РП по музыке 2 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №31

Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О.Ю
Протокол № 1
от «30¬ августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Солоха И.В.
Протокол № 1
от «30¬ августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31¬
Т. В. Беляева
Приказ № 156/7
«30¬ августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4402806)
учебного предмета «Музыка¬
для 2 класса начального общего
образования на 2023-2024 учебный год

Составители: Фролова Елена Витальевна
Абрамович Елена Леонидовна
Каяндер Оксана Владимировна
Псарева Ольга Николааевна
Атапина Ольга Сергеевна

Подольск 2023

Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования, а также планируемым результатам духовно- нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе воспитания
МОУ СОШ № 31.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 31¬ Г.о. Подольск Московской
области на изучение музыки во 2 классе отводится 34 учебных часа (1 час в неделю, 34
учебные недели).
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника —
как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить
основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и
общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее
достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При
этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является
практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах,
различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных
жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений,
фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов
и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания
обучения не является главным. Значительно более важным является формирование
эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств,
состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка
как «искусство интонируемого смысла¬ (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем
произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для
формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому
ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который
должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень,
соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и
художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность,
рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит
игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных
приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных
фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям,
направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка,
композиционных принципов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования учебный предмет «Музыка¬ входит в предметную область «Искусство¬,
является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс
включительно.
Содержание предмета «Музыка¬ структурно представлено восемью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной

программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения
предмета и образовательной области «Искусство¬ на протяжении всего курса школьного
обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота¬;
модуль № 2 «Народная музыка России¬;
модуль № 3 «Музыка народов мира¬;
модуль № 4 «Духовная музыка¬;
модуль № 5 «Классическая музыка¬;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура¬;
модуль № 7 «Музыка театра и кино¬;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека¬.
Изучение предмета «Музыка¬ предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство¬, «Литературное чтение¬,
«Окружающий мир¬, «Основы религиозной культуры и светской этики¬, «Иностранный
язык¬ и др.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема раздела: «Россия – Родина моя¬
Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное
проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит
школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое
находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся
начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке¬). Благодаря
этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того,
чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о
Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).
Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок
знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!¬ и Г.
Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия¬ - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как
способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет
школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.
Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России¬
А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России:
флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм
Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Тема раздела: «День, полный событий¬
Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано).
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с
пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов,
передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Танцы, танцы, танцы­ Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства
музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома¬
П.Чайковского и «Детской музыки¬ С.Прокофьева.

Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость.
Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс).
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной
речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство
и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент,
темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные
музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Деятельность учащихся:
 Учатся узнавать названия изученных произведений и их авторов.
 Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).
 Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных
фрагментах.
 Передавать настроение музыки и его исполнение в пении.
Использовать приобретенные знания и умения для исполнения знакомых песен.
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм¬
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в художественные
образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России.
Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон¬
М.П.Мусоргского).
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции
Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Кантата («Александр Невский¬ С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая,
оркестровая.
Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.
Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома¬
П.И.Чайковского «Утренняя молитва¬, «В церкви¬).
С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники
Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество
разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление о
религиозных традициях. Народные славянские песнопения.
Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание
песен к празднику – «Новый год¬.
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!¬
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного
творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и
поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки:
вариацииФольклор – народная мудрость. Разыграй песню. Народные музыкальные
традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический
фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых
русских народных песен «Выходили красны девицы¬, «Бояре, а мы к вам пришли¬ дети
узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере
песни, освоение движений в «ролевой игре¬.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка.
Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт,
роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные
импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой
основы и характерных особенностей.
Проводы зимы. Встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский
народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание

масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых
наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально-поэтические традиции.
Тема раздела: «В музыкальном театре¬
Детский музыкальный театр. Опера. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера.
Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские.
Хор, солист, дуэт. Песенность, танцевальность, маршевость в опере.
Детский музыкальный театр. Балет. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальные
театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Кардебалет,
танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в балете.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное
развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в
создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Опера «Руслан и Людмила¬. Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов.
«Какое чудное мгновенье!¬ Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей
музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Тема раздела: «В концертном зале¬
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк¬). Музыкальные инструменты.
Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными
возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные
портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении
человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной
выразительности (тембр).
«Картинки с выставки¬. Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные
портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из
цикла «Картинки с выставки¬ М.П.Мусоргского.
«Звучит нестареющий Моцарт¬. Симфония №40. Увертюра. Постижение общих
закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в
исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с
произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Деятельность учащихся:
 Запоминают названия изученных произведений и их авторов.
 Узнают изученные музыкальные произведения и называют имена их авторов.
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье¬
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах!
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения
между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты
(орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями
великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в
звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп
Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада¬ (легенда). Песня, танец, марш.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор –
исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие на слушателей.

Природа и музыка. «Печаль моя светла¬. Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад).
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в
звуках.
Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора
(П.Чайковский, С.Прокофьев). Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов
(С.Прокофьева, П.Чайковского). Общие представления о музыкальной жизни страны.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира.
В результате изучения курса у обучающихся сформируется позитивное эмоционально ценностное отношение к предмету, способствующее развитию их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей, овладению учебными действиями и
умениями использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Основные формы образовательной деятельности: фронтальная, групповая, парная,
индивидуальная работа.
Основные виды учебной деятельности:
 урок;
 урок – концерт;
 урок – презентация;
 урок-проект.
Проектная деятельность заложена авторами программы и способствует эффективному
освоению учебного материала, достижению планируемых результатов на базовом или
повышенном уровнях в зависимости от траектории развития обучающихся
Программа, содержание учебного материала и сам учебник «Музыка¬ предоставляют
возможности для личностного развития школьников. Каждый обучающийся имеет
возможность выбрать проект в соответствии со своими интересами или предложить свой.
Это позволяет создать условия для достижения как регулятивных метапредметных
результатов (постановку целей деятельности, составление плана действий по достижению
результата творческого характера, работу по составленному плану с сопоставлением
получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих
затруднений и поиск способов выхода из ситуации) так и познавательных универсальных
учебных действий (предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию,
полученную из различных источников: словари, энциклопедии, справочники, электронные
диски, сеть Интернет).
Средства освоения нового материала: компьютер и интернет, аудио - и видеопособия,
мультимедиа проектор, учебные пособия и карточки, наглядные пособия и иллюстрации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка¬ обусловливает тесное
взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных
и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной
деятельности.
Они
должны
отражать
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской
Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,

музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров
культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству
своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной
картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма,
задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция,
музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с
использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в
учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению
профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении предмета «Музыка¬:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения,
исполнительские составы и др.);находить закономерности
и
противоречия в
рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим
музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;

сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями
(часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных
явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с
учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы
взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные
образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном
отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка¬:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных
инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре,
концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать
музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,
аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в
различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка¬,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека¬:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать
обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с
движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное
в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России¬:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;

определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к
композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов —
народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении
народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота¬:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие,
низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и
различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма¬, определять на слух простые
музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо,
вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка¬:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и
называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторовклассиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические,
вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и
чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от
музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе
сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка¬:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки,
характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки
Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной
религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино¬:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет,
оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.),
узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их
авторов;

различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в
творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф,
певец, художник и др.
Подходы к оценке достижения результатов
1.
Слушание музыки
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
ответ правильный, но неполный:
- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной
выразительности с наводящими вопросами учителя.
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности,
элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
Суждения о музыке односложны.
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности,
элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание
музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения
музыкальной речи, музыкальных форм
выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами
Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание
музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения
музыкальной речи, музыкальных форм
Высказанное суждение обосновано.
Узнавание музыкального произведения,
(музыкальная викторина – устная или письменная)
Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные,
показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения
80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора
музыкального произведения, музыкального жанра
100-90% правильных ответов на музыкальной викторине.
Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения,
музыкального жанра
2.
Освоение и систематизация знаний о музыке
Знание музыкальной литературы
Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает
односложно, только при помощи учителя
Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами
Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной
литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на
поставленные вопросы
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты
Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество
работы
Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки
Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество
3.
Исполнение вокального репертуара
Исполнение вокального номера
- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть
ритмические неточности;

- пение не выразительное.
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах
художественное исполнение вокального номера на концерте
Оценка «5¬ ставится:

не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;

не менее 8 правильных ответов в тесте;

художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4¬ ставится:

80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;

5-7 правильных ответов в тесте;

интонационно-ритмически и дикционно - точное исполнение вокального
номера;
Оценка «3¬ ставится:

не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;

не более 4 правильных ответов в тесте;

не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность
учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных,
метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

1

Народная музыка России

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

2

Музыка в жизни человека

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

3

Классическая музыка

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

4

Музыка театра и кино

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

5

Музыкальная грамота

3

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

6

Духовная музыка

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

7

Музыка театра и кино

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

8

Современная музыкальная культура

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

9

Музыка народов мира

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

10

Музыкальная грамота

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».