Пояснительная записка к учебному плану 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану МОУ «СОШ №31» на 2023/2024 учебный год
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31»
Городского округа Подольск разработан на основе:
нормативно-правовых документов федерального уровня:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации №189 от 29.12.2010 г.); раздел 2.9.;
3. Федеральный государственный стандарт начального общего
образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009);
4. Федеральный государственный стандарт основного общего
образования (Приказ МОиН № 1897 от 12 декабря 2010);
5. Федеральный государственный стандарт среднего общего
образования (Приказ МОиН № 413 от 17 мая 2012);
нормативных документов Министерства образования и науки
Российской Федерации:
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных стандартов начального общего образования»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных стандартов основного общего образования»;
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
11. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
28.12.2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
12. Рекомендации по организации обучения в первом классе
четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от
20.04.2001);
13. Об организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
14. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе
(Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
15. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
(Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
16. Система оценивания учебных достижений школьников в условиях
безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);
17. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе.
(Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ
№ 199/13 от 28.03.2002);
18. О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы
(Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001);
19.Приказ Министерства Просвещения РФ « Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности» №115 от
22.03.2021
20. Письмо Министерства Просвещения РФ№СК-228/03 и
Роспотребнадзора №01-169/08-01 от 06.08.2021
21. Приказ Министерства просвещения РФ № 286 от 31 мая 2021 г. «Об
утверждении федерального государственного стандарта начального общего
образования»
22. Приказ Министерства просвещения РФ №287 от 31. 05 2021 г. « Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования
23. Информационное письмо о введении федеральных государственных
стандартов начального общего и основного общего образования от
15.02.2022 г. № А3- 11303 Министерства просвещения РФ
24. Приказ Министерства просвещения РФ №732 от 12.08.2022 «О
внесении изменений ФГОС в СОО»
25. Распоряжение №820 от 20.12.2022 «Об организации работы по
введению обновленного государственного стандарта»
нормативных документов Министерства образования Московской
области:
1. Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 г.
№17/59-П;
2. Приказ министра образования Московской области от 20.05.2019 №
1704 «О введении федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего и среднего общего образования в

опережающем режиме в общеобразовательных организациях Московской
области в 2019-2020 учебном году».
При реализации учебного плана используются:
1) учебники из числа входящих в перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 г. №254 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования»; приказ №766 от
23.12.2022 « Об изменении федерального перечня учебников»
Учебный план школы обеспечивает реализацию следующих целей и
задач образования:
- обеспечение всем учащимся начального общего и основного общего
образования, среднего общего образования
на уровне обновленного
государственного образовательного стандарта;
- реализация личностно-ориентированного учебного процесса и
создание
условий
для
дифференциации
содержания
обучения
старшеклассников через введение профильного обучения;
- удовлетворение образовательных потребностей всех участников
образовательного процесса за счет вариативно-регионального компонента
учебного плана школы;
- повышение качества образования на основе выделения базового
компонента, содержания базового уровня требований и за счет освоения
новых образовательных технологий обучения;
- создание условий для появления у учащихся осознанных внутренних
мотивов к учению, к дальнейшему самообразованию, саморазвитию,
самосовершенствованию;
- формирование навыков владения компьютерной грамотностью на
уровне пользователя;
- обеспечение условий для сохранения здоровья учащихся и
формирование здорового образа жизни;
- ликвидация перегрузки учебного процесса, нормализация учебной
нагрузки школьников;
- обеспечение довузовской подготовки.
В ходе составления учебного плана учитывалось:
- гигиенические нормы учебной нагрузки;
- соотношение федерального и школьного компонентов;
- введение элективных курсов профильной и предпрофильной
подготовки.
Учебный план МОУ «СОШ № 31» на 2023-2024 учебный год план
отражает особенности построения и деятельности системы образования в
Московской области:

поддержку
интегративного
освоения
и
использования
информационных и коммуникационных технологий при освоении различных
учебных дисциплин;
-создание условий обучения и воспитания обучающихся, при которых
лидирующую
позицию
занимают
направления
деятельности,
ориентированные на раскрытие интеллектуального, творческого, духовного и
физического потенциала обучающихся, их индивидуальных способностей,
интересов и возможностей;
- организацию и проведение мероприятий, направленных на поддержку
и продвижение русского языка как государственного и языка
межнационального
общения
в
рамках
реализации
направления
«Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и
развития русского языка как государственного языка Российской Федерации
и как языка межнационального общения народов России» государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и Концепции
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации;
- модернизацию содержания учебных программ математического
образования на уровнях основного общего и среднего общего образования (с
обеспечением их преемственности), исходя из потребностей обучающихся во
всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля
и уровня математической подготовки в рамках реализации Концепции
математического образования в Московской области;
- повышение качества школьного исторического образования в
условиях внедрения в образовательную деятельность Концепции историкокультурного стандарта;
формирование
гражданско-патриотического
мировоззрения,
расширение историко-культурного кругозора обучающихся через освоение
ими образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей),
направленных
на
получение
знаний
краеведческой
направленности об основах духовно-нравственной культуры народов,
населяющих Подмосковье, по выбору обучающихся и их родителей
(законных представителей);
- развитие системы повышения уровня физической подготовленности
обучающихся путем внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне»;
- включение вопросов формирования финансовой грамотности в
образовательные программы учебного предмета «Обществознание» либо
внедрение в образовательную деятельность курсов, дисциплин (модулей)
соответствующей тематики по выбору учащихся, их родителей (законных
представителей);
- изучение обучающимися правил дорожного движения, освоение
умений действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
- учет требований Концепции Федеральной системы подготовки
граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года

при разработке примерных образовательных программ среднего общего
образования в части проведения учебных сборов в рамках учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»;
- изучение основ жилищно-коммунального хозяйства в рамках учебных
предметов «Обществознание», «Технология», «Основы безопасности
жизнедеятельности», учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
соответствующей тематики.
Язык обучения в школе – русский.
При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык»
(II-XI классы), «Технология» (V-VIII классы), «Информатика» (V-ХI классы),
«Физическая культура» (X-XI классы) осуществляется деление классов на
две группы.
Начальное общее образование
Начальное общее образование – сложившееся, самоценное,
самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего
образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников
определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только
на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики
выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность,
культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой
ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего
образования. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает
познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с
учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения,
определяющего отношения личности с обществом и окружающими.
Учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний
нормативный срок освоения основной образовательной программы
начального
общего
образования
по
реализации
федеральных
государственных образовательных стандартов (ООП НОО ФГОС), 1-3
классы по реализации обновленных ФГОС.
Продолжительность учебного года: I-IV классы – 34 учебные недели.
Продолжительность учебной недели пять дней. Продолжительность
урока в первом классе – 35 мин в 1-3 модулях, 40 минут в 4-6 модулях
учебного года.
Обязательная часть учебного плана ориентирована на использование
УМК «Школа России» (1-4 классы).
В 4 классах реализуется один час предмета «Основы религиозных
культур и светской этики».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, представлена дополнительным часом на предмет «математика» в
2-3-х классах.

Учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном
языке» предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке» в 4 классах реализуются по 0,25 ч
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
реализуется двумя курсами «Светская этика» проводится в 4б классе, в 4а,
4в, 4г, 4д проводится курс «Основы православной культуры» по 1 часу.
Предметы изобразительное искусство», «музыка» проводится по 0,75ч.,
для того чтобы закончить программу по родному языку и родной литературе.
На предмет «Физическая культура» в 1-4 классах выделены 2 часа , 3
час проводится за счет часа внеурочной деятельности.
Основное общее образование
Основное общее образование обеспечивает освоение учащимися
общеобразовательных программ в условиях становления и формирования
личности ребенка и направлено на развитие его склонностей, интересов и
способностей к социальному и профессиональному самоопределению.
Учебный план V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный
срок освоения государственных образовательных программ основного
общего образования.
В 5-7 классах реализуется основная образовательная программа
основного общего образования учебный план по обновленным ФГОС 2021г.
В V–IX классах – 5-ти дневная учебная неделя. Продолжительность
учебного года 34 учебные недели. В VIII–IX классах реализуется основная
образовательная программа основного общего образования по реализации
федеральных государственных образовательных стандартов (ООП ООО
ФГОС).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей для всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных учреждений, реализующих
основную образовательную программу основного общего образования, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения и
призвана обеспечить достижение государственного стандарта основного
общего образования. Она представлена следующими учебными предметами:
русский язык, литература, иностранный язык (английский язык), второй
иностранный язык (немецкий, французский) для 8-9 класса, математика,
информатика, «История России. Всеобщая история», обществознание,
география, физика, химия, биология, искусство (музыка, изобразительное
искусство),
технология,
основы
безопасности
жизнедеятельности,
физическая культура.
Учебный предмет «Физическая культура» является обязательным
предметом. В V– IX классах 1 час предмета преподается в рамках
внеурочной деятельности.
Учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» предметной
области «Родной язык и родная литература» реализуются через предметную

область «Русский язык и литература» в 8-9 классах. В 8 классе по 0,5ч., в 9
классе по 0,25ч., чтобы закончить программу данных курсов
Предмет ОБЖ изучается с 5 класса. В 5-7-х классах изучение
осуществляется за счет часов внеурочной деятельности в объёме 1 часа в
неделю.
В обязательной части реализуется предметная область «Родной язык»,
«Родная литература» в 7-9 классах через учебные предметы: Родной язык,
Родная литература по 0,5 ч. В 9 классе добавлено по 0,5 ч на изучение
Всеобщей истории.
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательного процесса учебного плана на уровне основного общего
образования направлена на реализацию следующих целей:
- развитие личности ребенка, его познавательных интересов;
- выполнение социального образовательного заказа;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся;
- реализация предпрофильной подготовки;
- подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, распределена следующим образом:
- в 5-х классах добавлено по 1 часу факультативных занятий в неделю
на изучение предметов:
1) «Трудные вопросы математики» (для отработки повышенного
уровня умений обучающихся),
2) «Введение в информатику» (для формирования основ
программирования ), которое будет продолжено в 6 классе;
-в 6-х классах по 1 часу
«Введение в информатику» (с целью
формирования прочных
компетентностей по данному предмету); факультативный курс
- в 7-х классах добавлено по 1 часу в неделю на изучение предметов:
1) «Трудные вопросы русского языка» (с целью формирования
прочных компетентностей по данному предмету); факультативный курс
2).«Введение в химию» для пропедевтики. факультативный курс
- в 8-х классах добавлено по 1 часу в неделю на изучение предметов:
1) «Второй иностранный язык (немецкий, французский) для реализации
ФГОС ООО в 8а, 8б, 8в, 8г, 8д классах.
2)»Вероятность и статистика» для формирования математической
грамотности.
- в 9-х классах добавлено по 1 часу в неделю на изучение предметов:
1) «Второй иностранный язык (немецкий, французский)» для
реализации ФГОС ООО, для завершения программы курса,

2)
«Вероятность
и
статистика»
(для
математической грамотности) для отработки навыков.

совершенствования

Среднее общее образование
Среднее общее образование – завершающая ступень общего
образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и
социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и
гражданскому
самоопределению.
Эти
функции
предопределяют
направленность целей на формирование социально грамотной и социально
мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности,
ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы
реализации выбранного жизненного пути.
Учебный план X-XI классов ориентирован на 2-летний нормативный
срок освоения государственных образовательных программ среднего общего
образования.
В X-XI классах – 5-ти дневная учебная неделя. Продолжительность
учебного года 34 учебные недели (+ 1 неделя, отводимая на военные сборы
учащихся в X классах).
При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык»,
«Физическая культура», «Информатика» (во время проведения практических
занятий) в X-XI классах осуществляется деление классов на две группы (при
наполняемости классов 25 человек и более).
В X классе реализуется основная образовательная программа среднего
общего образования по реализации федеральных государственных
обновленных образовательных стандартов (ООП СОО ФГОС). В XI классе
реализуется основная общеобразовательная программа на основе
индивидуальных учебных планов обучающихся.
Обязательная часть каждой предметной области, определена ФГОС.
Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы:
«Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра
и начала анализа, геометрия, вероятность и статистика», «История»,
«Обществознание», «География», «Информатика», «Физика», «Химия»,
«Биология»,
«Физическая
культура»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «Индивидуальный проект». В 10а классе введен
гуманитарный профиль с углубленным изучением литературы и
обществознания. Из части формируемой участниками образовательных
отношений выделяются элективные курсы для углубления профильных
предметов 1 час на литературу «Классика и современность», 1 час на
обществознание «Общество и цивилизация».
В 10б реализуется универсальный профиль с углубленным изучением
математики и биологии. Из части, формируемой участниками
образовательных отношений 1 час выделен на элективный курс по биологии

В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися
индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется
обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме
в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в
любой избранной области деятельности: познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного
года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом.
1 час учебного предмета «Физическая культура» преподается в рамках
внеурочной деятельности в 10а классе.
Варианты учебных планов 11 класса
1-й вариант
На углубленном уровне в 11а изучаются учебные предметы «Русский
язык», на который отводится 3 часа в неделю;
Учебные предметы «Родной язык (русский)», «Литература»,
«Иностранный язык (английский язык)», «География», «Обществознание»,
«Математика (алгебра и начала анализа)», «Математика (геометрия)»,
«Информатика», «Физика», «Астрономия», «Физическая культура», «Основы
безопасности жизнедеятельности» изучаются на базовом уровне.
Предметы и курсы по выбору представлены элективными курсами:
1.
«Основы финансовой грамотности» 1 час.
2.
«Современный английский: трудные аспекты» 2 часа
3.
«Общество и цивилизация» 1 час
4.
«История в деталях» 1 час
5.
«Классика и современность» 1 час
6.
«Основы современных экономических знаний! 1 час
2-й вариант.
На углубленном уровне в 11б изучается учебный предмет
«Математика», на который отводится 6 часов в неделю; в соответствии с
ФОП проводится 2 часа русского языка.
Учебные предметы «Русский язык», «Родной язык (русский)»,
«Литература», «Иностранный язык (английский язык)», «География»,
«Обществознание», «Математика (геометрия)», «Информатика», «Физика»,
«Астрономия», «Химия», «Биология», «Физическая культура», «Основы
безопасности жизнедеятельности» изучаются на базовом уровне.
Предметы и курсы по выбору представлены элективными курсами.
1. «Аналитическое познание физики» 1 час
2. «Сложные вопросы сложной химии» 1 час
3. «Основные вопросы биологии» 2 часа
4. «Информатика в задачах»1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».