АООП НОО МОУ СОШ 31 (вариант 5.1, 5.2)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Рассмотрена на педагогическом
совете МОУ СОШ № 31
Протокол № 1 от «30» августа 2023 года

Утверждена
приказом МОУ СОШ № 31
№ 156/7 от «30» августа 2023 года
Директор МОУ СОШ № 31

Т.В. Беляева
Согласована
Управляющим советом
Протокол № от «30» августа 2023 года

Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи
вариант 5.1, 5.2
на 2023 – 2024 учебный год

г. Подольск
2023 год

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел ........................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................... 3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи, адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования ……………………………...10
1.3. Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми
нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования .................................................................................................. 12
2. Содержательный раздел ........................................................................... 12
2.1. Направления и содержание программы коррекционной
работы ........................................................................................................... 12
2.2. Организационный раздел ...................................................................... 14
2.3. Тематическое планирование ................................................................. 16
3. Система условий реализации, адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ...........................................23

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Цель реализации, адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью
в

соответствии

с принятыми

в

семье и

обществе

духовно-нравственными

и

социокультурными ценностями.
Принципы

и

подходы

к

формированию

адаптированной

основной

общеобразовательной программы начального общего образования.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие
принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.)1;
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип

развивающей

направленности

образовательного

процесса,

ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип комплексного подход
принцип преемственности,
принцип целостности содержания образования.
принцип направленности на формирование деятельности
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации
1

Часть 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».

3

принцип сотрудничества с семьей.
В

основу

разработки

АООП

НОО

обучающихся

с

ТНР

заложены

дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений
формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с
дифференцированно

сформулированными

в

ФГОС

НОО

обучающихся

с

ОВЗ

требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение

дифференцированного

подхода

обеспечивает

разнообразие

содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества,
создания вариативных образовательных

материалов, обеспечивающих пошаговую

логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный

подход

основывается на

теоретических

положениях

отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса
обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом
общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение

как

процесс

организации

познавательной

и

предметно-практической

деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;

4

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных
областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР
на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация
детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе,
снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностноориентированные, проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового
характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не
механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений
между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует
и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты
(фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на
всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся
ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в
процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и
коррекционно-развивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование
речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной,
контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
5

Общая

характеристика адаптированной основной общеобразовательной

программы начального общего образования.
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же
сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или
фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии,
заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого
развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах,
ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся
с нарушениями чтения и письма. Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР
получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием
сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные
календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными
образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в
отдельных классах).
Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых
расстройств, для которых требуются особые педагогические условия, специальное
систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся,
находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии,
дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не
имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. В
зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два
отделения:
I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и
заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма,
препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
II отделение – для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при
нормальном развитии речи.
Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет
(I дополнительный – 4 классы), во II отделении 4 года (I – 4 классы). Для обучающихся с
ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к
освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс.
6

Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на
I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из
возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на
удовлетворение

особых

образовательных

потребностей,

обучающихся

с

ТНР

коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися
программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО
обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся,
согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР.
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного
языка

вследствие

дефектов

восприятия

и

произношения

фонем.

Отмечается

незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность
произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах:
отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение,
искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава
родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении
звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением
формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только
звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие
обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с общим недоразвитием речи IV уровня характеризуются
остаточными

явлениями

недоразвития

лексико-грамматических

и

фонетико-

фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается
выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова
проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне
7

отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность,
выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи,
смешение

звуков,

свидетельствующее

дифференцированного

восприятия

о

фонем

низком
и

уровне

являющееся

сформированности

важным

показателем

незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие
названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся
склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие
оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по
ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи
обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп.
Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических
отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность

лексического

строя

речи

проявляется

в

специфических

словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в
речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее
частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся
преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных
аффиксов,

препятствует

своевременному

формированию

навыков

группировки

однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии
сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно
ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические

средства

языка

у

обучающихся

сформированы

неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок,
которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления
верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой –
устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной

особенностью

является

своеобразие

связной

речи,

характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на
8

второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов
при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При
рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с
элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные
предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные
нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен
недостаточной

сформированностью

базовых

высших

психических

функций,

обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР
относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно
со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе
обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
-

организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным

нарушением; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного
образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление
отклонений речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени
выраженности его речевого недоразвития;
-

обязательность

непрерывности

коррекционно-развивающего

процесса,

реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и
специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической
работы;
-

создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших

психических функций, на основе обеспечения комплексного подхода при изучении
обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
-

координация

педагогических,

психологических

и

медицинских

средств

воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей
нервной деятельности, соматического здоровья;
9

- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости
коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
гибкое

-

варьирование

организации

процесса

обучения

путем

расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения
количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве
для разных категорий, обучающихся с ТНР;
-

постоянный

(пошаговый)

мониторинг

результативности

образования

и

сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития
речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения
в коррекционно-развивающую работу с ребенком;

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО2.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями
речи программы коррекционной работы.

2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –
ФГОС НОО).

10

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны
соответствовать требованиями ФГОС НОО3, которые дополняются группой специальных
требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений
устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие
дефектов

звукопроизношения

произнесение

звука;

и

умение

умение

правильно

различать

правильное

воспроизводить

и

неправильное

различной

сложности

звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное
восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных
средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические
характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока
посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация
фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки,
близкие по артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции
языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение
основными

закономерностями

сформированность

лексической

грамматического
системности;

и

лексического

умение

правильно

строя

речи;

употреблять

грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными
словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной
сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики,
грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность
языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность
психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих
овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими
и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые
мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства
человеческого общения.

3

Пункт 19.8 раздела III ФГОС НОО.

11

1.3. Система оценки достижения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ТНР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке
освоения АООП НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого
развития,

оптимального

для обучающегося

при

реализации

вариативных форм

логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с
сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.
2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий, программа отдельных
учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся с ТНР, программа формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО4.
Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы.
2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

4

Раздел III ФГОС НОО.
12

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
Программа

коррекционной

работы

должна

обеспечивать

осуществление

специальной поддержки освоения АООП НОО.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса.
Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения
АООП НОО являются:
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и
письма;
развитие

сознательного

использования

языковых

средств

в

различных

коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с
окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуальноориентированного коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями
которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента
речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию
лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции
нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание,
организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что
способствует

реализации

и

развитию

больших

потенциальных

возможностей,

обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при
изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях, проводимых на базе
организованных при общеобразовательных организациях логопедических пунктах, где
осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция нарушений
чтения и письма,
13

препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
работа по формированию полноценной речемыслительной деятельности.
2.2 Организационный раздел
Организация коррекционно-развивающей работы.
Порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного
подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения
определяет Инструктивное письмо от 14 декабря 2000г.N 2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Логопедический пункт создан в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» в
целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и
письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ
(особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися
общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных
представителей) обучающихся.
В логопедический пункт МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»
зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на
родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетикофонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание;
недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные
нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим,
фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие
нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному
освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико - фонематическим и
фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи
обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Зачисление в
логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных
производится в течение всего учебного года.
Предельная
наполняемость
логопедического
общеобразовательная школа № 31» не более 25 человек.

пункта

МОУ

«Средняя

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель - логопед
заполняет речевую карту. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в
14

течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и
письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной
формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в
зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося
и местонахождения общеобразовательного учреждения.
Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся, предельная-6.
Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время
с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью
нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма,
обусловленные общим недоразвитием речи, - 3 раза в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико- фонематическим или
фонематическим недоразвитием речи, - 2 раз в неделю;
с заикающимися обучающимися - 3 раза в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися,
имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи,
обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата
(дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих
обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными
обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и
обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность
индивидуального занятия - 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости
отражаются в журнале логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с
согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в
соответствующее лечебно- профилактическое учреждение для обследования врачами специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и
др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в
логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель и руководитель
общеобразовательного учреждения.
15

Учитель-логопед
оказывает
консультативную
помощь
учителям
общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся
в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с
первичной речевой патологией и за комплектование групп.
Учитель - логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной
и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и
преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым
нарушением;
б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися
общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со
специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских
поликлиник и психолого-медико- педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей - логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о
количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в
общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте.
2.3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.3.2 Тематическое планирование коррекционных логопедических занятий с уч-ся 2-х
классов (1–4), имеющих логопедические заключения: «Нарушения письма и чтения,
обусловленные фонематическим недоразвитием речи», «Нарушения письма и чтения,
обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи» по коррекции
нарушений письма и чтения.
№ Тема занятия:
п/п

Колво
часов

Примечание

При наличии в
группе уч-ся
с нарушением
звукопроизношения
занятия могут
проводиться
по схеме:
20 минут –
фронтальная
часть занятия
по теме;
5 мин.артикул.гимн.;
15 мин. –

1.

Развитие неречевых процессов. ……………………………

1-2

2.

Речь. Речевые и неречевые звуки. Органы речи……………

1

3.

Речь. Предложение. Интонационное оформление
предложений. ……….

1-2

4.
5.

6.

Предложение. Слово. Слова, обозначающие предметы.
…………………
Предложение. Слово. Слова, обозначающие действие
предмета. ……….
Предложение. Слово. Слова, обозначающие признаки
предмета. ……..
Всего по 1 разделу

1
2

2
8-10

16

7.

Гласные и согласные звуки и буквы. ………………………

1

8.

Закрепление навыков владения звукобуквенным анализом и
синтезом слов. ……………………………………………

3

Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.
Слоговой анализ и синтез. ………………………

4-5

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и
безударные слоги. Безударная гласная. …………………

3-4

9.

10

11.

12

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости
согласных с помощью гласных второго ряда (а-я, у-ю, о-ё, ыи, э-е, ё-ю). ………….
Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь в
конце и середине слова ………………………………………..

8-10

2-3

13.

Дифференциация графически сходных букв………………….

5-6

14.

Оценка результативности работы по содержанию 2 раздела.
Проверочные работы……………………………………………

1-2

Всего по 2 разделу

30-35

15.

Звонкие и глухие согласные. ………………………………

1

16.

Дифференциация П-Б (П’-Б’). ………………………………

4

17.

Дифференциация Т-Д (Т’-Д’). …………………………………

4

18.

Дифференциация Ф-В (Ф’-В’). ………………………………

4

19.

Дифференциация К-Г (К’-Г’). ………………………………

4

20.

Дифференциация С-З (С’-З’). …………………………………

4

21.

Дифференциация Ш-Ж. ….. …………………………………

4

22.

Дифференциация С-Ш. ….. …………………………………

4

23.

Дифференциация З-Ж. ……. …………………………………

4

24.

Дифференциация Л-Р (Л’-Р’). …………………………………

4

25.

Дифференциация Л-Й…….. …………………………………

4

26.

Дифференциация Ч-Т’……... ………………………………

4

27.

Дифференциация Ч-С’…….. …………………………………

4

28.

Дифференциация Щ-С……. …………………………………

4

уточнение и
постановка
неправильно
произносимых
звуков.

*Количество
часов
по каждой теме
может
варьироваться
в зависимости
от состава
группы

* Далее по
мере
необходимости
берутся для
отработки пары
звуков, нужные
для конкретной
группы уч-ся.

17

29.

Дифференциация Щ-Ч……. …………………………………

4

30.

Дифференциация Щ-Ш……. …………………………………

4

31.

Дифференциация Ц-С…….. …………………………………

4

32.

Дифференциация Ц-Т…….. …………………………………

4

33.

Дифференциация Ц-Ч……... …………………………………

4

Всего по 3 разделу

мах
44

Всего по I этапу

мах
85

Максимальное
количество
занятий по 3
разделу -44
(исходя из
общего
количества
занятий на 1
этапе – 85).

2.3.3 Тематическое планирование коррекционных логопедических занятий с уч-ся 2-х
классов (1–4), имеющих логопедические заключения: «Нарушения письма и чтения,
обусловленные общим недоразвитием речи» по коррекции нарушений письма и
чтения.
I этап коррекционно-развивающего обучения
№ Тема занятия:
п/п

Колво
часов

Примечание

*Количество
часов
по каждой теме
может
варьироваться
в зависимости
от состава
группы

1.

Развитие неречевых процессов. ………………………………

1-2

2.

Речь. Речевые и неречевые звуки. Органы речи………………

1

3.

Речь. Предложение. Интонационное оформление
предложений. ……….

1-2

4.
5.

Предложение. Слово. Слова, обозначающие предметы.
…………………………………………………………………..
Предложение. Слово. Слова, обозначающие действие
предмета. ……………………………………………………….

1
2

Предложение. Слово. Слова, обозначающие признаки
предмета. ………………………………………………………..
Всего по 1 разделу

2
8-10

7.

Гласные и согласные звуки и буквы. …………………………

1

8.

Закрепление навыков владения звукобуквенным анализом и
синтезом слов. ………………………………………………..

3

Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.
Слоговой анализ и синтез. ………………………

4-5

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и
безударные слоги. Безударная гласная. …………………

3-4

6.

9.

10

18

11.

12

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости
согласных с помощью гласных второго ряда (а-я, у-ю, о-ё, ыи, э-е, ё-ю). …………………………………………………….
Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь в
конце и середине слова ………………………………………..

8-10

2-3

13.

Дифференциация графически сходных букв…………………

5-6

14.

Оценка результативности работы по содержанию 2 раздела.
Проверочные работы……………………………………………

1-2

Всего по 2 разделу

30-35

15.

Звонкие и глухие согласные. ………………………………

1

16.

Дифференциация П-Б (П’-Б’). ………………………………

4

17.

Дифференциация Т-Д (Т’-Д’). …………………………………

4

18.

Дифференциация Ф-В (Ф’-В’). ………………………………

4

19.

Дифференциация К-Г (К’-Г’). ………………………………

4

20.

Дифференциация С-З (С’-З’). …………………………………

4

21.

Дифференциация Ш-Ж. ….. …………………………………

4

22.

Дифференциация С-Ш. ….. …………………………………

4

23.

Дифференциация З-Ж. ……. …………………………………

4

24.

Дифференциация Л-Р (Л’-Р’). …………………………………

4

25.

Дифференциация Л-Й…….. …………………………………

4

26.

Дифференциация Ч-Т’……... ………………………………

4

27.

Дифференциация Ч-С’…….. …………………………………

4

28.

Дифференциация Щ-С……. …………………………………

4

29.

Дифференциация Щ-Ч……. …………………………………

4

30.

Дифференциация Щ-Ш……. …………………………………

4

31.

Дифференциация Ц-С…….. …………………………………

4

32.

Дифференциация Ц-Т…….. …………………………………

4

33.

Дифференциация Ц-Ч……... …………………………………

4

* Далее по
мере
необходимости
берутся для
отработки пары
звуков, нужные
для конкретной
группы уч-ся.

Максимальное
количество
занятий по 3
разделу -44
(исходя из
общего
количества
занятий на 1
этапе – 85).
19

Всего по 3 разделу

мах
44

Всего по I этапу

мах
85

II этап коррекционно-развивающего обучения
Слова, обозначающие предметы, действия, признаки (подбор,
выделение словосочетаний, составление словосочетаний и
предложений). ………………………………………………………..

5*

2.

Практическое овладение навыком подбора антонимов……………

2

3.

Практическое овладение навыком подбора синонимов…………….

2

4.

Понятие о многозначности слова. Практическое овладение
навыками употребления. ……………………………………………..

2

Всего па 1 разделу:

11 ч.

Понятие об однокоренных, родственных словах (практическое
овладение подбором родственных слов, выделением из текста;
усвоение написания безударных гласных в корне; составление
словосочетаний и предложений простой синтаксической
конструкции). .......................................................................................

5

6.

Окончание слова. …………………………………………………….

1

7.

Практическое овладение навыками образования слов при помощи
суффиксов различного значения (овладение умением адекватного
применения; работа со словосочетаниями и предложениями
простой синтаксической конструкции). ……………………………

5

1.

5.

8.

Практическое овладение навыками образования слов при помощи
приставок (овладение умением адекватного применения; работа со
словосочетаниями и предложениями простой синтаксической
конструкции). ………………………………………………………
5

9.

Понятие о предлогах и практическое использование предлогов. …

4

10.

Дифференциация предлогов и приставок. ………………………

4

Всего по 2 разделу:

24 ч.

Согласование глаголов настоящего времени и существительных в
числе. ……………………………………………………………….
Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в
числе. ………………………………………………………………..

2

11.
12.

*Количеств
о часов
по каждой
теме может
варьироват
ься
в
зависимост
и
от состава
группы.

2
20

13.
14.
15.

16.
17.

Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в
роде. ………………………………………………………………
Согласование глаголов будущего времени и существительных в
числе. ………………………………………………………………
Согласование имён существительных и прилагательных в роде.
………………………………………………………………………
Согласование имён существительных и прилагательных в числе.
…………………………………………………………………………
Согласование имён существительных и прилагательных в роде и
числе. ………………………………………………………………
Всего по 3 разделу:

2
1
1
2
2
12 ч.

18.

Начальная форма имени существительного. Именительный падеж

1

19.

Практическое употребление имени существительного в форме
винительного падежа……………………………................................

2

Дифференциация употребления имени существительного в форме
именительного и винительного падежей…………………………

2

Практическое употребление имени существительного в форме
дательного падежа…………………………………………………

1

Практическое употребление имени существительного в форме
творительного падежа………………………………………………

1

Практическое употребление имени существительного в форме
родительного падежа………………………………………………

2

Дифференциация употребления имени существительного в форме
родительного и винительного падежей……………………………

2

Практическое употребление имени существительного в форме
предложного падежа…………………………………………………

2

Дифференциация употребления имени существительного в форме
винительного и предложного падежей с предлогами В, НА………

2

Практическое употребление имени существительного в форме
косвенных падежей. Обобщение, закрепление знаний и умений…

2

Самостоятельная работа по теме «Управление»……………………

1

Всего по 4 разделу:

18 ч.

Всего по II этапу:

мах
65 ч.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

III этап коррекционно-развивающего обучения
21

№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Тема занятия:
Дифференциация понятий «слово», «словосочетание»,
«предложение». ………………………………………………

Кол-во
часов
1

Смысловая и интонационная законченность предложений
(.?!) Связь слов в предложении. ……………………………

2-3

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение
границ предложений. ………..………………………………

3

Составление предложений:
а) из слов, данных в правильной грамматической форме;
б) из слов, данных в начальной форме;
в) полных ответов на вопросы;
г) по картинке с использованием опорных слов, схем.
Грамматическое оформление предложений. ………….............

4

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических
конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со
сложносочиненными предложениями. ……………………

3

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических
конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со
сложноподчиненными предложениями (конструирование,
синтезирование). ........................................................................

3-4

Работа с деформированными предложениями.
Реконструкция предложений. Грамматическое оформление
предложений. …………………………………………………..

3

Всего по 1 разделу:

19-21

Понятие о тексте. Выделение признаков связного текста.
Тема текста. ……………………………………………………..

2

Текст. Основная мысль текста. Определение темы, главной
мысли. …………………………………………………………..

2

10.

Общее знакомство с типами текста. …………………………..

1-2

11.

Знакомство с планом. Составление плана по серии
сюжетных картин. ………………………………………………

2

7.

8.

9.

12.

Восстановление деформированного текста (составление
текста из отдельных предложений по вопросам, по
картинкам, по схемам и самостоятельно). Определение темы
и главной мысли текста. Грамматическое оформление
предложений в тексте. ………………………………………….

*Количество
часов
по каждой
теме может
варьировать
ся в
зависимости
от состава
группы.

4

13.
22

Текст – повествование (характерные признаки, схема
построения текста). Составление рассказа по сюжетной
картинке с использованием плана. ……………………………

2

14.
15.

16.
17.

Самостоятельное составление плана и рассказа по сюжетной 1
картинке. ……………………………………..............................
Составление плана текста с обозначенными частями.
2
Изложение. ………………………………………………………
1-2
Деление текста на части. Составление плана рассказа. ……..
1
Составление рассказа по данному началу. Сочинение. ………

18.
Составление рассказа по плану и опорным словам на
заданную тему. Сочинение. ……………………………………

1

Текст-описание (характерные признаки: общие признаки,
признаки частей, оценка предмета). Описание предмета с
использованием плана и опорных слов. ……………………..

2

Составление плана и рассказа-описания предмета.
Сочинение………………………………………………………

1

Текст – рассуждение (характерные признаки). Составление
плана (основная мысль, доказательства, вывод). ……………

3

19.

20.

21.

22.

3
Редактирование текста. …………………………………………

23.
Пересказ текстов разных типов:
а) последовательный пересказ с опорой на вопросы;
б) последовательный пересказ с опорой на предметные
картинки и вопросы, составление плана пересказа;
в) последовательный пересказ с использованием серии
сюжетных картинок, опорных слов-действий, составление
плана пересказа;
г) самостоятельное составление плана и пересказ. ………….

4-5

24.
Развитие навыков связной диалогической речи (вопросноответная форма речи; сюжетно-ролевые игры, чтение по
ролям). …………………………………………………………..

3

Всего по 2 разделу:

35-38

Всего по III этапу:

мах 70 ч.

3. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи
23

3.1. Кадровые условия.
Учитель-логопед –имеет высшее профессиональное педагогическое образование в
области логопедии:
по специальности «Логопедия» с квалификацией «Учитель-логопед»;
3.2. Финансовые условия.
Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение обучающимися с
ТНР общедоступного и бесплатного образования за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных
и частных образовательных организациях осуществляется на основе нормативов,
определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
обеспечивающих реализацию АООП НОО в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ.
Финансовое

обеспечение

должно

соответствовать

специфике

кадровых

и

материально-технических условий, определенных для АООП НОО обучающихся с ТНР.
Вариант 5.1, 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование находясь
в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, и в те же сроки
обучения. Обучающемуся с ТНР предоставляется государственная услуга по реализации
основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая
адаптируется под особые образовательные потребности обучающегося и при разработке,
которой необходимо учитывать следующее:
1) обязательное включение в структуру АООП начального общего образования для
обучающегося с ТНР программы коррекционной работы, что требует качественно
особого кадрового состава специалистов, реализующих АООП;
2) при необходимости предусматривается участие в образовательно-коррекционной
работе тьютора, а также учебно-вспомогательного и прочего персонала (ассистента,
медицинских работников, необходимых для сопровождения обучающихся с ОВЗ,
инженера по обслуживанию специальных технических средств и ассистивных
устройств).
3) создание специальных материально-технических условий для реализации АООП
(специальные учебники, специальные учебные пособия, специальное оборудование,
специальные технические средства, ассистивные устройства, специальные
компьютерные программы и др.) в соответствии с ФГОС для обучающихся с ТНР.
24

При определении нормативных финансовых затрат на одного обучающегося с ОВЗ на
оказание государственной услуги учитываются вышеперечисленные условия организации
обучения ребенка с ТНР.
Финансирование рассчитывается с учетом рекомендаций ПМПК, ИПР инвалида в
соответствии с кадровыми и материально-техническими условиями реализации АООП,
требованиями к наполняемости классов в соответствии с СанПиНом.
Таким образом, финансирование АООП НОО для каждого обучающегося с ОВЗ
производится в большем объеме, чем финансирование ООП НОО обучающихся, не имеющих
ограниченных возможностей здоровья.
3.3. Материально-технические условия.
Материально-технические условия - общие характеристики инфраструктуры,
включая параметры информационно-образовательной среды образовательной организации.
Материально-техническое обеспечение МОУ «Средняя общеобразовательная школа №
31» обучающихся с ТНР отвечает не только общим, но и их особым образовательным
потребностям.
МОУ

«Средняя

общеобразовательная

школа

№

31»

имеется

специально

пространство в котором обучается учащийся с ТНР; специальный временной режим
обучения;

технические

средства

обучения,

включая

специализированные

компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение
особых образовательных потребностей, специальным учебникам, специальным
рабочим

тетрадям,

специальным

дидактическим

материалам,

специальным

электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим
особым

образовательным

потребностям

обучающихся

с

ТНР.

25

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».