Астрономия 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. о. Подольск Московская область

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т.В. Беляева
«31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Астрономия» (базовый уровень)
11 А, Б класс
(34 часа, 1 час в неделю)

Составитель:Талибова Кафьяханум Гамбаровна
(учитель высшей квалификационной категории).

2023 г

Рабочая программа по астрономии для 11(базового) класса составлена на основе
предметной программы по астрономии, входящей в состав основной образовательной
программы среднего общего образования МОУ СОШ №31. Реализуется УМК предметной
линии учебника Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут «Астрономия 11 класс» изд. М:
Дрофа, 2022 год.
Данная
рабочая
программа
соответствует
требованиям
Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
По основной образовательной программе школы на изучение отводиться 34 часа (1
час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ №31» рабочая
программа составлена на 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты освоения предмета.
Обучающийся научиться:
--осознавать потребности человека в познании, как наиболее значимой ненасыщаемой
потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием умения
управлять своей познавательной деятельностью;
-строить ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной
деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
-формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
-овладеть основными навыками исследовательской деятельности, установками на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

-оценивать роль законов природы и их использования на благо развития человеческой
цивилизации;
-находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе
учебной и внеурочной деятельности,
- проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных
проблем науки;
У обучающегося могут быть сформированы:
- познавательная и информационная культуры, в том числе навыки самостоятельной
работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-уважение

к

труду

и

людям

труда,

трудовым

достижениям,

добросовестное,

ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности

Рабочая программа обеспечивает возможность формированию функциональной
грамотности обучающихся : способность решать учебные задачи и проблемные жизненные
ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных
способов деятельности.
Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Астрономии»

является

формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Обучающийся научится:
-находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный;
-классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
-анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные.
Обучающийся получит возможность научиться:
-извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-формулировать понятие «предмет астрономии»;
-интегрировать информацию;
-интерпретировать информацию о системах мира, о расположении планет в различных
видах;
-сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы;
-доказывать научную обоснованность современной теории происхождения Солнечной
системы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-интерпретировать аналитически полученные закономерности;
-использовать знание физических законов и закономерностей, характеризующих состояние
плазмы для описания образования пятен;
-обосновывать, доказывать многообразие мира звезд;
-делать выводы; работать с текстом научного содержания;
-выдвигать и сравнивать гипотезы;
-характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей.
Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать, ошибочность

своего

мнения и корректировать его;
- взаимодействовать в группе сверстников, представлять результаты работы группы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т.д.);
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы).
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел
Солнечной системы из единого газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной
группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым
размерам и расстоянию;
- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении тел
Солнечной системы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять высоту и кульминацию звезд и Солнца, местное, поясное, летнее и зимнее
врем);
-применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;
-объяснять явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов.
- объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
- описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых звезд; время существования звезд в
зависимости от их массы; этапы формирования и эволюции звезды;
-характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
-классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
-интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия анти- тяготения «темной энергии» — вида материи, природа
которой еще неизвест;:
- исследовать состояние современной Вселенной;
- исследовать проблемы существования жизни во Вселенной.

Тематическое планирование учебного предмета

№

1

2
3
4
5
6
7
8

Количество
часов по
рабочей
программе

Реализация
программы
воспитания

2

2

1

5

5

7

7

8

8

5
4

5
4

1

1

2
34

2
34

Количество
часов по
Наименование раздела
образовательной
программе
Астрономия,
её
значение и
связь
с
другими науками
Практические
основы
астрономии
Строение
Солнечной
системы
Природа тел Солнечной
системы
Солнце и звезды
Строение и эволюция
Вселенной
Жизнь и разум во
Вселенной
Повторение
Итого

1

2

Содержание учебного предмета
Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Демонстрации:
1.портреты
выдающихся
астрономов;
2. изображения объектов исследования в астрономии.
Практическое занятие. С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.)
посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. https://hinews.ru/tag/kosmos
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Демонстрации.
1.
географический глобус Земли;
2.
глобус звездного неба;
3.
звездные карты;
4.
электронные ресурсы;
5.
карта часовых поясов;
6.
модель небесной сферы;
7.
разные виды часов (их изображения);
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их
видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Демонстрации.
1. динамическая модель Солнечной системы;
2. изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
3.портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
4. схема Солнечной системы
5.фотоизображения
Солнца
и
Луны
во
время
затме
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на
Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их
спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Демонстрации
1.
2.
3.

глобус Луны;
динамическая модель Солнечной системы;
изображения межпланетных космических аппаратов;

4.
изображения объектов Солнечной системы;
5.
космические снимки малых тел Солнечной системы;
6.
космические снимки планет Солнечной системы;
7.
таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
8.
фотография поверхности Луны.
Солнце и звезды (5 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели
звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы.
Демонстрации.
1.
диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
2.
схема внутреннего строения звезд;
3.
схема внутреннего строения Солнца;
4.
фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны
5.
фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
6.
фотоизображения Солнца и известных звезд.
Практическое занятие. Решение проблемных заданий, кейсов. Экскурсии, в том числе
интерактивные (в планетарий, Музей космонавтики и др.): 1. Живая планета. 2.
Постижение космоса. 3. Самое интересное о метеоритах. 4. Обзорная экскурсия по
интерактивному музею «Лунариум». 5. Теория и практика космического полета на
тренажере «Союз — ТМА». Ссылки: http://www. planetarium-moscow.ru/world-ofastronomy/astronomicalnews/ http://www.kosmo-museum.ru/static_pages/interaktiv
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира
галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.
«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой
взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Демонстрации.
1.
изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для
поиска жизни во Вселенной;
2.
схема строения Галактики;
3.
схемы моделей Вселенной;
4.
таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
5.
фотографии звездных скоплений и туманностей;
6.
фотографии Млечного Пути;
7.
фотографии разных типов галактик
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем сущес
Повторение(2ч.) Итоговый зачет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».