География 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География» (базовый уровень)
8 А, Б, В, Г, Д класс
(68 часов, 2 часа в неделю)

Составитель: Ребко Светлана Владимировна
учитель первой квалификационной категории

2023 г

Рабочая программа по географии для 8 класса (базовый уровень) составлена на
основе предметной программы, входящей в состав основной образовательной программы
среднего общего образования СОШ №31. Реализуется УМК предметной линии учебников
«Просвещение», авторов И.А.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким «География. География
России. Природа и население. 8 класс», 2022г.
Данная рабочая программа соответствует
требованиям Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
По основной образовательной программе школы на изучение отводится 68 часов (2
часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31» рабочая
программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю).
Предусмотрено выполнение практических работ – 16, контрольных работ – 1.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-осознание российской гражданской позиции: патриотизм, уважение к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; чувство
ответственности и долга перед Родиной;
-ответственное отношение к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики;
-гражданская позиция к ценностям народов России, готовность и способность вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
-основами экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления.
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических
традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
У обучающегося могут быть сформированы: способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного
многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
В результате освоения программы по географии на уровне основного общего образования
у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, включающие
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные:
Обучающийся научится:
-ставить учебные задачи;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
-выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
-планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями;

-формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
-владеть навыками анализа и синтеза;
-оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
-сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
-систематизировать информацию; структурировать информацию;
-искать и отбирать необходимые источники информации;
-использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего
пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию
выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационнокоммуникационных технологий и сети Интернет;
-представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
-работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы,
конспект, тезисы - выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в
таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
-создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными
задачами;
-составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь
определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
-находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Обучающийся получит возможность научиться:
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
-самостоятельное приобретать новые знания и практические умения;
-управлять своей познавательной деятельностью;
-организовывать свою деятельность;
-определять её цели и задачи;
-выбирать средства и применять их на практике;
-оценивать достигнутые результаты.
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность — учебную, общественную.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение
координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и
позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-владеть коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;
-находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад
российских учёных и путешественников в освоение страны;
-характеризовать географическое положение России с использованием информации из
различных источников;
-различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;
-приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на
географической карте;
-оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы,
жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-использовать знания о государственной территории и исключительной экономической
зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для
решения практико-ориентированных задач;
-оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов
страны;
-проводить классификацию природных ресурсов;
-распознавать типы природопользования;
-находить, извлекать и использовать информацию из различных источников
географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных
тектонических структур, слагающих территорию;
-находить, извлекать и использовать информацию из различных источников
географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и
практико-ориентированных
задач:
объяснять
закономерности
распространения
гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на
территории страны;
-сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
-использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных
территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы
страны, отдельных регионов и своей местности;
-объяснять распространение по территории страны областей современного
горообразования, землетрясений и вулканизма;
-применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна»
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха»,
«воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

-различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»;
использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
-использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения
особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;
-проводить классификацию типов климата и почв России;
-распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
-показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа,
крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы
климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны;
Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;
Обучающийся получит возможность научиться:
-приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
-приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края,
животных и растений, занесённых в Красную книгу России;
-выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
изучения особенностей населения России;
-приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на
территории страны;
-сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;
-различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России, её отдельных регионов и своего края;
-проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным
основаниям;
-использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных
задач в контексте реальной жизни;
-применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения»,
«миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения»,
«основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок
городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая
продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая
сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или)
практико- ориентированных задач;
-представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание)
географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Географическое пространство России.
Тема 1. История формирования и освоения территории России
История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение
территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы. Изменения внешних границ
России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.
Практическая работа
1. Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных
исторических этапах на основе анализа географических карт.
Тема 2. Географическое положение и границы России.
Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница
России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный
шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Географическое
положение России. Виды географического положения. Страны — соседи России. Ближнее
и дальнее зарубежье. Моря, омывающие территорию России.
Тема 3. Время на территории России.
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и
зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей.
Практическая работа
1. Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон.
Тема 4. Административно-территориальное устройство России. Районирование
территории.
Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и
разнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации. Федеральные округа.
Районирование как метод географических исследований и территориального управления.
Виды районирования территории. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и
Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические районы
России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье,
Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Практическая работа
1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и
макрорегионов с целью выявления состава и особенностей географического положения.
Раздел 2. Природа России
Тема 1. Природные условия и ресурсы России.
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов.
Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы
рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы
страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы.
Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию.
Практическая работа
1. Характеристика природно-ресурсного капитала своего края по картам и статистическим
материалам.
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные
тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса
горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа и особенности

их распространения на территории России. Зависимость между тектоническим строением,
рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные
процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений
и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Опасные геологические природные
явления и их распространение по территории России. Изменение рельефа под влиянием
деятельности человека. Антропогенные формы рельефа. Особенности рельефа своего края.
Практические работы
1. Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.
2. Объяснение особенностей рельефа своего края.
Тема 3. Климат и климатические ресурсы.
Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат
России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей
поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории
России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России.
Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики. Атмосферные фронты,
циклоны и антициклоны. Тропические циклоны и регионы России, подверженные их
влиянию. Карты погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных
факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные следствия.
Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории
страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологи­ческие
явления. Наблюдаемые климатические изменения на территории России и их возможные
следствия. Особенности кли­мата своего края.
Практические работы
1. Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды.
2. Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков,
испаряемости по территории страны.
3. Оценка влияния основных климатических показателей своего края на жизнь и
хозяйственную деятельность населения.
Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы.
Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные
речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и их
распространение по территории России. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства
России.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя
мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и
загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными
ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и
своей местности.
Практические работы
1. Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России.
2. Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на
территории страны.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны.

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные
типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Изменение
почв различных природных зон в ходе их хозяйственного использования. Меры по
сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их
загрязнением.
Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его
определяющие. Особенности растительного и животного мира различных природнохозяйственных зон России.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их
компонентов.
Высотная поясность в горах на территории России.
Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические
проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природнохозяйственных зон на территории России.
Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты Всемирного
природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые в Красную книгу
России.
Практические работы
1. Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах.
2. Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на
природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких
источников информации.
Раздел 3. Население России.
Тема 1. Численность населения России.
Динамика численности населения России в XX-XXI вв. и факторы, определяющие её.
Переписи населения России. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность,
естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных
регионов России. Геодемографическое положение России. Основные меры современной
демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции
(механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и
иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные
направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления
миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная
миграционная политика Российской Федерации. Различные варианты прогнозов изменения
численности населения России.
Практическая работа
1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного
прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации
или своего региона.
Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными,
историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.
Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности
населения в географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и
сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в
России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по
численности населения. Роль городов в жизни страны. Функции городов России.

Монофункциональные города. Сельская местность и современные тенденции сельского
расселения.
Тема 3. Народы и религии России.
Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический
фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов России.
Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные этносы. География религий.
Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории России.
Практическая работа
1. Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности населения республик
и автономных округов РФ».
Тема 4. Половой и возрастной состав населения России.
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения
России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её
определяющие. Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка. Средняя
прогнозируемая (ожидаемая) продолжительность жиз­ни мужского и женского населения
России.
Практическая работа
1. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа
половозрастных пирамид.
Тема 5. Человеческий капитал России.
Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность
распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические
различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие. Качество
населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия.
Практическая работа
1. Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического
движения населения.

Тематическое планирование
№

Наименование раздела

п/п

Количество
Количество
часов по
часов по
образовательной
рабочей
программе
программе

Реализация
программы
воспитания

Раздел 1. Географическое пространство России (13 ч)
1.1

История
формирования
и
освоения
территории
России

4

4

1

1.2

Географическое положение и
границы России

2

2

1

1.3

Время на территории России

2

2

1.4

Административнотерриториальное устройство
России.
Районирование
территории

5

5

Раздел 2. Природа России (42 ч)
2.1

Природные
и ресурсы России

условия

4

4

1

2.2

Геологическое
рельеф
ископаемые

строение,
и полезные

8

8

1

2.3

Климат и
ресурсы

климатические

7

7

1

2.4

Моря России. Внутренние
воды и водные ресурсы

6

6

2.5

Природнозоны

17

17

хозяйственные

Раздел 3. Население России (13 ч)
3.1

Численность
России

населения

3

3

3.2

Территориальные
особенности
размещения
населения России

3

3

3.3

Народы и религии России

2

2

3.4

Половой и возрастной состав
населения России

2

2

3.5

Человеческий
России

3

3

ИТОГО 68 часов

капитал

1

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».