РП музыка 1 класс

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №31
Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

Руководитель

Заместитель директора

Директор МОУ

ШМО

по УВР

«СОШ № 31»

Федорова О.Ю

Солоха И.В.

Т. В. Беляева

Протокол № 1

Протокол № 1

Приказ №156/7

от «30» августа 2023г

«30» августа 2023г

от «30» августа
2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1371765)
учебного предмета «Музыка»
для 1 класса начального общего
образования на 2023-2024 учебный год

Составители:
Куцырь Ирина Александровна
Ревикова Елена Дмитриевна
Громова Диляра Равильевна
Щукина Татьяна Николаевна
Казмалы Стефанида Константиновна

Подольск 2023

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования, а также планируемым результатам духовно- нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе
воспитания МОУ СОШ № 31.
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2
«Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка
народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6
«Современная музыкальная культура»; модуль №
7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в
жизни человека».
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 1 классе составляет 34 часов (не
менее 1 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композитор — исполнитель — слушатель
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку? Что значит
«уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в концертном зале.
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш.
Оркестр
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —
музыкальное соревнование солиста с оркестром.
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр.
Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Размер
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Интонация
Выразительные и изобразительные интонации.
Ритм
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта.
Ритмический рисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато,
акцент и др.)
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции исполнения Гимна России.
Другие гимны.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном шествии, спортивном
празднике.
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые,
заклички, потешки, считалки, прибаутки)
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).

Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Первые артисты, народный театр
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты)
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Инструментальная музыка в церкви
Орган и его роль в богослужении. Творчество И.С.Баха

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в
музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей
музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливатьоснования для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по

определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения,
исполнительские составы и др.);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства,сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного
учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения,делать выводы.
Базовые исследовательские действия: на основе предложенных учителем вопросов определять
разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального
процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Невербальная
коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в
собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства,
личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной
выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты
(описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные
выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть
работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие
задания с опорой на предложенные образцы. 3. Овладение универсальными регулятивными
действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной
деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие
форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства; с уважением относятся к достижениям
отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего
музыкального кругозора.

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные,
длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение
термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы —
двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в
нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные
ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,

вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи,
литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки; уметь рассказывать об особенностях
исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Репертуар

Дата изучения

контрольные
работы

практические
работы

для
для
слушания пения

для
музицирования

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Модуль 1. Классическая музыка
1.1.

Композитор —
исполнитель —
слушатель

2

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3746/start/326279

1.2.

Композиторы —
детям

2

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3758/start/326 337/

1.3.

Оркестр

1

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4997/start/189948/

Итого по модулю

5

Модуль 2. Музыкальная грамота
2.1.

Весь мир звучит
Звуки музыкальные
и шумовые.

1

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3746/start/326279

2.2.

Звукоряд.
Нотоносец – дом,
где живут ноты

1

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/3758/start/326 337/

2.3.

Интонация как
основа
эмоциональнообразной природы
музыки

1

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/
lesson/4997/start/189948/

2.4

Ритм. Короткие и
длинные звуки

2.5

Ритмический
рисунок.
Длительности в
музыке

Итого по модулю

5

Модуль 3. Музыка народов мира

3.1.

Музыка народов
Европы. Хоровод
муз

3.2.

Музыка народов
Европы.
Звучащие
картины

Итого по модулю

1

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/
189948/

1

Модуль 4. Музыкальная грамота

4.1.

Что рассказывает
песня?

Итого по модулю

2

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948/

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4997/start/189948/

2

Модуль 5. Классическая музыка
5.1.

1
Композиторы —
детям. Какие
разные бывают
песни

5.2

Композиторы —
детям. Куда ведёт
нас марш

5.3

Композиторы —
детям. Такие
разные танцы

Итого по модулю

3

Модуль 6. Музыкальная
грамота
6.1

Музыкальная
форма. Понятие
контраста в музыке

Итого по модулю

1

1

Модуль 6. Народная музыка России

6.1.

Русские народные
музыкальные
инструмент

1

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/326279/

6.2.

Сказки, мифы и
легенды. Садко

1

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/326279/

6.3

Край, в котором ты
живёшь

6.4

Народные
праздники.
Рождественские
колядки на Руси

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/326279/

Итого по модулю

4

Модуль 8. Духовная музыка
8.1.

Религиозные
праздники.
Рождество
Христово

Итого
по
модулю

2

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/326279/

Итого по модулю

3

Модуль 8. Музыка театра и кино
8.1.

1

Балет
«Щелкунчик»

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/326279/

Модуль 9. Музыкальная грамота
9.1.

Регистры,
диапазон. Знаки
альтерации

9.2

Музыкальный
язык.
Первоначальные
знания о средствах
музыкальной
выразительности

Итого по модулю

2

2

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/326279/

Итого по модулю

1

Модуль 10. Музыка в жизни человека
10.1
.

2

Танцы, игры и
веселье

Итого по модулю

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/326279/

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/326279/

0

0

-

-

-

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3746/start/326279/

0

0

2

Модуль 11. Классическая музыка
10.1
.

Музыкальные
портреты

2

Итого по модулю

2

Модуль 12. Музыка в жизни человека

12.1. Какой же
праздник без
музыки? Мамин
праздник

3

Итого по модулю

3

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».