Московская область Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск МОУ СОШ №31 Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 31¬ Т. В. Беляева Приказ № 156/7 «30¬ августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка¬ для 4 класса начального общего образования на 2023 – 2024 учебный год Составители: Агджабекова Марина Алибалаевна Вознюк Ирина Анатольевна Ильина Людмила Станиславовна Крупень Наталья Александровна Симакова Марина Владимировна Подольск 2023 Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе предметной программы, входящей в состав основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 31. Данная рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. По основной образовательной программе на изучение учебного предмета «Музыка¬ в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). В соответствии с «Годовым календарным графиком СОШ № 31 рабочая программа составлена на 34 часа в год (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка; умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, (участие в музыкальной жизни класса, школы и др.; уважительное отношение к культуре других народов. У обучающихся могут быть сформированы: эстетические потребности; мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и другие. Рабочая программа обеспечивает возможность формирования функциональной грамотности обучающихся: способность решать учебные задачи и проблемные жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Познавательные Обучающиеся научатся: наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие; ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке; узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата); понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность, танцевальность, маршевость, музыкальная живопись; анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения и традиции, через музыкально-художественные образы; передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки; рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов; узнавать тембры инструментов симфонического оркестра. Обучающиеся получат возможность научиться: осуществлять и выделять необходимую информацию; осуществлять поиск необходимой информации; осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; ставить и формулировать проблему. Регулятивные Обучающиеся научатся: реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей; выбирать способы решения проблем поискового характера; планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия; воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии; выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений; воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать; установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения); умению осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности; использовать речь для регуляции своего действия. Обучающиеся получат возможность научиться: преобразовывать познавательную задачу в практическую; составлять план и последовательность действий; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные Обучающиеся научатся: участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; аргументировать свою позицию после прослушивания произведения; формулировать собственное мнение и позицию; слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; 3 участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках. Обучающиеся получат возможность научиться: ставить вопросы; обращаться за помощью к учителю и одноклассникам; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. формулировать свои затруднения. проявлять активность в решении познавательных задач. ПРЕДМЕТНЫЕ Обучающиеся научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.); ценить отечественные народные музыкальные традиции; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов; распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация); определять виды музыки; сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных Обучающиеся получат возможность научиться: реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности; организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; использовать ИКТ в музыкальных играх; реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; 4 владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека). Содержание учебного предмета. 1. «Россия — Родина моя¬ (3 час) Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике. Любовь к России, к своему народу. 2. «День, полный событий¬ (5 час) «В краю великих вдохновений...¬. Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы. 3. «О России петь — что стремиться в храм¬ (4час) Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!¬ (2 час) Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день. Знание истории, культуры своего народа. своего края. 5. «В музыкальном театре¬ (7 час) Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. 6. «В концертном зале¬ (5 час) Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...¬ (8 час) Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. 5 Тематическое планирование предмета Количество часов по Количество Наименование темы образовательной часов программе Реализация программы воспитания 1 «Россия — Родина моя¬ 3 часа 3 1 2 «День, полный событий¬ 5 часов 5 0 3 «О России петь — что 4 часа стремиться в храм¬ «Гори, гори ясно, чтобы не 2 часа погасло!¬ 4 0 2 1 5 «В музыкальном театре¬ 7 часов 7 0 6 7 «В концертном зале¬ 5 часов «Чтоб музыкантом быть, так 8 часов надобно уменье...¬ Итого: 34 5 8 0 0 34 2 № п/п 4 Согласовано на заседании ШМО протокол №_1__ « 30 ¬ августа 2023 г. Согласовано зам. директора по УВР И.В. Солоха « 30 ¬ августа 2023 г 6 7