География 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
Н.А. Токовенко

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Я.С. Якушева

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Т.В. Беляева

Протокол № 1

Протокол № 1

Приказ №157/23

от «30» августа 20023 г.

от «30» августа 20023 г.

от «31» августа 20023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География» (базовый уровень)
6 А, Б, В, Г, Д класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель: Первушина Ольга Андреевна
учитель первой квалификационной категории

2023 г.

Рабочая программа по географии для 6 класса разработана на основе федеральной рабочей
программы по учебному предмету «География», входящей в состав образовательной
программы МОУ «СОШ 31». Программа соответствует планируемым результатам
освоения предмета, современным целям основного общего образования, представленным в
ФГОС ООО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленных в рабочей программе
воспитания МОУ «СОШ № 31».
По образовательной программе школы на изучение географии на базовом уровне
отводится 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком
СОШ № 31» на 2023 – 2024 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в
неделю).
Предусмотрено выполнение практических работ – 7, контрольных работ – 4.
Содержание учебного предмета

Оболочки Земли.
Гидросфера - водная оболочка Земли.
Гидросфера и методы ее изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Соленость и температура
океанических вод. Океанические течения. Теплые и холодные течения. Способы
изображения на географических картах океанических течений, солености и температуры
вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового
океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные явления в Мировом океане.
Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.
Питание и режим реки.
Озера. Происхождение озерных котловин. Питание озер. Озера сточные и бессточные.
Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия
залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные
источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
Практические работы:
1."Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам"
2."Характеристика одного из крупнейших озер России по плану в форме презентации"
3. "Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их
систематизация в форме таблицы".
Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое
отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты
Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура.
Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой
ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы.
Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман.

Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и ее показатели. Причины изменения погоды. Климат и климатообразующие
факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над
уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к
климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и
способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления
в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за
глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании
влияния человека на воздушную оболочку Земли.
Практические работы:
4."Представление результатов наблюдения за погодой своей местности"
5."Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с
целью установления зависимости между данными элементами погоды".
Биосфера - оболочка жизни.
Биосфера - оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог.
Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира.
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в
Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической
широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практическая работа
6."Характеристика растительности участка местности своего края".
Заключение.
Природно-территориальные комплексы.
Взаимосвязь оболочек Земли.
Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные,
региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности.
Круговороты веществ на Земле; Почва, ее строение и состав. Образование почвы и
плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории.
Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
7."Характеристика локального природного комплекса по плану".
Планируемые результаты освоения географии.
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважение к символам России, своего края;
2) гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных

интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные
проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учетом осознания последствий для
окружающей среды;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других
регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;
5) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности
в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде;
7) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей;
8) экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты
В результате изучения географии на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
−
выявлять и характеризовать существенные признаки географических
объектов, процессов и явлений;
−
устанавливать существенный признак классификации географических
объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
−
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах
и данных наблюдений с учетом предложенной географической задачи;
−
выявлять
дефициты географической информации,
данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
−
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических
объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных
и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
−
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
−
использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
−
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
−
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим
аспектам различных вопросов и проблем;
−
проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей
между географическими объектами, процессами и явлениями;
−
оценивать достоверность информации, полученной в ходе
географического исследования;
−
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
−
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
−
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической информации с
учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
−
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую

информацию различных видов и форм представления;
−
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
−
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
−
оценивать надежность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
−
систематизировать географическую информацию в разных формах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
−
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
−
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
−
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
−
публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
−
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и
выбирать способ их решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
−
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
−
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
−
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту;
−
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
−
оценивать соответствие результата цели и условиям;
−
принятие себя и других:
−
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
−
признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
−
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
−
планировать организацию совместной работы, при выполнении
учебных географических проектов определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать
в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды;
−
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта

с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
Предметные результаты освоения программы по географии.
К концу 6 класса обучающийся научится:
− описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте
океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
− находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о
природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач, и извлекать ее из различных источников;
− приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их
предупреждения;
− сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на
разных этапах географического изучения Земли;
− различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
− применять понятия "гидросфера", "круговорот воды", "цунами", "приливы и отливы"
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
− классифицировать объекты гидросферы (моря, озера, реки, подземные воды, болота,
ледники) по заданным признакам; различать питание и режим рек;
− сравнивать реки по заданным признакам;
− различать понятия "грунтовые, межпластовые и артезианские воды" и применять их
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
− устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и
климатом на территории речного бассейна;
− приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
− называть причины образования цунами, приливов и отливов;
− описывать состав, строение атмосферы;
− определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных
осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов;
амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных
компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и
практических задач;
− объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных
бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков
для отдельных территорий;
− различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
− устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом
падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на
основе данных эмпирических наблюдений;
− сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над
уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при
различных углах падения солнечных лучей;
− различать виды атмосферных осадков;
− различать понятия "бризы" и "муссоны";
− различать понятия "погода" и "климат";
− различать понятия "атмосфера", "тропосфера", "стратосфера", "верхние слои
атмосферы";
− применять понятия "атмосферное давление", "ветер", "атмосферные осадки",
"воздушные массы" для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
− выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных

климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
− проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и
направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр,
барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или)
графической форме;
− называть границы биосферы;
− приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных
природных зонах;
− различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
− объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном
комплексе;
− сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных
зонах;
− применять понятия "почва", "плодородие почв", "природный комплекс", "природнотерриториальный комплекс", "круговорот веществ в природе" для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
− сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
− приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности
человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих
экологических проблем.

Тематическое планирование учебного предмета
Тема, раздел
курса

Колич
ество
часов
по
ООП

Раздел I.
Оболочки Земли

28

Количес
Методы и формы
тво
организации обучения.
часов
Характеристика
по
деятельности обучающихся
рабочей
(с учетом рабочей
програм
программы воспитания)
ме
28
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими
(педагогическими
работниками) и сверстниками
(обучающимися).

Гидросфера водная оболочка
Земли

12

12

Атмосфера
— 11
воздушная
оболочка Земли

11

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://school.mos.ru/
https://foxford.ru/
https://www.yaklass.ru/
http://www.lopas.ru/ http://zemlj.ru/ http://o-planete.ru/ http://geographyofrussia.com/
http://www.wwf.ru/
http://nature.worldstreasure.c
om/
Установление доверительных https://resh.edu.ru/
отношений между
https://infourok.ru/
педагогическим работником и https://school.mos.ru/
обучающимися,
https://foxford.ru/
способствующих позитивному https://www.yaklass.ru/
восприятию обучающимися
http://www.lopas.ru/ требований и просьб
http://zemlj.ru/ педагогического работника,
http://o-planete.ru/ привлечению их внимания к
http://geographyofrussia.com/
обсуждаемой на уроке
http://www.wwf.ru/
информации, активизации
http://nature.worldstreasure.c
познавательной деятельности. om/
Организация шефства
мотивированных и
эрудированных обучающихся
над их неуспевающими
одноклассниками.
Побуждение обучающихся
https://resh.edu.ru/
соблюдать на уроке
https://infourok.ru/
https://school.mos.ru/
общепринятые нормы
поведения, правила общения
https://foxford.ru/
со старшими
https://www.yaklass.ru/
(педагогическими
http://www.lopas.ru/ работниками) и сверстниками http://zemlj.ru/ (обучающимися), принципы
http://o-planete.ru/ учебной дисциплины и
http://geographyofrussia.com/
самоорганизации, включение
http://www.wwf.ru/
http://nature.worldstreasure.c
в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать om/
мотивацию обучающихся к
получению знаний,

Биосфера
— 5
оболочка жизни

5

Раздел
Заключение

II. 6

6

6

6

Природнотерриториальные
комплексы

налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают
установлению
доброжелательной атмосферы
во время урока
Привлечение
внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений,
организация
их
работы с получаемой на уроке
социально
значимой
информацией
—
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
обучающимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего
к ней отношения.
Использование
воспитательных возможностей
содержания
учебного
предмета через демонстрацию
обучающимся
примеров
ответственного, гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения,
проблемных
ситуаций для обсуждения в
классе.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими
(педагогическими
работниками) и сверстниками
(обучающимися).

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://school.mos.ru/
https://foxford.ru/
https://www.yaklass.ru/
http://www.lopas.ru/ http://zemlj.ru/ http://o-planete.ru/ http://geographyofrussia.com/
http://www.wwf.ru/
http://nature.worldstreasure.c
om/

https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru/
https://school.mos.ru/
https://foxford.ru/
https://www.yaklass.ru/
http://www.lopas.ru/ http://zemlj.ru/ http://o-planete.ru/ http://geographyofrussia.com/
http://www.wwf.ru/
http://nature.worldstreasure.c
om/
Применение на уроке
https://resh.edu.ru/
интерактивных форм работы с https://infourok.ru/
обучающимися:
https://school.mos.ru/
интеллектуальных игр,
https://foxford.ru/
стимулирующих
https://www.yaklass.ru/
познавательную мотивацию
http://www.lopas.ru/ обучающихся; дидактического http://zemlj.ru/ театра, где полученные на

ИТОГО:

34

34

уроке знания обыгрываются в
театральных постановках;
дискуссий, которые дают
обучающимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы
в парах, которые учат
командной работе и
взаимодействию с другими
детьми

http://o-planete.ru/ http://geographyofrussia.com/
http://www.wwf.ru/
http://nature.worldstreasure.c
om/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».