Московская область Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск МОУ СОШ №31 Рассмотрено Согласовано Утверждаю Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 31¬ Федорова О.Ю Солоха И.В. Т. В. Беляева Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 156/7 от «30¬ августа 2023г. от «30¬ августа 2023г «30¬ августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математическое конструирование¬ для 3 класса начального общего образования на 2023-2024 учебный год Составители: Федорова Ольга Юрьевна Солоха Ирина Владимировна Кулешова Вера Владимировна Горшкова Анна Александровна Гардер Мария Дмитриевна Подольск 2023 Рабочая программа по учебному предмету «Математическое конструирование¬ составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а также планируемым результатам духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания МОУ СОШ № 31. В целом курс «Математика и конструирование¬ будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Геометрическая составляющая Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развѐрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырѐхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трѐм сторонам с использованием циркуля и неоцифрованиой линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами. Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник: Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости.Кольцо. Прямоугольный параллелепипед. Грани, рѐбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рѐбер прямоугольного параллелепипеда. Развѐртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рѐбра, вершины куба. Развѐртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трѐх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рѐбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера. Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Конструирование Виды бумаги. Основные приѐмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолѐт¬, «Песочница¬. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика¬ с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами¬ и изготовление изделий с использованием этой техники. Чертѐж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу. Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте. Набор «Конструктор¬: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жѐсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора¬ различных моделей геометрических фигур и изделий. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные универсальные учебные действия Уобучающегося будут сформированы: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – представление о причинах успеха в учебе; – интерес к учебному материалу; – знание основных моральных норм поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: – понимания чувств других людей; – представления о своей гражданской идентичности «Я - гражданин России¬; – понимания своей этнической принадлежности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к занятиямпо курсу «Математики¬, к школе. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебнойзадачи; – выполнять учебные действия в письменной речи; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – принимать установленные правила в планировании и контроле способарешения; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях; – пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественныхпризнаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать аналогии; – устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; производить сравнение, классификацию по заданным критериям. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительныхисточниках литературы, рекомендуемых учителем; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебныхзадач; – воспринимать смысл познавательного текста; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать участие в работе парами, группами; – допускать существование различных точек зрения; – строить понятные для партнера высказывания; – использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: – задавать вопросы, адекватные данной ситуации; – передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построениядействия. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны уметь: - конструировать модели плоскостных геометрических фигур, чертить их на бумаге; конструировать модель прямоугольного параллелепипеда (куба); - делить фигуры на части и составлять фигуры из частей; конструировать объект по технологическому чертежу, по технологической карте, по техническому чертежу; - чертить фигуру, симметричную заданной, относительно заданной оси симметрии; - рационально расходовать используемые материалы; работать с чертежными и трудовыми инструментами; контролировать правильность изготовления деталей конструкции и всей конструкции по чертежам; - оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к моделям изделий различных видов; - вычислять площади фигур, равновеликих прямоугольникам (параллелограмм, равнобочная трапеция); соотносить детали чертежа и детали модели объекта; поддерживать порядок на рабочем месте. Учащиеся должны знать: - таблицы единиц измерения величин; - геометрические термины и термины, используемые в трудовом обучении: точка,линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник и др.; технологическая карта, чертеж, развертка и др. Учащиеся должны иметь представления: - о таких многогранниках, как прямоугольный параллелепипед, куб; развертках этихфигур и чертеже прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях и о таких телах, как цилиндр, шар; об осевой симметрии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п 1 2 Наименование разделов и тем программы Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Геометрический материал Конструирование 16 https://resh.edu.ru/?ysclid=lirimbv1yn616661262 18 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5666/start/ Итого 34 0