Московская область Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск МОУ СОШ №31 Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31¬ Т. В. Беляева Приказ № 156/7 «30¬ августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы православной культуры¬ для 4 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год Составили: Агджабекова Марина Алибалаевна Вознюк Ирина Анатольевна Ильина Людмила Станиславовна Крупень Наталья Александровна Подольск 2023 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики¬, модуль «Основы православной культуры¬ для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а также планируемым результатам духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ СОШ № 31. По основной образовательной программе на изучение учебного предмета «Основы православной культуры¬ в 4 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31 рабочая программа составлена на 34 часа в год (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств как регуляторов поведения. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме. Формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе религиозным), к истории и культуре других народов. Наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей. Приобщение к культурным отечественным традициям. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и культурного потребления информации. Воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Метапредметные результаты. Овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности и находить средства еѐ осуществления; Освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера; Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять и выбирать наиболее эффективные способы достижения результата; Формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха; Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Формирование умений использования знаково-символических средств информации; Формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; Формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета (подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением, участие в диспутах); Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям; Формирование умения высказывать своѐ мнение, обосновывать свою позицию; Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, явлений культуры и т.п.; Формирование умений определять общие цели и пути еѐ достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственные результаты, действия и поведение и поведение окружающих; Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества. Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); 3 находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; учить высказывать своѐ предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.); учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)); Коммуникативные: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)); совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); привлечение родителей к совместной деятельности. Предметные результаты: Овладение ценностными установками для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; Формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России; Формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории российской государственности; Знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости. Формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; Осознание ценности человеческой жизни; Овладение основными понятиями религиозной культуры; 4 Овладение основными понятиями православной культуры; Знания об особенностях и традициях православия и их понимание; Ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей христианства, и историей православия в России; Формирования общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о содержании Библии как Священном Писании христиан; Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объѐме, предусмотренном требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ; Ознакомление с главными православными праздниками, их происхождением и особенностями празднования; Формирование представления о Русской Православной Церкви, таинствах Церкви; Понимание религиозного и исторического основания православной культуры; Ознакомление с назначением и особенностями православной культуры, церковной живописи, архитектуры, музыки и декоративно-прикладного искусства; Формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур; Обучающиеся получат возможность научиться: устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Содержание учебного предмета. 1. Россия – наша Родина (2 ч.) Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия – крупнейшая страна мира. Родина – место где жили наши предки. Российская Федерация. Родина – общий дом народов России. Любовь к России, к своей малой родине. 2. Православная духовная традиция (5 ч.) Названия России в разные исторические периоды. Отчизна – Родина твоих отцов. Отечественная культура. Религия и духовная традиция. Православие – традиционная религия России. Христианство – новая эра в истории человечества. Новый завет. Евангелие – «Благая весть¬. Крещение Иисуса Христа. Апостолы. Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Христианской церкви. Первые общины христиан. Вселенские соборы и их решения. Символ веры. Возникновение Римской (латинской церкви). Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Культура – результат духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру. Религиозная этика и религиозное мировоззрение. Нераздельность религии и культуры. Божественное откровение – источник веры в Бога. Добро и зло в мире. Появление зла в мире согласно православному учению. Возникновения Диавола. Адам и Ева – первые люди на Земле. Грехопадение Адама и Евы. Первородный грех. Спасение души – спасение от зла. Бережное отношение к духовным ценностям. 3. Во что верят православные христиане? (9 ч.) Вера – основа любой религии. Христианский Символ веры. Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Ипостаси Святой Троицы. Единосущность Святой Троицы. Божественная и Человеческая природа Иисуса Христа. Заповеди христианской любви. Золотое правило нравственности и заповеди христианской любви. Духовное 5 самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас. Любовь к ближнему – основа христианской нравственности. Причта о милосердном самарянине. Кто такой ближний? Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления доброты человеческого сердца. Место труда в духовной жизни человека. Православной отношение к труду. Бог – творец мира. Сотворение мира. Сотворение человека по образу и подобию Божьему. Труд человека в раю. Труд человека после изгнания из рая. Любой труд должен прославлять Господа. Чувство долга и ответственности перед Богом и людьми. Всемирный потоп – наказание за грехи человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина. Святая Русь. Защита Отечества – священный долг православного христианина. Защитники Отечества: святой благоверный князь Дмитрий Донской, святой благоверный князь Александр Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские ордена и их православная символика. Орден Св. Георгия Победоносца. Пророк Моисей. Получение Моисеем скрижалей на горе Синай в пустыне. Десять заповедей. Значение их в духовно-нравственном развитии человечества. Кому предназначено Царство Божие? Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства. 4. Православие в России ( 14 ч.) Андрей Первозванный – небесный покровитель Руси. Предание о посещении им русских земель. Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение Руси и Святой равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и образования на Руси. Строительство храмов. Византийское влияние на раннюю храмовую архитектуру Руси. Появление русской традиции храмового зодчества. Устройство православного храма: паперть, притвор, неф, купола, главки, барабан. Алтарь и иконостас. Раки с мощами святых. Земная жизнь человека – подготовка к жизни вечной. Таинства Церкви: Евхаристия, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Таинство Священства. Чудотворные иконы – святыни православия. Спас Нерукотворный. Предание об исцелении царя Авгаря. Св. апостол Лука – первый иконописец. Владимирская икона Божией матери и ее появление на Руси. Чудеса Владимирской иконы. Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни православного христианина. Роль молитвы в православной культуре. Виды молитв. Молитва Господня или «Отче наш¬. Иисусова молитва. Православные монастыри – центры духовной и культурной жизни России. Жития святых. СвятоТроице-Сергиева Лавра. Св. преподобный Сергий Радонежский. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Монастырские библиотеки. Монастыри и их роль в защите Родины от врагов. Монахи и монахини – люди, посвятившие жизнь служению Богу. Святые в православии. Апостолы из двенадцати и апостолы из семидесяти. Лики святости: мученики, великомученики, целители, святители, преподобные и равноапостольные. Николай Чудотворец. Кирилл и Мефодий – учители словенские. Блаженные ради Христа юродивые. Прославление святых. Понятие символа. Крест – главный символ христианства. Крестное знамение. Почитание креста в православной культуре. Восьмиконечный крест и его символика. Символика православного храма. Картина и икона. Икона – способ прославления красоты Жертвенного Искупления Христа. Нимб – символ вечного мира. Техника создания иконы. Фресковая живопись. Появление русского христианского музыкального искусства. Придворный хор государевых певчих дьяков. Стихира – большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное пение. Принцип акапелла. Церковнославянский язык и его роль в церковном пении. Колокольные звоны: благовест, перебор и другие. Символика прикладного искусства. Райское древо жизни – один из главных мотивов прикладного 6 православного искусства. Киоты, аналои, паникадила и их украшение. Виноградная лоза и ветви – символ Христа и апостолов. Предметы церковного православного искусства – выдающиеся памятники отечественной культуры. Пасха – главный церковный праздник. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и другие. Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Переходящие и непереходящие праздники. Христианские ценности в русской семье. Семья – малая Церковь. Любовь в семейной жизни. Таинство Брака или Венчание. Семейная жизнь – проверка верности Христу. Православное отношение к родному дому. Отношение к богатству. Святые Петр и Феврония Муромские. Всероссийский день семьи, любви и верности. 5. Итоговое повторение (4 ч) 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы https://m.edsoo.ru/7f412850 Россия – наша Родина 2 https://m.edsoo.ru/7f412850 Православная духовная традиция 5 https://m.edsoo.ru/7f412850 https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiyВо что верят православные христиане? 9 mir/kosmos-nebesnie-tela-zvezdi-i-sozvezdia\ Православие в России 14 Итоговое повторение 4 Итого 34 https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/kosmos-nebesnie-telazvezdi-i-sozvezdia\ https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/kosmos-nebesnie-telazvezdi-i-sozvezdia\ Согласовано на заседании ШМО протокол №_1__ « 30 ¬ августа 2023 г. Согласовано зам. директора по УВР И.В. Солоха « 30 ¬ августа 2023 г 8