Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень) 11 А, Б класс (34 часа, 1 час в неделю) Составитель:Талибова Кафьяханум Гамбаровна (учитель высшей квалификационной категории). 2023 г Рабочая программа по астрономии для 11(базового) класса составлена на основе предметной программы по астрономии, входящей в состав основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СОШ №31. Реализуется УМК предметной линии учебника Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут «Астрономия 11 класс» изд. М: Дрофа, 2022 год. Данная рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. По основной образовательной программе школы на изучение отводиться 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения курса. Личностные результаты освоения предмета. Обучающийся научиться: --осознавать потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием умения управлять своей познавательной деятельностью; -строить ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов; -формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий; -овладеть основными навыками исследовательской деятельности, установками на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. -оценивать роль законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации; -находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеурочной деятельности, - проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки; У обучающегося могут быть сформированы: - познавательная и информационная культуры, в том числе навыки самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий; -осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; -готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; -уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Рабочая программа обеспечивает возможность формированию функциональной грамотности обучающихся : способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметными результатами изучения курса «Астрономии» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД. Обучающийся научится: -находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный; -классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения; -анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения; - выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные. Обучающийся получит возможность научиться: -извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; -сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; - оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные УУД: Обучающийся научится: -формулировать понятие «предмет астрономии»; -интегрировать информацию; -интерпретировать информацию о системах мира, о расположении планет в различных видах; -сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; -доказывать научную обоснованность современной теории происхождения Солнечной системы. Обучающийся получит возможность научиться: -интерпретировать аналитически полученные закономерности; -использовать знание физических законов и закономерностей, характеризующих состояние плазмы для описания образования пятен; -обосновывать, доказывать многообразие мира звезд; -делать выводы; работать с текстом научного содержания; -выдвигать и сравнивать гипотезы; -характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; - критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать, ошибочность своего мнения и корректировать его; - взаимодействовать в группе сверстников, представлять результаты работы группы. Обучающийся получит возможность научиться: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); -понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы). Предметные результаты: Обучающийся научится: - обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; - определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); - вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию; - объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; - объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел Солнечной системы; Обучающийся получит возможность научиться: - определять высоту и кульминацию звезд и Солнца, местное, поясное, летнее и зимнее врем); -применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд; -объяснять явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; - описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов. - объяснять причины изменения светимости переменных звезд; - описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых звезд; время существования звезд в зависимости от их массы; этапы формирования и эволюции звезды; -характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. - оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; -классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; -интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия анти- тяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвест;: - исследовать состояние современной Вселенной; - исследовать проблемы существования жизни во Вселенной. Тематическое планирование учебного предмета № 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов по рабочей программе Реализация программы воспитания 2 2 1 5 5 7 7 8 8 5 4 5 4 1 1 2 34 2 34 Количество часов по Наименование раздела образовательной программе Астрономия, её значение и связь с другими науками Практические основы астрономии Строение Солнечной системы Природа тел Солнечной системы Солнце и звезды Строение и эволюция Вселенной Жизнь и разум во Вселенной Повторение Итого 1 2 Содержание учебного предмета Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 ч) Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Демонстрации: 1.портреты выдающихся астрономов; 2. изображения объектов исследования в астрономии. Практическое занятие. С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. https://hinews.ru/tag/kosmos Практические основы астрономии (5 ч) Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Демонстрации. 1. географический глобус Земли; 2. глобус звездного неба; 3. звездные карты; 4. электронные ресурсы; 5. карта часовых поясов; 6. модель небесной сферы; 7. разные виды часов (их изображения); Строение Солнечной системы (7 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Демонстрации. 1. динамическая модель Солнечной системы; 2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций; 3.портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона; 4. схема Солнечной системы 5.фотоизображения Солнца и Луны во время затме Природа тел Солнечной системы (8 ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Демонстрации 1. 2. 3. глобус Луны; динамическая модель Солнечной системы; изображения межпланетных космических аппаратов; 4. изображения объектов Солнечной системы; 5. космические снимки малых тел Солнечной системы; 6. космические снимки планет Солнечной системы; 7. таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы; 8. фотография поверхности Луны. Солнце и звезды (5 ч) Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Демонстрации. 1. диаграмма Герцшпрунга – Рассела; 2. схема внутреннего строения звезд; 3. схема внутреннего строения Солнца; 4. фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны 5. фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд; 6. фотоизображения Солнца и известных звезд. Практическое занятие. Решение проблемных заданий, кейсов. Экскурсии, в том числе интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.): 1. Живая планета. 2. Постижение космоса. 3. Самое интересное о метеоритах. 4. Обзорная экскурсия по интерактивному музею «Лунариум». 5. Теория и практика космического полета на тренажере «Союз — ТМА». Ссылки: http://www. planetarium-moscow.ru/world-ofastronomy/astronomicalnews/ http://www.kosmo-museum.ru/static_pages/interaktiv Строение и эволюция Вселенной (4 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Демонстрации. 1. изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной; 2. схема строения Галактики; 3. схемы моделей Вселенной; 4. таблица - схема основных этапов развития Вселенной; 5. фотографии звездных скоплений и туманностей; 6. фотографии Млечного Пути; 7. фотографии разных типов галактик Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем сущес Повторение(2ч.) Итоговый зачет.