РП литературное чтение 4 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №31

Утверждаю

.

Директор МОУ «СОШ № 31¬
Т. В. Беляева
Приказ № 156/7
«30¬ августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение¬
для 4 класса начального общего образования
на 2023 – 2024 учебный год

Составители:

Агджабекова Марина Алибалаевна
Вознюк Ирина Анатольевна
Ильина Людмила Станиславовна
Крупень Наталья Александровна
Симакова Марина Владимировна

Подольск 2023

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение¬ (предметная область
«Русский язык и литературное чтение¬) составлена в соответствии с требованиями ФГОС
начального общего образования, а также планируемым результатам духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в
рабочей программе воспитания МОУ СОШ № 31.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального
общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других
предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов
работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с
учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию
творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в
изучении систематического курса литературы.
Предмет «Литературное чтение¬ преемственен по отношению к предмету
«Литература¬, который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 4 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ





Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение¬
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение¬ отражают
освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие
позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных
представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации,
понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе























восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их
национальности, социального статуса, вероисповедания;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к
различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической
оценки произведений фольклора и художественной литературы;
понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и
животных, отражённых в литературных произведениях;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных
задач;
потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и
художественной литературы, творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ



В результате изучения предмета «Литературное чтение¬ в начальной школе у
обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений,
устанавливать аналогии;



































объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения
по темам, жанрам и видам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;












самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по
учебному предмету «Литературное чтение¬ отражают специфику содержания предметной
области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.



















4 КЛАСС
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего
развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных
ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться
в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества:
формировать собственный круг чтения;
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды
чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе
не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой
произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к
познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы,
потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и
волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и
стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь
событий, эпизодов текста;





















характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные
характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями,
чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному
критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к
героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения
их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи
событий, явлений, поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении,
средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые
части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского
литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и
письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного
текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно)
подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от
третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя
разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный
текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени
одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10
предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,
используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные
ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого
входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в
стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по
выбору, не менее четырёх, например, произведения С. Т. Романовского, А. Т.
Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви
к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края,
представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и
события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся
защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к
Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в

произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева).
Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с
песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине¬, В.М. Песков «Родине¬, А.Т.
Твардовский «О Родине большой и малой¬ (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое
побоище¬, С.П. Алексеев (1-2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по
выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура
(произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный,
обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления
художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение,
классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о
животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных
народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие¬ сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины –
защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни
Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал).
Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы,
гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике.
Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки
(2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по выбору), былины из цикла
об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С.
Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении
(сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях¬. Фольклорная основа авторской сказки.
Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях¬, «Няне¬, «Осень¬ (отрывки), «Зимняя дорога¬ и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг
чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого,
С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в
басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей¬, «Квартет¬, И.И.
Хемницер «Стрекоза¬, Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи¬ и другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю.
Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое¬ сравнение. Строфа как
элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в
стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс¬, «Парус¬, «Москва, Москва!
­Люблю тебя как сын­¬ и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по
выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т.
Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь
– особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце¬, П.П. Ершов «КонёкГорбунок¬, С.Т. Аксаков «Аленький цветочек¬ и другие.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика,
лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с
наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и
писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А.
Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д.
Бальмонт и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения.
Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности
в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения,
метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка¬, И.С. Никитин «В синем небе
плывут над полями­¬, Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко¬, А.А. Фет «Весенний
дождь¬, Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист¬, И.А. Бунин «Листопад¬
(отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ
(художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический
жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании
рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство¬.
Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер.
Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство¬ (отдельные главы), «Русак¬,
«Черепаха¬ и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и
животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения (не
менее трёх авторов): на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А.
Есенина, А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха¬, М.М. Пришвин «Выскочка¬,
С.А. Есенин «Лебёдушка¬ и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх
авторов): А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б.
С. Житкова, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика.
Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к
ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики¬, Н.Г. Гарин-Михайловский
«Детство Тёмы¬ (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке¬ (1-2 рассказа из
цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками¬ и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение
литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического
произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские
ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев¬ и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по
выбору): юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н.
Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства
выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические
произведения в кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы¬ (1-2
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома¬ (отдельные главы) и
другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных
писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм и др. (по
выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.























Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди¬, «Русалочка¬, Дж. Свифт
«Приключения Гулливера¬ (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер¬ (отдельные
главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой).
Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги
(тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный
материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные
издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без
отметочного оценивания);
читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания
и запоминания текста;
анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру,
определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать
взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;
характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно
выбирать
критерий
сопоставления
героев,
их
поступков
(по контрасту или аналогии);
составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять
и восстанавливать нарушенную последовательность;
исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж,
интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствуют формированию умений:
использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей;
характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие,
иллюстрации, примечания и другое);
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к
учебным и художественным текстам;
пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
рассказывать
о
тематике
детской
литературы,
о
любимом
писателе
и его произведениях;
оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;
сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера
по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:










понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно
организовывать читательскую деятельность во время досуга;
определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения,
особенностей произведения и героев;
осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины
возникших
ошибок
и
трудностей,
проявлять
способность
предвидеть
их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
участвовать
в
театрализованной
деятельности:
инсценировании
и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
соблюдать правила взаимодействия;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
оценивать
свой
вклад
в
общее
дело.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС
№ Наименование разделов и
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
п/п
тем программы
Всего Контрольные Практические
работы
работы
https://m.edsoo.ru/f29f5282
1 О Родине, героические
13
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
страницы истории
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

2

Фольклор (устное
народное творчество)

14

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

3

Творчество И.А.Крылова

5

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/

№ Наименование разделов и
Количество часов
п/п
тем программы
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

4

Творчество А.С.Пушкина

12

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

5

Творчество М. Ю.
Лермонтова

4

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

6

Литературная сказка

9

https://m.edsoo.ru/f29f5282

№ Наименование разделов и
Количество часов
п/п
тем программы
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

7

Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей ХIХ-ХХ века

7

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

8

Творчество Л. Н.
Толстого

8

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

№ Наименование разделов и
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
п/п
тем программы
Всего Контрольные Практические
работы
работы
https://m.edsoo.ru/f29f5282
9 Произведения о детях
13

https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

10 Картины природы в
творчестве поэтов и
писателей ХIХ- XX века

7

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

11 Произведения о
животных и родной
природе

12

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953

№ Наименование разделов и
Количество часов
п/п
тем программы
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

12 Пьеса

8

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

13 Юмористические
произведения

7

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

14 Библиографическая
культура

1

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652

№ Наименование разделов и
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
п/п
тем программы
Всего Контрольные Практические
работы
работы
https://m.edsoo.ru/f29f5282
15 Зарубежная литература
8

https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

16 Библиографическая
культура (работа с
детской книгой и
справочной литературой

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/f29f5282
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/18/04 https://media.prosv.ru/stihi/teacher/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6033/start/138660/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4526/start/287450/
https://uchebnik.mos.ru/material/app/345712?menuReferrer=c
atalogue&search=жигулин%20о%20родина
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1094
027?menuReferrer=catalogue&search=дрожжин%20родине
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/395652
9?menuReferrer=catalogue&search=гамзатов%20журавли
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/629953
1?menuReferrer=catalogue&search=глинка%20солдатская

8

136

0

0

Согласовано
на заседании ШМО
протокол №_1__
« 30 ¬ августа 2023 г.
Согласовано
зам. директора по УВР
И.В. Солоха
« 30 ¬ августа 2023 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».