РП Основы православной культуры 4 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №31

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31¬
Т. В. Беляева
Приказ № 156/7
«30¬ августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы православной культуры¬
для 4 класса начального общего
образования на 2023-2024 учебный год

Составили: Агджабекова Марина Алибалаевна
Вознюк Ирина Анатольевна
Ильина Людмила Станиславовна
Крупень Наталья Александровна

Подольск 2023



Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики¬, модуль «Основы
православной культуры¬ для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования, а также планируемым результатам духовно- нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ
СОШ № 31.
По основной образовательной программе на изучение учебного предмета «Основы православной
культуры¬ в 4 классе отводится 1 час в неделю. В соответствии с «Годовым календарным
графиком СОШ № 31 рабочая программа составлена на 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:



















Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.
Формирование интереса к духовной культуре и истории Отечества.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств как регуляторов поведения.
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам других людей.
Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме.
Формирование уважительного отношения к иным мнениям, убеждениям (в том числе
религиозным), к истории и культуре других народов.
Наличие мотивации к получению знаний, труду, познавательной деятельности, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Воспитание эстетических чувств, формирование эстетических потребностей и ценностей.
Приобщение к культурным отечественным традициям.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Овладение начальными навыками адаптации в постоянно изменяющемся мире и
культурного потребления информации.
Воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности.

Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности
обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на
основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов
деятельности.

Метапредметные результаты.

























Овладение учащимися способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности и находить средства еѐ осуществления;
Освоение разных способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять и выбирать
наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование аналитических способностей, понимание причин успеха или неуспеха
учебной деятельности, формирование способности конструктивно действовать в ситуации
неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Формирование умений использования знаково-символических средств информации;
Формирование способностей активного адекватного использования речевых средств и
средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных
и познавательных задач;
Формирование умений и навыков использования различных способов поиска, сбора,
обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами
учебного предмета и нормами информационной избирательности, этики и этикета
(подготовка сообщений, рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим
сопровождением, участие в диспутах);
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов,
установления причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к
известным понятиям;
Формирование умения высказывать своѐ мнение, обосновывать свою позицию;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и прав каждого человека иметь свою; корректно в соответствии со
своими убеждениями излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
явлений культуры и т.п.;
Формирование умений определять общие цели и пути еѐ достижения, договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственные результаты,
действия и поведение и поведение окружающих;
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества.

Познавательные:




добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
3





находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков).

Регулятивные:






определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своѐ предположение (версию), учить работать по предложенному
учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Коммуникативные:







умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит
технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.

Предметные результаты:













Овладение ценностными установками для осознанной мотивации к нравственному
совершенствованию и духовному саморазвитию; готовность к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения
в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; знание нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
Формирование первоначальных общих представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в развитии культуры, в истории и современности России;
Формирование представлений о православии и его роли в культуре Отечества и истории
российской государственности;
Знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной
мудрости.
Формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни;
Овладение основными понятиями религиозной культуры;
4


















Овладение основными понятиями православной культуры;
Знания об особенностях и традициях православия и их понимание;
Ознакомление в общих чертах с понятиями христианства и православия, с историей
христианства, и историей православия в России;
Формирования общего представления о Священном Писании и Священном Предании, о
содержании Библии как Священном Писании христиан;
Овладение духовной и историко-культурологической лексикой в объѐме, предусмотренном
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ;
Ознакомление с главными
православными
праздниками, их происхождением и
особенностями празднования;
Формирование представления о Русской Православной Церкви, таинствах Церкви;
Понимание религиозного и исторического основания православной культуры;
Ознакомление с назначением и особенностями православной культуры, церковной
живописи, архитектуры, музыки и декоративно-прикладного искусства;
Формирование умений описывать различные явления религиозных традиций и культур;
Обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и
общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить уважительные отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций.

Содержание учебного предмета.

1. Россия – наша Родина (2 ч.)
Песни и стихотворения о Родине. За что мы любим Россию. Россия – крупнейшая страна мира.
Родина – место где жили наши предки. Российская Федерация. Родина – общий дом народов
России. Любовь к России, к своей малой родине.
2. Православная духовная традиция (5 ч.)
Названия России в разные исторические периоды. Отчизна – Родина твоих отцов. Отечественная
культура. Религия и духовная традиция. Православие – традиционная религия России.
Христианство – новая эра в истории человечества. Новый завет. Евангелие – «Благая весть¬.
Крещение Иисуса Христа. Апостолы. Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Рождение Христианской церкви.
Первые общины христиан. Вселенские соборы и их решения. Символ веры. Возникновение
Римской (латинской церкви). Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
Культура – результат духовного и материального труда человека. Влияние религии на культуру.
Религиозная этика и религиозное мировоззрение. Нераздельность религии и культуры.
Божественное откровение – источник веры в Бога.
Добро и зло в мире. Появление зла в мире согласно православному учению. Возникновения
Диавола. Адам и Ева – первые люди на Земле. Грехопадение Адама и Евы. Первородный грех.
Спасение души – спасение от зла. Бережное отношение к духовным ценностям.
3. Во что верят православные христиане? (9 ч.)
Вера – основа любой религии. Христианский Символ веры. Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и
Бог Святой Дух. Ипостаси Святой Троицы. Единосущность Святой Троицы. Божественная и
Человеческая природа Иисуса Христа. Заповеди христианской любви.
Золотое
правило
нравственности
и
заповеди
христианской
любви.
Духовное
5



самосовершенствование как залог улучшения мира вокруг нас.
Любовь к ближнему – основа христианской нравственности. Причта о милосердном самарянине.
Кто такой ближний?
Милосердие – важнейшая христианская добродетель. Милосердие и сострадание – проявления
доброты человеческого сердца.
Место труда в духовной жизни человека. Православной отношение к труду. Бог – творец мира.
Сотворение мира. Сотворение человека по образу и подобию Божьему. Труд человека в раю. Труд
человека после изгнания из рая. Любой труд должен прославлять Господа.
Чувство долга и ответственности перед Богом и людьми. Всемирный потоп – наказание за грехи
человеческие. Притча Иисуса Христа о талантах и ее значение для православного христианина.
Святая Русь. Защита Отечества – священный долг православного христианина. Защитники
Отечества: святой благоверный князь Дмитрий Донской, святой благоверный князь Александр
Невский адмирал Федор Ушаков и другие. Российские ордена и их православная символика.
Орден Св. Георгия Победоносца.
Пророк Моисей. Получение Моисеем скрижалей на горе Синай в пустыне. Десять заповедей.
Значение их в духовно-нравственном развитии человечества.
Кому предназначено Царство Божие? Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства.
4. Православие в России ( 14 ч.)
Андрей Первозванный – небесный покровитель Руси. Предание о посещении им русских земель.
Аскольд и Дир – христиане и первые князья на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга.
Крещение Руси и Святой равноапостольный князь Владимир. Распространение веры и
образования на Руси. Строительство храмов. Византийское влияние на раннюю храмовую
архитектуру Руси. Появление русской традиции храмового зодчества. Устройство православного
храма: паперть, притвор, неф, купола, главки, барабан. Алтарь и иконостас. Раки с мощами
святых.
Земная жизнь человека – подготовка к жизни вечной. Таинства Церкви: Евхаристия,
Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Венчание, Таинство Священства.
Чудотворные иконы – святыни православия. Спас Нерукотворный. Предание об исцелении царя
Авгаря. Св. апостол Лука – первый иконописец. Владимирская икона Божией матери и ее
появление на Руси. Чудеса Владимирской иконы.
Молитва – общение с Богом. Молитва в жизни православного христианина. Роль молитвы в
православной культуре. Виды молитв. Молитва Господня или «Отче наш¬. Иисусова молитва.
Православные монастыри – центры духовной и культурной жизни России. Жития святых.
СвятоТроице-Сергиева Лавра. Св. преподобный Сергий Радонежский. Спасо-Преображенский
Соловецкий монастырь. Монастырские библиотеки. Монастыри и их роль в защите Родины от
врагов. Монахи и монахини – люди, посвятившие жизнь служению Богу.
Святые в православии. Апостолы из двенадцати и апостолы из семидесяти. Лики святости:
мученики, великомученики, целители, святители, преподобные и равноапостольные. Николай
Чудотворец. Кирилл и Мефодий – учители словенские. Блаженные ради Христа юродивые.
Прославление святых.
Понятие символа. Крест – главный символ христианства. Крестное знамение. Почитание креста в
православной культуре. Восьмиконечный крест и его символика. Символика православного храма.
Картина и икона. Икона – способ прославления красоты Жертвенного Искупления Христа. Нимб –
символ вечного мира. Техника создания иконы. Фресковая живопись.
Появление русского христианского музыкального искусства. Придворный хор государевых певчих
дьяков. Стихира – большое торжественное хоровое произведение. Знаменное пение и партесное
пение. Принцип акапелла. Церковнославянский язык и его роль в церковном пении. Колокольные
звоны: благовест, перебор и другие.
Символика прикладного искусства. Райское древо жизни – один из главных мотивов прикладного
6



православного искусства. Киоты, аналои, паникадила и их украшение. Виноградная лоза и ветви –
символ Христа и апостолов. Предметы церковного православного искусства – выдающиеся
памятники отечественной культуры.
Пасха – главный церковный праздник. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой
Богородицы, Введение в храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы,
Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход
Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и другие.
Юлианский и Григорианский календари. Старый и новый стили. Переходящие и непереходящие
праздники.
Христианские ценности в русской семье. Семья – малая Церковь. Любовь в семейной жизни.
Таинство Брака или Венчание. Семейная жизнь – проверка верности Христу. Православное
отношение к родному дому. Отношение к богатству. Святые Петр и Феврония Муромские.
Всероссийский день семьи, любви и верности.
5.
Итоговое
повторение
(4
ч)

7



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего Контрольные Практические
работы
работы
https://m.edsoo.ru/7f412850
Россия – наша Родина
2
https://m.edsoo.ru/7f412850
Православная духовная традиция
5
https://m.edsoo.ru/7f412850 https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiyВо что верят православные христиане?
9
mir/kosmos-nebesnie-tela-zvezdi-i-sozvezdia\

Православие в России

14

Итоговое повторение

4

Итого

34

https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/kosmos-nebesnie-telazvezdi-i-sozvezdia\
https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/kosmos-nebesnie-telazvezdi-i-sozvezdia\

Согласовано
на заседании ШМО
протокол №_1__
« 30 ¬ августа 2023 г.
Согласовано
зам. директора по УВР
И.В. Солоха
« 30 ¬ августа 2023 г

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».