей программе воспитания МОУ «СОШ №31».
По образовательной программе школы на изучение географии на базовом уровне
отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
МОУ СОШ № 31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1
час в неделю).
Предусмотрено выполнение практических работ -6, контрольных работ - 1
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-осознание российской гражданской позиции: патриотизм, уважение к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; чувство
ответственности и долга перед Родиной;
-ответственное отношение к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики;
-гражданская позиция к ценностям народов России, готовность и способность вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления. осознание своей идентичности как гражданина страны, члена
семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение
гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод
человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
У обучающегося могут быть сформированы: способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного
многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Обучающийся научится:
-ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями;

-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
-систематизировать информацию; структурировать информацию;
-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации; владеть навыками анализа и синтеза;
-искать и отбирать необходимые источники информации;
-использовать
информационно-коммуникационные
технологии на
уровне
общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию
выполненных работ на основе умений безопасного использования средств
информационнокоммуникационных технологий и сети Интернет;
-представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах; -работать
с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект,
тезисы - выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу,
карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными
задачами;
-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь
определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; -находить
приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-самостоятельное приобретать новые знания и практические умения;
-управлять своей познавательной деятельностью;
-организовывать свою деятельность;
-определять её цели и задачи;
-выбирать средства и применять их на практике; -оценивать
достигнутые результаты.
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную.
Коммуникативные: Обучающийся научится: выполнять
различные роли в
группе
(лидера,
исполнителя,
критика),
умение координировать свои
усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов; задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:

-владеть
коммуникативной компетентностью в
общении
и
сотрудничестве
со сверстниками, детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
1)
пониманию роли и места современной географической науки в системе
научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: определять
роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2)
освоению и применение знаний о размещении основных географических
объектов и территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать
источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения регионов и стран в пространстве; описывать положение и
взаиморасположение регионов и стран в пространстве, особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства регионов и изученных стран;
3)
сформированности системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства: распознавать географические особенности проявления процессов
воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира и
изученных странах; использовать знания об основных географических закономерностях
для определения географических факторов международной хозяйственной специализации
изученных стран; сравнения регионов мира и изученных стран по уровню
социальноэкономического развития, специализации различных стран и по их месту в
МГРТ; для классификации стран отдельных регионов мира, в том числе по особенностям
географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню
социально-экономического развития, типам воспроизводства населения с использованием
источников географической информации; устанавливать взаимосвязи между
социальноэкономическими и геоэкологическими процессами и явлениями в изученных
странах; природными условиями и размещением населения, природными условиями и
природноресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран зарубежной
Европы с использованием источников географической информации; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4)
владению
географической
терминологией
и
системой
базовых
географических понятий: применять изученные социально-экономические понятия:
политическая карта, государство; политико-географическое положение, монархия,
республика, унитарное государство, федеративное государство; воспроизводство
населения, демографический взрыв, демографический кризис, старение населения, состав
населения, структура населения, экономически активное население, Индекс человеческого
развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение
населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация;
мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие

страны; ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая
интеграция; международная хозяйственная специализация, международное географическое
разделение труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства,
транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика,
«зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство; глобализация мировой экономики
и деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения,
устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5)
сформированности умений проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования; формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения/исследования;
6)
сформированности умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и
социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций
их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и
анализировать географические карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений на территории регионов мира и
отдельных стран; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания
и другим источникам географической информации качественные и количественные
показатели, характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и
явления, происходящие в них; географические факторы международной хозяйственной
специализации отдельных стран с использованием источников географической
информации; определять и находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию о регионах мира и странах для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
Обучающийся получит возможность научиться:
1)
пониманить роль и места современной географической науки в системе
научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: определять
роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2)
осваивать и применять знания о размещении основных географических
объектов и территориальной организации природы и общества: выбирать и использовать
источники
географической
информации
для
определения
положения
и
взаиморасположения регионов и стран в пространстве; описывать положение и
взаиморасположение регионов и стран в пространстве, особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства регионов и изученных стран;
3)
сформировывать системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства: распознавать географические особенности проявления процессов
воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира и
изученных странах; использовать знания об основных географических закономерностях

для определения географических факторов международной хозяйственной специализации
изученных стран; сравнения регионов мира и изученных стран по уровню
социальноэкономического развития, специализации различных стран и по их месту в
МГРТ; для классификации стран отдельных регионов мира, в том числе по особенностям
географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню
социально-экономического развития, типам воспроизводства населения с использованием
источников географической информации; устанавливать взаимосвязи между
социальноэкономическими и геоэкологическими процессами и явлениями в изученных
странах; природными условиями и размещением населения, природными условиями и
природноресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства изученных стран;
прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран зарубежной
Европы с использованием источников географической информации; формулировать и/или
обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4)
владеть географической терминологией и системой базовых географических
понятий: применять изученные социально-экономические понятия: политическая карта,
государство; политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное
государство, федеративное государство; воспроизводство населения, демографический
взрыв, демографический кризис, старение населения, состав населения, структура
населения, экономически активное население, Индекс человеческого развития (ИЧР),
народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения,
демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация; мегалополисы, развитые
и
развивающиеся,
новые
индустриальные,
нефтедобывающие
страны;
ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая интеграция;
международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение
труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные
корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная энергетика»,
органическое сельское хозяйство; глобализация мировой экономики и деглобализация,
«энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5)
сформированности умений проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдения/исследования;
выбирать
форму
фиксации
результатов
наблюдения/исследования; формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения/исследования;
6)
сформированности умений находить и использовать различные источники
географической информации для получения новых знаний о природных и
социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций
их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и
анализировать географические карты различной тематики и другие источники
географической информации для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений на территории регионов мира и
отдельных стран; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания
и другим источникам географической информации качественные и количественные

показатели, характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и
явления, происходящие в них; географические факторы международной хозяйственной
специализации отдельных стран с использованием источников географической
информации; определять и находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию о регионах мира и странах для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и
применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
Содержание учебного предмета
Регионы и страны
Регионы мира. Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: зарубежная
Европа, зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная
Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая характеристика. Общие
черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран
субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическая работа
1. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору учителя).
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная
Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и
хозяйства
субрегионов.
Особенности
экономико-географического
положения,
природноресурсного капитала, населения, хозяйства стран зарубежной Азии, современные
проблемы (на примере Индии, Китая, Японии).
Практическая работа
1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации
Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных видов продукции.
Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая
экономикогеографическая характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения
природноресурсного капитала, населения, хозяйства стран Америки, современные
проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическая работа
1. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и
Бразилии на основе анализа географических карт.
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка,
Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономико-географическая характеристика.
Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов.
Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран
Африки (ЮАР, Египет, Алжир).
Практическая работа

1. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в
экономике Алжира и Эфиопии.
Австралия и Океания. Австралия и Океания: особенности географического положения.
Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства.
Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли
международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта. Океания:
особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда.
Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира.
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Практическая работа
1. Изменение направления международных экономических связей России в новых
экономических условиях.
Глобальные проблемы человечества
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне
социальноэкономического развития между развитыми и развивающимися странами и
причина её возникновения.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологические
проблемы как проблемы, связанные с усилением воздействия человека на природу и
влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную деятельность. Проблема
глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий,
глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и
ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема
сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его
ресурсов.
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста
городов, здоровья и долголетия человека.
Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и проблем
народонаселения.
Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки
человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических,
политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России в решении
глобальных проблем.
Практическая работа
1. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе
анализа различных источников географической информации и участия России в их
решении.

Тематическое планирование
№

Наименование раздела

п/п

Количество
Количество
часов по
часов по
рабочей
образовательной
программе
программе

Реализация
программы
воспитания

Раздел 1. Регионы и страны (28 ч)
1.1

Регионы. Мира. Зарубежная
Европа

6

6

1

1.2

Зарубежная Азия

6

6

1

1.3

Америка

6

6

1.4

Африка

4

4

1.5

Австралия и Океания

2

2

1.6

Россия на геополитической,
геоэкономической и
геодемографической карте
мира

4

4

Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (6 ч)
2.1

Глобальные
человечества

ИТОГО: 34 часа
1 к.р.
5 практических работ

проблемы

6

6

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».