РП окружающий мир 3 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №31

Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О.Ю.
Протокол № 1
от «30¬ августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Солоха И.В.
Протокол № 1
от «30¬ августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31¬
Т. В. Беляева
Приказ № 156/7
«30¬ августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 742303)
учебного предмета «Окружающий мир¬
для 3 класса начального общего
образования на 2023-2024 учебный год

Составители: Федорова Ольга Юрьевна
Солоха Ирина Владимировна
Кулешова Вера Владимировна
Горшкова Анна Александровна
Гардер Мария Дмитриевна

Подольск 2023

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир¬ (предметная область
«Обществознание и естествознание¬ («Окружающий мир¬) составлена в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования, а также планируемым результатам
духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в рабочей программе воспитания МОУ СОШ № 31.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир¬, составляет
в 3 классе 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина –
Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края.
Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого
кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы
семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых
они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния
воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной
жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве
человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и
хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания
растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий
окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери).
Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни

животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края,
их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного
края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в
природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы
органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические
паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности
окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри
двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого
дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на
вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки
безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование
в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила
коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных
учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий,
совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий способствуют формированию умений:











проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных)
по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов
совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и
условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век¬, «столетие¬, «историческое время¬; соотносить историческое
событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий
способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и
интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте
нашу страну, столицу, свой регион;








читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными
объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах,
схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:
ориентироваться в
характеристикой:

понятиях,

соотносить

понятия

и

термины

с

их

краткой

1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный
бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан,
модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).






описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов
природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений:





планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при
небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои
действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:



участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера),
подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и
замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь
собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.





ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир¬ на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир¬ характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:




















становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том
числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:



осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:



осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.






Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и
саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:























понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени
и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и
неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени;
поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник
получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму;

















распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:





планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:






осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы
их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:






понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру);







коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать
работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать
конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:


























различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и
других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить
примеры
памятников
природы,
культурных
объектов
и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и
культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и
уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям,
различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными
объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую
классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы,
выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения
простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе,
человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и
авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной
активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем
п/п
программы
Всего
Раздел 1. Человек и общество
1.1 Наша родина - Российская
Федерация
1.2 Семья - коллектив близких.
Родных людей.
1.3 Страны и народы мира.
Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
2.1 Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в
окружающем мире.
2.2 Бактерии, грибы и их
разнообразие
2.3 Разнообразие растений
2.4 Разнообразие животных
2.5 Природные сообщества
2.6 Человек - часть природы
Итого по разделу

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

14
2

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/nasha-rodina-russia
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

4
20

https://resh.edu.ru/subject/43/1/

11

https://m.edsoo.ru/7f4116e4

2
7
7
3
5
35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1 Здоровый образ жизни
2
3.2 Правила безопасного поведения
5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5559/start/155139/
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5559/start/155139/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5559/start/155139/
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiy-mir/zdoroviy-obraz-zhizni
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

№ Наименование разделов и тем
п/п
программы
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
Итого по разделу
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Всего

7
6
68

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

4
0

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/subject/43/1/

4

https://m.edsoo.ru/7f4116e4 https://foxford.ru/wiki/okruzhayuschiymir/zdoroviy-obraz-zhizni
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2254795
https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/lesson_templates/44
3761
https://foxford.ru/wiki/nachalnaya-shkola/bezopasnost-v-transporte


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».