Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31» Г. о. Подольск Московская область УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ № 31» Т.В. Беляева «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Алгебра» (базовый уровень) 8 А, Б, В, Г, Д класс (102 часа, 3 часа в неделю) Составитель: Пономарева Наталия Юрьевна (учитель высшей квалификационной категории), Талибова Кафьяханум Гамбаровна (учитель высшей квалификационной категории), Богданова Галина Александровна (учитель первой квалификационной категории). 2023 г Рабочая программа по алгебре для 8 класса разработана на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету «Геометрия», входящей в состав основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ №31. Программа соответствует требованиям к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также планируемым результатам духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. По основной образовательной программе школы на изучение геометрии на базовом уровне отводится 102 часов (3 часа в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком МОУ СОШ №31» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) Предусмотрено выполнение 5 контрольных работ. \ Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации; • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач; • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; У обучающегося могут быть сформированы: • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные: Обучающийся научится: • • • • • видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач. Обучающийся получит возможность научиться: • понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Регулятивные: Обучающийся научится: • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем. Обучающийся получит возможность научиться: • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. Коммуникативные: Обучающийся научится: • планировать собственную учебную деятельность при сотрудничестве с учителем и другими учащимися; Обучающийся получит возможность научиться: • первоначальным представлениям об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов. Предметные результаты: Рациональные дроби Обучающийся научится: •осуществлять в рациональных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; • выполнять преобразования дробно-рациональных выражений: сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю, сложение, умножение, деление алгебраических дробей, возведение алгебраической дроби в натуральную и целую отрицательную степень; • выполнять разложение многочлена на множители применением формул сокращенного умножения; • выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений; • выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми отрицательными показателями, переходить от записи в виде степени с целым отрицательным показателем к записи в виде дроби; • решать простейшие рациональные уравнения; • понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; • устанавливать, при каких значениях переменной алгебраическая дробь не имеет смысла и равна 0. Обучающийся получит возможность научиться: • выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов; • выбирать рациональный способ решения; • давать определения алгебраическим понятиям; • работать с заданными алгоритмами; • работать с текстами научного стиля, составлять конспект; • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Квадратные корни Обучающийся научится: • извлекать квадратный корень из неотрицательного числа; • строить график функции у=√х , описывать её свойства; • применять свойства квадратных корней при нахождении значения выражений; • решать квадратные уравнения, корнями которых являются иррациональные числа; • решать простейшие иррациональные уравнения; • выполнять упрощения выражений, содержащих квадратный корень с применением изученных свойств; • вычислять значения квадратных корней, не используя таблицу квадратов чисел • выполнять преобразования, содержащие операцию извлечения квадратного корня; • освобождаться от иррациональности в знаменателе; • раскладывать выражения на множители способом группировки, используя определение и свойства квадратного корня, формулы квадратов суммы и разности; • оценивать неизвлекаемые корни, находить их приближенные значения; • выполняют преобразования иррациональных выражений: сокращать дроби, раскладывая выражения на множители. Обучающийся получит возможность научиться: • участвовать в диалоге, аргументированно отстаивать свою точку зрения; • понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение; • осуществлять проверку выводов, положений, закономерностей, теорем; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике. Квадратные уравнения Обучающийся научится: • оперировать понятиями: неполные квадратные уравнения, квадратные уравнения • решать неполные квадратные уравнения; • решать квадратные уравнения по формуле корней квадратного уравнения; • решать задачи с помощью квадратных уравнений; решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними; осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение), выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задач указанных типов; • формулировать и применять теорему Виета и обратную ей теорему; • раскладывать на множители квадратный трёхчлен; • решать дробно - рациональные и рациональные уравнения; • решать задачи с помощью рациональных уравнений, выделяя три этапа математического моделирования; • решать рациональные уравнения, используя метод введения новой переменной; • решать биквадратные уравнения; • решать простейшие иррациональные уравнения. Обучающийся получит возможность научиться: • решать квадратные уравнения выделением квадрата двучлена; • решать квадратные уравнения с параметрами и проводить исследование всех корней квадратного уравнения; • выполнять равносильные переходы при решении иррациональных уравнений разной степени трудности; • воспроизводить теорию с заданной степенью свернутости; • овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; • применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих параметр; • составлять план и последовательность действий в связи прогнозируемым результатом; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнер Неравенства Обучающийся научится: • оперировать на базовом уровне понятиями: равенство, числовое равенство, числовое неравенство, неравенство, решение неравенства; проверять справедливость числовых равенств и неравенств изображать решения неравенств на числовой прямой; решать линейные неравенства и несложные неравенства, сводящиеся к линейным; решать неравенство ах2 +вх+с.≥0 на основе свойств квадратичной функции; • решать квадратные неравенства методом интервалов; • применять свойства числовых неравенств; • исследовать различные функции на монотонность; • понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств; • применять аппарат неравенств для решения задач. Обучающийся получит возможность научиться: • разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики; • применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты (параметры); • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности; • аргументированно отвечать на поставленные вопросы; • объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра. Степень с целым показателем. Элементы статистики Обучающийся научится: . оперировать понятиями: степень с целым показателем; • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений; • • • • • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики; решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения; вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные; находить вероятности случайных событий в простейших случаях. Обучающийся получит возможность научиться: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге; • распознавания логически некорректных рассуждений; • записи математических утверждений, доказательств; • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц; • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости; • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов; • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией; понимания статистических утверждений. Содержание учебного предмета Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь (16ч.) Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование.Дроби и профессии. Кругозор дробей. Функция обратной пропорциональности и её график(4ч.) Функция y=k/x и её график. Графическое решение уравнений, содержащих обратную пропорциональную зависимость . Графическое решение уравнений, содержащих обратную пропорциональную зависимость. Контрольная работа № 1 по темам «Алгебраические дроби», «Функция обратной пропорциональности и её график» Числа и вычисления. Действительные числа. Квадратный корень (15 ч.) Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа. Контрольная работа № 2 по теме «Квадратный корень» Функции. Числовые функции (14ч.) График функции квадратного корня. Графический способ решения уравнений. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y = x2, y = x3, y = √x, y=|x|. Графическое решение уравнений и систем уравнений. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций. График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. Функции в творчестве. Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения (15ч.) Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробно-рациональные уравнения. Контрольная работа № 3 по темам «Квадратные уравнения. Квадратный трёхчлен. Дробно-рациональные уравнения» Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен (5ч.) Квадратный трёхчлен, разложение квадратного трёхчлена на множители. Уравнения и неравенства. Системы уравнений (13ч.) Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными.Решение текстовых задач алгебраическим способом. Уравнения и неравенства. Линейные неравенства и их системы (12ч.) Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Контрольная работа № 4 по темам «Линейные неравенства и их системы» Числа и вычисления. Степень с целым показателем (8ч.) Определение степени с целым отрицательным показателем. Свойства степени с целым отрицательным показателем. Степень с целым отрицательным показателем. в числовых и буквенных выражениях. Запись больших и малых чисел с помощью степени. Вычисление значений выражений со степенями. Преобразование выражений со степенями. Итоговая контрольная работа № 5 за курс 8 класса. Тематическое планирование учебного предмета Наименование раздела № п.п. 1 2 5 6 7 9 10 11 13 Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь Функция обратной пропорциональности и её график Числа и вычисления. Действительные числа. Квадратный корень Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен Уравнения и неравенства. Системы уравнений Уравнения и неравенства. Линейные неравенства и их системы Функции. Основные понятия. Числовые функции Числа и вычисления. Степень с целым показателем Итого Количество часов по образовательной программе 16 Количество часов по рабочей программе 16 Реализация программы воспитания 4 4 1 15 15 15 15 5 5 13 13 12 12 14 14 2 8 8 2 102 102 8 2 1 Согласовано на заседании ШМО протокол № 1 « » августа 2023 г. Согласовано зам. директора по УВР Я.С.Якушева « » августа 2023 г.