РП математика и конструирование 1 класс 33 часа Громова

Московская область
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
МОУ СОШ №31

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

Руководитель ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор МОУ «СОШ № 31»

Федорова О.Ю

Солоха И.В.

Т. В. Беляева

Протокол № 1

Протокол № 1

Приказ № 156/7

от «30» августа 2023г.

от «30» августа 2023г

«30» августа 2023г

‌

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математическое конструирование»
для1 класса начального общего
образования на 2023-2024 учебный год

Составители:
Куцырь Ирина Александровна
Ревикова Елена Дмитриевна
Громова Диляра Равильевна
Щукина Татьяна Николаевна
Казмалы Стефанида Константиновна

Подольск 2023

Рабочая программа по учебному курсу «Математика и конструирование», составлена на
основе программы курса «Математика» в начальной школе и авторской программы
«Математика и конструирование» С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина, предназначена для
обучающихся 1 классов. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
ФГОС начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и
науки Российской Федерации, а также планируемым результатам духовно- нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в рабочей программе
воспитания МОУ СОШ № 31.
Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный
предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг
друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу,
но реализация практического и прикладного потенциала ее теоретических возможностей
не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которое
носит ярко выраженный практический характер.
Цели изучения курса
Развитие умений использовать математические знания для описания и моделирования
пространственных отношений;
Формирование способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к
умственному труду;
Развитие элементов логического и конструкторского мышления, стремления
использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи изучения курса:
· Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений
младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
· Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических
действий с чертёжными инструментами;
· Овладение учащимися различными способами моделирования, развития элементов
логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной
практической деятельности младших школьников.
Материал курса «Математика и конструирование» представлен в рабочей программе
следующими содержательными линиями:
 геометрическая составляющая;
 конструирование.
Место предмета в учебном плане Курс «Математика и конструирование» для начальной
школы входит в состав части учебного плана, формируемой участниками
образовательного процесса и используется как дополнение к курсу «Математика». В 1
классе отводится 33 часа, 1 раз в неделю.
Содержание программы
Геометрическая составляющая
Точка, линия, линии прямые и кривые, линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия.
Вычерчивание прямой. Свойства прямой.
Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине (на глаз, наложением).
Различное расположение отрезков на плоскости: пересекающиеся и непересекающиеся
отрезки. Вертикальное, горизонтальное, наклонное расположение отрезков.
Графическое изображение результатов сравнения групп предметов по их количеству с
использованием отрезков (схематический чертеж).
Луч.
Обозначение геометрических фигур буквами.

Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между сантиметром и
дециметром. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины.
Сравнение длин отрезков с помощью линейки с делениями (с помощью измерения) и с
использованием циркуля.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков.
Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Вычерчивание
на клетчатой бумаге прямого, острого, тупого углов.
Ломаная. Вершина, звено ломаной. Изготовление моделей ломаной из счетных палочек.
Длина ломаной. Вычерчивание ломаной по заданному числу звеньев и их длине.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды
многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др.
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный.
Прямоугольник. Квадрат. Вычерчивание прямоугольника (квадрата) на бумаге с
клетчатой разлиновкой.
Деление многоугольника на части. Составление многоугольника из двух частей с выбором
из трех предложенных.
Конструирование.
Знакомство с видами бумаги: тонкая, толстая; гладкая, шероховатая; белая, цветная и др. –
и их назначением.
Основные приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону,
резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея, технологии
выполнения этих операций.
Правила безопасной работы с инструментами: ножницами, гладилкой, циркулем.
Организация рабочего места.
Практические работы с бумагой: сгибание бумаги – получение прямой, пересекающихся и
непересекающихся прямых, практическое выявление основного свойства прямой (через
две точки можно провести прямую и при том только одну); изготовление моделей
развернутого, прямого, тупого и острого углов.
Обозначение на чертеже линии сгиба.
Разметка бумаги по шаблону: основные приемы и правила разметки. Разметка бумаги с
помощью линейки с делениями.
Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолет», «Песочница».
Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник.
изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников
(«Елочка», «Домик», «Лодочка» и др.).
Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из его деталей
плоскостных моделей различных объектов («Ракета», «Машина», «Домик», «Чайник» и
др.) в рамках заданного контура и по словесному описанию. Составление из деталей
«Геометрической мозаики» различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных
картин.
Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами изделий: «Гриб»,
«Бабочка», «Рыба», «Зайчик».
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом
находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– выполнять учебные действия в письменной речи;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной
литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– устанавливать аналогии;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках
литературы, рекомендуемых учителем;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать смысл познавательного текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами, группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– строить понятные для партнера высказывания;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
– передавать партнеру необходимую информацию
Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
— Овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки
результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы,
диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в
игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами,
схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать
данные.

Геометрический материал курса выстраивается в последовательности постепенного
увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Практическая деятельность учащихся включает в себя следующие основные
этапы
- изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;
- работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств
изучаемой фигуры и обобщения п о л у ч е н н ы х результатов;
- фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим или
практическим - и их использование для выполнения последующих заданий;
— изготовление объектов по рисункам, чертежам, тех нологическим картам,
выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту.
Методы и формы контроля планируемых предметных результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
 Текущий: - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса.
Учащиеся должны знать:
термины — точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная линия, многоугольник,
прямоугольник, квадрат, треугольник; название и назначение материалов (бумага, ткань,
проволока); название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, ножницы,
шаблон, трафарет); правила техники безопасности при работе с названными
инструментами; иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей
среды простейшие геометрические фигуры; правила личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:

собрать фигуру из заданных геометрических фигур или частей; преобразовать,
видоизменить фигуру по условию и заданному конечному результату; сгибать бумагу,
размечать фигуры прямоугольной формы на прямоугольном листе бумаги, изготавливать
несложные аппликации из бумаги; соблюдать порядок на рабочем месте.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
Наименование
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
п/п
разделов и тем Всего Контрольные Практические
программы
работы
работы
Раздел 1.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5088/start/
1 Геометрический
25
материал
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5971/conspect/219037/ https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme2 Конструирование.
8
konstruirovanie-i-modelirovanie-izdelij-2-klass- 6392940.html

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4312/conspect/219870/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5088/start/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».