РП физическая культура 1 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №31

Рассмотрено
Руководитель ШМО
Федорова О.Ю.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Солоха И.В.
Протокол № 1
от «30» августа 2023г

Утверждаю
Директор МОУ «СОШ № 31»
Т. В. Беляева

Приказ № 156/7
«30» августа 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1347943)
учебного предмета «Физическая культура»
для 1 класса начального общего
образования на 2023-2024 учебный год

Составители: Куцырь Ирина Александровна
Ревикова Елена Дмитриевна
Громова Диляра Равильевна
Щукина Татьяна Николаевна
Казмалы Стефанида Константиновна

Подольск 2023г

Рабочая программа начального общего образования по физической культуре, составлена в соответствии с

требованиями ФГОС начального общего образования, а также планируемым результатам духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей
программе воспитания МОУ СОШ № 31.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Физическая культура» в 1 классе, составляет
66 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическая культура. Культура движения. Гимнастика. Регулярные занятия физической культурой в
рамках учебной и внеурочной деятельности. Основные разделы урока.
Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа, сидя, у
опоры.
Правила поведения на уроках физической культуры. Общие принципы выполнения гимнастических
упражнений. Гимнастический шаг. Гимнастический (мягкий) бег. Основные хореографические
позиции.
Место для занятий физическими упражнениями. Спортивное оборудование и инвентарь. Одежда для
занятий физическими упражнениями. Техника безопасности при выполнении физических
упражнений, проведении игр и спортивных эстафет.
Распорядок дня. Личная гигиена. Основные правила личной гигиены.
Самоконтроль. Строевые команды, построение, расчёт.
Физические упражнения
Упражнения по видам разминки
Общая разминка. Упражнения общей разминки. Влияние выполнения упражнений общей
разминки на подготовку мышц тела к выполнению физических упражнений. Освоение техники
выполнения упражнений общей разминки с контролем дыхания: приставные шаги вперёд на полной
стопе (гимнастический шаг), шаги с продвижением вперёд на полупальцах и пятках («казачок»), шаги
с продвижением вперёд на полупальцах с выпрямленными коленями и в полуприседе («жираф»),
шаги с продвижением вперёд, сочетаемые с отведением рук назад на горизонтальном уровне
(«конькобежец»). Освоение танцевальных позиций у опоры.
Партерная разминка. Освоение техники выполнения упражнений для формирования и развития
опорно-двигательного аппарата: упражнения для формирования стопы, укрепления мышц стопы,
развития гибкости и подвижности суставов («лягушонок»); упражнения для растяжки задней
поверхности мышц бедра и формирования выворотности стоп («крестик»); упражнения для
укрепления мышц ног, увеличения подвижности тазобедренных, коленных и голеностопных суставов
(«велосипед»).
Упражнения для укрепления мышц тела и развития гибкости позвоночника, упражнения для
разогревания методом скручивания мышц спины («верёвочка»); упражнения для укрепления мышц
спины и увеличения их эластичности («рыбка»); упражнения для развития гибкости позвоночника и
плечевого пояса («мост») из положения лёжа.
Подводящие упражнения
Группировка, кувырок в сторону; освоение подводящих упражнений к выполнению продольных и
поперечных шпагатов («ящерка»).
Упражнения для развития моторики и координации с гимнастическим предметом
Удержание скакалки. Вращение кистью руки скакалки, сложенной вчетверо, — перед собой,
сложенной вдвое — поочерёдно в лицевой, боковой плоскостях. Подскоки через скакалку вперёд,
назад. Прыжки через скакалку вперёд, назад. Игровые задания со скакалкой.
Удержание гимнастического мяча. Баланс мяча на ладони, передача мяча из руки в руку.
Одиночный отбив мяча от пола. Переброска мяча с ладони на тыльную сторону руки и обратно.
Перекат мяча по полу, по рукам. Бросок и ловля мяча. Игровые задания с мячом.
Упражнения для развития координации и развития жизненно важных навыков и умений
Равновесие — колено вперёд попеременно каждой ногой. Равновесие («арабеск») попеременно
каждой ногой. Повороты в обе стороны на сорок пять и девяносто градусов. Прыжки толчком с двух
ног вперёд, назад, с поворотом на сорок пять и девяносто градусов в обе стороны.

Освоение танцевальных шагов: «буратино», «ковырялочка», «верёвочка».
Бег, сочетаемый с круговыми движениями руками.
Игрыиигровыезадания, спортивныеэстафеты
Музыкально-сценические игры. Игровые задания. Спортивные эстафеты с мячом, со скакалкой.
Спортивные игры с элементами единоборства.
Организующиекомандыиприёмы
Освоение универсальных умений при выполнении организующих команд.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ
начального общего образования ФГОС программа направлена на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе
обучения физической культуре в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета «Физическая культура» в начальной школе отражают
готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта
деятельности на их основе.
Патриотическое воспитание:
— ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества,
способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по
видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных
тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных
знаниях о человеке.
Гражданское воспитание:
— представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных
задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки
сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение
при объяснении ошибок и способов их устранения.
Ценности научного познания:
— знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в
российской культурно-педагогической традиции;
— познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре,
необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и
физического совершенствования;
— познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами
информационных технологий;
— интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем.
Формирование культуры здоровья:

— осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное
отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических
упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый
образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической
культурой и спортом.
Экологическое воспитание:
— экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его
потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к
собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
— экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной
и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по физической культуре
отражают овладение универсальными познавательными действиями.
В составе метапредметных результатов выделяют такие значимые для формирования мировоззрения
формы научного познания, как научный факт, гипотеза, теория, закон, понятие, проблема, идея,
категория, которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе
знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые
обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по физической культуре
отражают овладение универсальными учебными действиями, в том числе:
1) Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы
познания окружающего мира:
— ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в физической культуре (в пределах
изученного), применять изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
— выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на работу
организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия;
— моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений,
плавании;
— устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие
физических качеств;
— классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым
классификационным признаком: по признаку исторически сложившихся систем физического
воспитания, по преимущественной целевой направленности их использования,
преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;
— приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений, навыков
плавания, ходьбы на лыжах (при условии наличия снежного покрова), упражнений начальной
подготовки по виду спорта (по выбору), туристических физических упражнений;

— самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию упражнений для
утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических упражнений;
— формировать умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности, в том числе
для целей эффективного развития физических качеств и способностей в соответствии с
сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и действовать
даже в ситуациях неуспеха;
— овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами; использовать знания и умения
в области культуры движения, эстетического восприятия в учебной деятельности иных учебных
предметов;
— использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра
видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития, в том числе с
использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических упражнений;
— использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных
и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать
объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных
задач.
2) Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие способность
обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в
конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельную организацию речевой деятельности в
устной и письменной форме:
— вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и
дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
— описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие
человека;
— строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при
выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах;
— организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные эстафеты,
выполнение физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей
деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление
действий для достижения результата;
— проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и
оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при
необходимости помощь;
— продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач
выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и
внешкольной физкультурной деятельности;
— конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
3) Регулятивные универсальные учебные действия, отражающие способности обучающегося

строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз,
средства, контроль, оценка):
— оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие
утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных заболеваний);
— контролировать состояние организма на уроках физической культуры и в самостоятельной
повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса и самочувствия;
— предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
— проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов
организации своей жизнедеятельности; проявлять стремление к успешной образовательной, в том
числе физкультурно-спортивной, деятельности; анализировать свои ошибки;
— осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура» отражают опыт
учащихся в физкультурной деятельности.
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной
программой, выделяются: полученные знания, освоенные обучающимися; умения и способы
действий, специфические для предметной области «Физическая культура» периода развития детей
возраста начальной школы; виды деятельности по получению новых знаний, их интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
В состав предметных результатов по освоению обязательного содержания включены физические
упражнения:
— гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных
движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на
строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной
сложностью всех движений;
— игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (элементарных движений,
бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с
изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в
целом и по конечному результату действия (точнее бросить, быстрее добежать, выполнить в
соответствии с предлагаемой техникой выполнения или конечным результатом задания и т. п.);
— туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление
препятствий, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, эффективность которых оценивается
комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и
препятствий на местности;
— спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно
стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией и является
предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К последней
группе в программе условно относятся некоторые физические упражнения первых трёх трупп,
если им присущи перечисленные признаки (спортивные гимнастические упражнения,
спортивные игровые упражнения, спортивные туристические упражнения).

Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся определённых умений.
1) Знания о физической культуре:
— различать основные предметные области физической культуры (гимнастика, игры, туризм,
спорт);
— формулировать правила составления распорядка дня с использованием знаний принципов
личной гигиены, требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями в зале и
на улице; иметь представление о здоровом образе жизни, о важности ведения активного образа
жизни;
— знать и формулировать основные правила безопасного поведения в местах занятий
физическими упражнениями (в спортивном зале, на спортивной площадке, в бассейне);
— знать и формулировать простейшие правила закаливания и организации самостоятельных
занятий физическими упражнениями, уметь применять их в повседневной жизни; понимать и
раскрывать значение регулярного выполнения гимнастических упражнений для гармоничного
развития; знать и описывать формы наблюдения за динамикой развития гибкости и
координационных способностей;
— знать основные виды разминки.
2) Способы физкультурной деятельности:
Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими
упражнениями:
— выбирать гимнастические упражнения для формирования стопы, осанки в положении стоя,
сидя и при ходьбе; упражнения для развития гибкости и координации;
— составлять и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней
гимнастики, физкультминуток, выполнения упражнений гимнастики; измерять и
демонстрировать в записи индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их
значения с рекомендуемыми для гармоничного развития значениями.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые
упражнения:
— участвовать в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, с
заданиями на выполнение движений под музыку и с использованием танцевальных шагов;
выполнять игровые задания для знакомства с видами спорта, плаванием, основами туристической
деятельности; общаться и взаимодействовать в игровой деятельности; выполнять команды и
строевые упражнения.
3) Физическое совершенствование:
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
— осваивать технику выполнения гимнастических упражнений для формирования опорнодвигательного аппарата, включая гимнастический шаг, мягкий бег;
— упражнения основной гимнастики на развитие физических качеств (гибкость, координация),
эффективность развития которых приходится на возрастной период начальной школы, и
развития силы, основанной на удержании собственного веса;
— осваивать гимнастические упражнения на развитие моторики, координационно-скоростных
способностей, в том числе с использованием гимнастических предметов (скакалка, мяч);

— осваивать гимнастические упражнения, направленные на развитие жизненно важных навыков
и умений (группировка, кувырки; повороты в обе стороны; равновесие на каждой ноге
попеременно; прыжки толчком с двух ног вперёд, назад, с поворотом в обе стороны;
— осваивать способы игровой деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№Наименование
разделов и тем
ппрограммы
/
п

Количе Д Виды
В
ство
а деятельнос и
часов
т ти
д
а
ы
вк п
со р и
,
ен а з
гт к у
ф
ор т ч
о
р
о и е
н
м
л че
ы
ь ск и
н ие я
к
ы р
о
е аб
н
р от
т
а ы
р
б
о
о
л
т
я
ы

Эл
ек
тр
он
ны
е
(ц
иф
ро
вы
е)
об
ра
зо
ва
те
ль
ны
е
ре
су
рс
ы

Раздел 1. Знания о физической культуре
1 Физическая
4
. культура:
1 Гимнастика.
. Игры. Туризм.
Спорт.
Важность
регулярных
занятий
физической
культурой в
рамках
учебной и
внеурочной
деятельности.
Основные
разделы

Определять
понятие:
Физическая
культура;

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

урока. ГТО
1 Правила
. поведения
2 на уроках
. физической
культуры.
Общие
принципы
выполнения
физических
упражнений
.
Гимнастиче
ский шаг.
Гимнастиче
ский
(мягкий)
бег.
Основные
хореографи
ческие
позиции

4

1 Место для
4
. занятий
3 физическими
. упражнениям
и. Спортивное
оборудование
и инвентарь.
Одежда для
занятий
физическими
упражнениям
и. Техника
безопасности
при
выполнении
физических
упражнений,
проведении
игр и
спортивных

Понимать и
раскрывать
основные
безопасные
принципы
поведения
на уроках
физической
культуры;

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

Определять
состав
одежды для
занятий
физическим
и
упражнения
ми,
основной
перечень
необходимо
го
спортивного
оборудован
ия и
инвентаря
для занятий
основной
гимнастико
й;

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

эстафет
1 Распорядок
. дня. Личная
4 гигиена.
. Основные
правила
личной
гигиены.
Закаливание.

4

Знать
правила
личной
гигиены и
правила
закаливания
;

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

1 Строевые
4
. команды, виды
5 построения,
расчёта

Знать
строевые
команды и
определени
я при
организации
строя;

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

Итого по разделу 2
0
Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
2 Самостоятель 4
. ные занятия
1 общеразвиваю
. щими и
здоровьеформи
рующими
физическими

Отбирать и
составлять
упражнени
я основной
гимнастики
для
утренней

П
р
а
кт
и
ч
ес

http
s://
uch
i.ru
/

упражнениями

2 Самостоятель
. ные
2 развивающие
. подвижные
игры и
спортивные
эстафеты,
строевые
упражнения

4

2 Самоконтроль. 6
. Строевые
3 команды и
. построения

зарядки и
физкультм
инуток;

к
ая
р
а
б
о
та
;

Общаться и
взаимодейст
вовать в
игровой
деятельност
и;

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

Различать и
самостояте
льно
организовы
вать
построения
по
строевым
командам:
«Становись
!»,
«Равняйсь!
»,
«Смирно!»,
«Вольно!»,
«Отставить
!»,
«Разойдись
», «По-

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

порядку
рассчитайс
ь!», «На
первый—
второй
рассчитайс
ь!», «На
первый—
третий
рассчитайс
ь!»;
Итого по разделу 1
4
Раздел 3. Физкультурно-оздоровительная
деятельность
3 Освоение
8
. упражнений
1 основной
. гимнастики:
— для
формирован
ия и
развития
опорнодвигательног
о аппарата;
— для
развити
я
координ
ации,
моторик
ии
жизненн
о
важных
навыков,
и
умений.
Контроль
величины
нагрузки и
дыхания

Освоение
универсаль
ных
умений
контролиро
вать
дыхание во
время
выполнени
я
гимнастиче
ских
упражнени
й;

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

3 Игры и
. игровые
2 задания
.

8

3 Организующие 8
. команды и
3 приемы
.

Музык
альносценич
еские
игры.
Игров
ые
задани
я.
Спорт
ивные
эстафе
ты с
мячом,
со
скакал
кой;

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

Освоение
универсальн
ых умений
при
выполнении
организующ
их команд:
«Становись!
»,
«Равняйсь!»
,
«Смирно!»
,
«Вольно!»,
«Отставит
ь!»,
«Разойдис
ь», «По
порядку
рассчитай
сь!», «На
первый—
второй
рассчитай
сь!», «На

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/

первый—
третий
рассчитай
сь!»;
Итого по разделу
Раздел 4. Спортивно-оздоровительная
деятельность
4 Освоение
. физических
1 упражнений
.

9

Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

60
6

Освоение
универсал
ьных
умений по
самостоят
ельному
выполнен
ию
спортивн
ых
упражнен
ий
(по
выбору), в
т. ч. через
игры
и
игровые
задания;

П
р
а
кт
и
ч
ес
к
ая
р
а
б
о
та
;

http
s://
uch
i.ru
/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».