1 2. Цели и задачи портфолио 2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 2.2. Важной задачей портфолио ученика является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. 2.3. Основными задачами применения портфолио являются: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося. 3. Функции портфолио. 3.1. Диагностическая – позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование умения учиться, даёт возможность узнавать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении. 3.2. Контролирующая и оценивающая – оценка своих достижений в учебной деятельности, помогает ребёнку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать своё учебный опыт, задуматься над результатами своего труда. 3.3. Воспитательная – осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций. 3.4. Функция творческого развития – позволяет проявить творческие способности. 4 . Порядок формирования портфолио. 4.1. Период составления портфолио – по ступеням обучения: 1- 4 кл., 5-9 кл., 10-11 кл. 4.2. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя, учителей-предметников. 2 5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы. Обязанности учащегося: Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в накопительную папку дополнительные материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Обязанности родителей: Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио. Обязанности классного руководителя: Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение. Осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования: Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио. Предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят экспертизу представленных работ по предмету. Обязанности администрации учебного заведения: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и заместитель директора по воспитательной работе организуют работу и осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе школы и несут ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы. 3 6. Требования к содержанию портфолио Портфолио достижений обучающегося - документ единого образца, представляет собой комплект печатных материалов формата А - 4, в который входят: титульный лист содержит основную информацию: фамилия, имя, отчество, учебное заведение (Приложение 1), листы-разделители с названиями разделов. Содержание и название разделов: I раздел: «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить их любым способом. Здесь могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии (1-2), сведения о семье, друзьях, увлечениях. II раздел: «Учебная деятельность». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет табели успеваемости, результаты тестирования, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам, похвальные листы, итоговые сводные ведомости по окончании каждой ступени школы. III раздел: «Мои достижения». Здесь учащийся представляет в хронологическом порядке дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования, сертификаты, грамоты, дипломы за участие в школьных и внешкольных мероприятиях, конференциях, подтверждение спортивных и художественных достижений, ведомости участия в различных видах деятельности. Учащийся представляет описание своих творческих и проектных работ. Если выполнена объёмная работа (поделка) можно поместить её фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Если событие освещалось в СМИ или Интернете, надо найти эту информацию и сделать распечатку. 7. Технология ведения портфолио. 7. 1. Портфолио оформляется в соответствии с принятыми требованиями, указанными в пункте 6 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. 7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. 7.3. Учащийся имеет право включать в портфолио элементы оформления с учетом его индивидуальности. 7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования: Записи вести аккуратно и самостоятельно. Предоставлять достоверную информацию. 4 Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года. В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов. 7.5. Портфолио хранится в классе. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка. 8. Подведение итогов работы 8.1. Анализ работы и оценка достижений учащихся по материалам портфолио проводится классным руководителем. Сводная итоговая ведомость заполняется на каждого ученика по окончании очередной ступени обучения. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио и Сводная итоговая ведомость представлены в Приложении 2. 8.2. Оценка по каждому виду деятельности вносится в итоговый документ «Лист общеучебных достижений» по ступеням обучения в школе, утверждается директором и заверяется печатью школы. За 1 класс классным руководителем заполняется таблица «Оценивание учебной деятельности учеников за 1 класс». Образец итоговых документов представлен в Приложении 3. 8.3. По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются. 9. Срок действия настоящего положения – до замены (отмены). Копия документа хранится у заместителя директора по УВР. 5 Приложение 1 ПОРТФОЛИО Ученика (цы) МОУ СОШ № 31 Фамилия Имя Отчество 6 Приложение 2 Оценка достижений учащихся по материалам портфолио. Показатели Учебная деятельность Олимпиады Спортивные достижения Измерители 2- 8 класс. Средний балл годовых отметок 9 класс – результаты ОГЭ и средний балл аттестата. 10 класс - Средний балл годовых отметок 11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата. Школьная: Победитель Призер Участник Муниципальная: Победитель Призер Участник Областная: Победитель Призер Участник Всероссийская: Победитель Призёр Участник Международная: Победитель и призёр Школьные соревнования: Победитель Призёр Участник Муниципальные соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник Областные соревнования, спартакиады: Победитель Призер Участник Всероссийские соревнования, спартакиады: Победитель Призёр Участник Международные соревнования: Победитель и призёр Результат - балл До 5 До 5 До 5 До 5 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 10 3 2 1 5 4 3 7 6 5 9 8 7 10 7 Показатели Дополнительное образование Школьные мероприятия Измерители Участие в кружках, секциях Школьные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки: Победитель Призёр Участник Участие Участвовал и стал призёром Организация и проведение мероприятия Результат - балл 2 3 2 1 5 4 3 1 2 3 8 Приложение 2 Сводная итоговая ведомость ________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) _________________________________________________________ _________________________________________________________ (полное название образовательного учреждения) Класс - 4 (9, 11) № Показатели 1 Учебная деятельность 2 Достижения в олимпиадах, конкурсах 3 Спортивные достижения 4 Дополнительное образование 5 Участие в мероприятиях и практиках Балл Количество наград ИТОГО: Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио. Дата Директор школы М.п. Классный руководитель:____________________ ____________________ 9 Приложение 3 ЛИСТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Ф.И. ученика: ____________________________________________. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Критерии 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Классная работа выполнялась: регулярно и полностью регулярно, но не полностью иногда не выполнялась Домашние задания выполнялись: регулярно и в полном объеме регулярно, но не полностью иногда не выполнялась Отношение к учёбе в целом: положительное безразличное негативное Участие в работе класса на уроках: активное не инициативное пассивное Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто редко почти никогда Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен/самостоятельна нуждается в помощи и сопровождении самостоятельность проявляется редко уклоняется от ответственности Внимание на уроке: отличное среднее легко отвлекается Готовность к уроку: всегда готов иногда что-то забывает постоянно что -то забывает Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества воспроизводит знания полностью воспроизводит знания не полностью Организация учебной деятельности: готов к урок у самостоятельно готов к урок у с напомин анием не готов к урок у 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Оформление работ: по всем требованиям частично нарушены требования без выполнения требований Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством работы опережает темп работы клас са с недостаточным качеством работы соответствует темпу урока отстаёт от темпа урока Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы формулирует цель с помощью учителя не умеет формулировать цел ь учебной работы Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда иногда никогда Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами: положительное безразличное негативное Соблюдение норм и правил поведения учащихся на уроке и вне урока: отличное хорошее удовлетворительное плохое Общеучебные навыки усвоены: отлично хорошо удовлетворительно плохо Подпись педагога Подпись родител ей Дата ________________ Директор школы М.п. Классный руководитель:____________________ ____________________ 11 ЛИСТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Ф.И. ученика: ______________________________________________. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Критерии 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Классная работа выполнялась: регулярно и полностью регулярно, но не полностью иногда не выполнялась Домашние задания выполнялись: регулярно и в полном объеме регулярно, но не полностью иногда не выполнялась Отношение к учёбе в целом: положительное безразличное негативное Участие в работе класса на уроках: активное не инициативное пассивное Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто редко почти никогда Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен/самостоятельна нуждается в помощи и сопровождении самостоятельность проявляется редко уклоняется от ответственности Внимание на уроке: отличное среднее легко отвлекается Готовность к уроку: всегда готов иногда что-то забывает постоянно что-то забывает Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами 12 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. собственного творчества воспроизводит знания полностью воспроизводит знания не полностью Организация учебной деятельности: готов к урок у самостоятел ьно готов к урок у с напоминанием не готов к урок у Оформление работ: по всем требованиям частично нарушены требования без выполнения требований Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством р аботы опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы соответствует темпу урока отстаёт от темпа урока Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы формулирует цель с пом ощью учителя не умеет формулировать цель учебной работы Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда иногда никогда Взаимоотношения и взаимодействие с товари щами: положительное безразличное негативное Соблюдение норм и правил поведения учащихся на уроке и вне урока: отличное хорошее удовлетворительное плохое Общеучебные навыки усвоены: отлично хорошо 13 удовлетворительно плохо Подпись педагога Подпись родителей Дата ________________ Директор школы М.п. Классный руководитель:____________________ ____________________ 14 ЛИСТ ОБЩЕУЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Ф.И. ученика: ______________________________________________. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Критерии 10 класс 11 класс Классная работа выполнялась: регулярно и полностью регулярно, но не полностью иногда не выполнялась Домашние задания выполнялись: регулярно и в полном объеме регулярно, но не полностью иногда не выполнялась Отношение к учёбе в целом: положительное безразличное негативное Участие в работе класса на уроках: активное не инициативное пассивное Уровень познавательного интереса: интерес проявляется часто редко почти никогда Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен/самостоятельна нуждается в помощи и сопровожден ии самостоятельность проявляется редко уклоняется от ответственности Внимание на уроке: отличное среднее легко отвлекается Готовность к уроку: всегда готов иногда что-то забывает постоянно что -то забывает Глубина усвоения материала: воспроизводит с элементами собственного творчества воспроизводит знания полностью воспроизводит знания не полностью Организация учебной деятельности: готов к урок у самостоятельно готов к урок у с напоминанием не готов к урок у 15 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Оформление работ: по всем требованиям частично нарушены требования без выполнения требований Темп работы: опережает темп работы класса с высоким качеством работы опережает темп работы класса с недостаточным кач еством работы соответствует темпу урока отстаёт от темпа урока Понимание смысла учебной деятельности: сам формулирует цель учебной работы формулирует цель с помощью учителя не умеет формулировать цель учебной работы Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке: всегда иногда никогда Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами: положительное безразличное негативное Соблюдение норм и правил поведения учащихся на уроке и вне уро ка: отличное хорошее удовлетворительное плохое Общеучебные навыки усвоены: отлично хорошо удовлетворительно плохо Подпись педагога Подпись родителей Дата ________________ Директор школы М.п. Классный руководитель:____________________ ____________________ 16 Оценивание учебной деятельности учеников за 1 класс Ф.И. ученика: _____________________________________________________. Класс: 1 «___» № п/п Содержание модулей учебного предмета Оценка результата РУССКИИ ЯЗЫК 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 1. 3. 4. 5. 6. 7. Различать звуки и буквы Характеризовать звуки: - гласный/согласный - твердый/мягкий - глухой/звонкий Постановка ударения Деление слов на слоги Перенос слов Большая буква в именах собственных Предлоги Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн Словарные слова Знание алфавита Составление предложений из рассыпанных слов Письмо под диктовку Списывание - правильно -искажения - исправления Каллиграфия - соответствие требованиям каллиграфического письма - частичное соответствие - грубые нарушения ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений Правильное чтение Выразительное чтение Техника чтения Чтение наизусть Пересказ текста Условные обозначения - знания учащихся полностью соответствуют программе - освоен программный минимум - программный минимум не усвоен 17 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 1. 3. 4. 5. 6. 7. Содержание модулей учебного предмета Оценка результата МАТЕМАТИКА Умение различать геометрические фигуры Пространственные представления Сравнение группы предметов Счет предметов (от 1 до 1О) Сравнение чисел Состав чисел первого десятка Сложение в пределах 1О Вычитание в пределах 1О Знание компонентов сложения Знание компонентов вычитания Запись цифр и математических знаков Счет предметов в произвольном и определенном порядке Геометрический материал: - точка, прямая и ломаная линия, многоугольники - чертеж отрезков Состав двузначных чисел Текстовые задачи Умение записывать словесные формулировки с помощью цифр и знаков Оформление работ в тетради ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Знание правил безопасного поведения в школе. Знание правил безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах. Умение называть характерные признаки времён года. Умение различать живую и неживую природу. Умение различать и называть части растения. Умение приводить примеры представителей разных групп животных. Условные обозначения - знания учащихся полностью соответствуют программе - освоен программный минимум - программный минимум не усвоен Дата ________________ Классный руководитель: ____________________ Родители (законные представители) _________________ 18